Мы разучились жить вместе по-христиански. Надо учиться Ещё несколько слов о конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне» (Тверь, 2-4 февраля 2020 г.)Приветственное слово митрополита Тверского и Кашинского Саввы зачитал по его поручению секретарь епархии, игумен Борис (Тулупов) В прошлом номере мы лишь очень кратко рассказали о конференции «Личность в истории православных братств», прошедшей в начале февраля в Твери. Между тем она была настолько содержательной, что жаль было бы не рассказать о прозвучавших на ней докладах более подробно. Конечно, любой желающий может посмотреть в фейсбуке или на ютубе видеозапись двух пленарных заседаний и завершающего конференцию круглого стола. Но не все наши читатели живут в пространстве социальных сетей, поэтому сегодня пусть в газетном формате, но всё-таки – о докладах. Конференция началась с приветственных слов, первое из которых принадлежало митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве. Обратившись к истории русских православных братств, начавшейся ещё в XVI веке, владыка завершил приветствие словами: «Христианские братства зарождались, во многом следуя по пути поиска ответов на животрепещущие вопросы, которые ставились перед человеком самой эпохой. Люди, объединённые единой верой в Бога и подлинными христианскими ценностями, спешили помочь ближнему, оказавшемуся в более плачевном положении, независимо от социального статуса... Опыт христианского единства в нашей церкви никогда до конца не исчезал и, дай Бог, не исчезнет. Посему будем считать нашим неотъемлемым долгом не уставая и не прекращая вспоминать имена епископов, священников, учёных, простых мирян и всех тех, кто принёс кровную или бескровную жертву во имя служения Господу Иисусу Христу и Матери-Церкви». Духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков в своём приветственном слове сказал прежде всего о том, насколько важно сегодня братское устроение церковной жизни: «История братств в церкви – важная часть церковного предания, но совершенно к нашему времени забытая. Некоторые люди вообще ничего не знают о братствах, не только о том, что к началу XX века их было семьсот, даже и об одном не знают, не знают, что в церкви можно жить по-братски, а не только формально-иерархически... После всего, что мы пережили в XX веке, мы разучились выстраивать эти неформальные, духовные отношения, когда христиане становятся друг другу братьями и сёстрами не на словах, а на деле. И это очень большая проблема для церкви. Мы разучились жить вместе по-христиански. Надо учиться». Первое пленарное заседание сразу же показало многообразие возможных подходов к теме конференции. Доктор исторических наук, профессор Тверского государственного университета Ирина Геннадиевна Виноградова (Тверь) подробно рассказала о жизни и служении архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова). Почётный председатель братства св. Михаила Тверского, он был одним из главных ревнителей просвещения, собирателем и хранителем древностей, устроителем богатейшей библиотеки древних рукописей. Доклад Юлии Валентиновны Балакшиной (СанктПетербург) поставил слово «братство» в контекст размышлений славянофилов. Конечно, они больше размышляли об общине, но и слово «братство», которое они считали скорее западным и нуждающимся в реабилитации после того, как оно, к несчастью, «попало на знамя» Великой французской революции, всё-таки было в их лексиконе. Мечты ранних славянофилов, выразившиеся в словах Константина Сергеевича Аксакова «Дух братства, кроткий, величавый, дух мира снова воскресим», осуществились не через ожидаемое ими объединение славянских племён, но через проявление братских свойств в самой церкви. И в этом смысле слова Ивана Сергеевича Аксакова «братство есть явление, требующее живого отношения к вере; оно должно возникнуть свободно, органически, само собой, из ничего, на гроши медные, под влиянием проповеди искреннего миссионера» нашли своё воплощение, и часто горячими миссионерами, основывавшими братства, становились русские аристократы, такие как Н.Н. Неплюев. «В лоне Движения, особенно среди мирян, возник новый религиозный тип. Он вовлечён в жизнь церкви свободно и сознательно». Большинство докладов сопровождалось показом редких архивных фотографий. О Кирилле Александровиче Ельчанинове рассказывает председатель РСХД Кирилл Соллогуб (Париж) Председатель Русского студенческого христианского движения Кирилл Соллогуб (Париж) напомнил слова Никиты Алексеевича Струве: «В лоне Движения, особенно среди мирян, возник новый религиозный тип. Для этого типа характерно своеобразное отношение к церкви. С одной стороны, он глубоко вовлечён в её жизнь и активно участвует в ней, но с другой – он вовлечён в жизнь церкви свободно и сознательно, не отождествляясь с церковной институцией, без всякого пафоса, избегая клерикализма, формального благочестия, конформизма и авторитарности», и рассказал об одном из самых ярких представителей этого религиозного типа – Кирилле Александровиче Ельчанинове. Завершивший первое заседание доклад о. Георгия Кочеткова продолжил намеченное этими выступлениями движение от прошлого к будущему. По мнению автора доклада, нам надо научиться воплощать в своей жизни всё то, что вытекает из слов Священного писания Нового Завета – «Бог есть Любовь» и «где Дух Господень, там Свобода». Это возможно только в церковной общине или в братстве, в которых должны существовать неформальные отношения любви между их членами и свобода каждой личности. Только тогда можно будет возродить подлинную соборность, кафоличность Церкви. «Для этого церкви необходимо в полную меру освободиться от тяжёлого наследия константиновской эпохи (я имею в виду не наследие святых этой эпохи, а наследие церкви как общественной структуры, повязанной с всегда греховным и нехристианским государством)», – сказал о. Георгий. Не менее интересным были и заседания секций (возможно, в будущем мы опубликуем некоторые из прозвучавших на них докладов), и пленарное заседание второго дня, о котором невозможно не рассказать хотя бы частично. Проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат исторических наук протоиерей Константин Костромин (Санкт-Петербург) говорил о том, как объединившаяся вокруг будущего священномученика о. Павла Кульбуша группа сильных прихожан Свято-Исидоровского прихода родилась в русско-эстонское братство. Огромное значение в жизни братства играл круг друзей, однокурсников о. Павла, среди которых был епископ Вениамин (Казанский) – тоже будущий священномученик. О размахе деятельности братства говорит огромное количество внебогослужебных бесед: это трудно представить, но в год их было до 500! Ещё дальше в глубь истории отступил профессор Санкт-Петербургского университета Владимир Васильевич Морозан, посвятивший свой доклад созидательной церковной деятельности митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) (XVIII в.). Афанасий Георгиевич Зоитакис, доцент кафедры истории церкви МГУ (Москва) рассказал об объединивших множество людей церковных братствах в Греции и Сербии. Эти братства, возникавшие прежде всего по инициативе тех представителей белого духовенства, которые чувствовали, что жизни прихода недостаточно, были ориентированы на «монашество нового типа», направленное «не исихастски, а миссионерски» (как тут не вспомнить размышления архиеп. Иоанна (Шаховского) о «белом иночестве»!). Члены братства считали, что в богослужении центральное место должна занимать проповедь, тайные молитвы должны читаться вслух, а в церкви лучше сидеть, чем «стоя думать о ногах», за что подвергались критике «традиционалистов». В начале XX века отделения братства «Зои» существовали почти в каждом городе Греции, а еженедельная братская газета выходила тиражом 165000 экземпляров. В Сербии в богомольческое движение и Союз братств православных христиан к середине 1930-х годов входил каждый семнадцатый житель Югославии – это сотни тысяч человек. И хотя в послевоенные годы эта деятельность пошла на спад (о том, почему это случилось и возможно ли её продолжение, оживлённо дискутировали после доклада), тем не менее все абитуриенты семинарий и послушники монастырей были из семей представителей этого движения. Декан богословско-пастырского факультета Омской духовной семинарии, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов (Омск) посвятил свой доклад трагической истории боевых дружин братства свт. Гермогена, входивших в Белое движение, и судьбе их организатора – профессора Дмитрия Васильевича Болдырева, члена Братства святой Софии, в котором Николай Онуфриевич Лосский видел преемника. Именно Болдыреву был посвящён один из сонетов Вс. Иванова, описывающий ночные встречи в захваченной большевиками в 1918 году Перми (Свет электрический, притухший, с краснотой,/ И лица бледные – встревожены и строги./ Как будто светлый рай покинувшие боги/ Судьбою кинуты здесь в трудный мир земной./ Табачный сизый дым, качаясь пеленой,/ К повисшей лампочке лениво тянет ноги,/ – Глаголы, падежи, наречия, предлоги/ Звенят под потолком, как мух докучный рой.../ Их звоном заслонив все напасти лихие,/ Маячит вдалеке крылатая София,/ Над Русью бедною державный правя лёт.) Болдырев считал, что большевики – псевдорелигиозные сектанты, но бороться с ними нужно не только анафемой, крестными ходами, молитвами, но и с оружием в руках. Уже весной 1919 года появлялись его статьи, обращавшиеся к опыту духовного противостояния в истории других стран. Но Крестоносное движение не успело созреть: армия отступала, а население Сибири ещё не знало, что такое красные, и думало, что ничего страшного, когда они придут, не случится. Тем не менее в Омске, Новониколаевске, Томске, Чите образовались дружины с особым уставом, особой клятвой – около 6 тысяч человек, не только православных (в том числе и старообрядцев), но и мусульман. Это была некая форма народного ополчения, не всегда понимаемая в войсках: порой свои к ним относились как к баловству. Зато красные никогда не оставляли попавших в плен крестоносцев в живых. Крестоносцы очень мужественно, хотя и не всегда профессионально сражались (при этом никогда не участвовали в карательных операциях) и последними покинули Омск. Болдырева арестовали вместе с Колчаком, которого он не покинул до самого конца, и казнили вместе с ним. До конца Великого сибирского ледяного похода (зимой 1919-1920 гг.) живыми дошли 400 добровольцев. Часть добровольцев оказалась в Томске и осталась там на подпольную работу, стремясь захватить его изнутри; они были выловлены органами ЧК, 100 человек было арестовано, 44 расстреляно. Почему белые проиграли в Гражданской войне? Одной из причин был «синодальный дух», инерция неподвижности церкви, её связанности с властью, с материальными благами. После доклада разговор вернулся к тому вопросу, который не раз задавала своим авторам «Кифа»: почему белые проиграли в Гражданской войне? Отец Димитрий дал очень неожиданный, никогда не звучавший на наших страницах ответ: одной из причин был «синодальный дух», инерция неподвижности церкви, её связанности с властью (кто бы таковой в данный момент ни оказался, даже красные), с материальными благами. Это рождало неспособность Белого движения дать своевременный ответ на вызовы эпохи, особенно в сфере информационного обеспечения и пропаганды. И хотя в начале XX века способность к самоорганизации церкви и степень внутренней свободы и архиереев, и священников, и мирян стали выше, эти изменения не успели до конца развиться. Закончил конференцию круглый стол, вновь и вновь возвращающий участников к настоящему времени. Доклад Афанасия Георгиевича Зоитакиса был посвящен братствам в Греции и Сербии
Протоиерей Димитрий Олихов и ректор Свято-Филаретовского института А.Б. Мазуров Кифа № 3 (259), март 2020 года |