gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow 1917 - 2017 arrow «Мы занимаемся работой христианского просвещения». Интервью с ректором РХГА Дмитрием Кирилловичем Богатырёвым
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.11.2019 г.

«Мы занимаемся работой христианского просвещения»

Интервью с ректором РХГА Дмитрием Кирилловичем Богатырёвым, автором книги «Духовный смысл Русской революции: столетняя ретроспектива»

Дмитрий Кириллович Богатырёв

У нас получилось так, что мировая революция «не пошла», и энергия – а революция всегда вызывает из глубин коллективного подсознательного какую-то полудемоническую энергию – пошла внутрь страны.

Иногда складывается впечатление, что события столетней давности были предопределены, всё вело именно к ним, и сейчас некоторые историки, или, по крайней мере, публицисты часто выдвигают именно такую идею.

И сейчас, и раньше.

Но тем не менее мы верим, что одновременно с теми или иными предпосылками существует и свободный выбор человека, и во всякой ситуации события могли повернуться по-другому. И в 1917-м могли повернуться по-другому, и в 1919-м.

Да, предпосылки ещё не значат самого события. Об этом писал С.А. Аскольдов в сборнике «Из глубины»1: «И война, и русская революция, несомненно, были подготовлены всею совокупностью предшествующих условий. И, однако, всё и могло бы ограничиться этой подготовленностью». Исторические процессы – в этом и отличие их от процессов физических и даже биологических – предполагают другую степень свободы. Это первое.

И второе: совершенно точно можно сказать, что, конечно, сам характер революции и последующих процессов всё-таки не был предопределён. Жизнь показывает, что монархическая форма правления постепенно уходит, на смену ей приходят другие, более сложные формы взаимодействия. Так же как в развитии семьи на каком-то уровне отец является бесспорным, непререкаемым авторитетом, а потом рождаются более сложные структуры взаимоотношений. И этот процесс, очевидно, неизбежный. Эти же закономерности отмечаются и на уровне руководства корпоративными структурами, не только государственными. Так что очевидно: что-то похожее на революцию в социально-экономическом плане должно было произойти и в России. А вот то, что революция приобрела такой жесточайший антирелигиозный характер – здесь, я думаю, есть доля вины всех субъектов, не только революционеров и интеллигенции. Не будь такой плотной связи, оков, сковывавших церковь с государством, я думаю, и гонения были бы гораздо менее сильными.

А то, что её последствия тянулись так долго...

Они и сейчас тянутся.

Ведь в других странах было не так. Вот Франция: прошло 25 лет – и реставрация, потом опять революция.

Так это кажется нам из другой страны 200 лет спустя. Нет, у них весь XIX век шли «разбирательства». Другое дело, что, конечно, не было таких внутренних репрессий, как у нас, я согласен. Есть такая теория, что наполеоновские войны канализировали агрессивную энергию вовне. А у нас получилось так, что мировая революция «не пошла», и энергия – а революция всегда вызывает из глубин коллективного подсознательного какую-то полудемоническую энергию – пошла внутрь страны. У них же тоже были и Вандея, и Робеспьер, который половину аристократов обезглавил. Но всё равно это не приобрело такой массовый характер, как у нас.

Если говорить о Гражданской войне – ведь там вплоть до середины 1919 года ситуация была неопределённой. Почему всё-таки она склонилась в сторону победы красных?

Я думаю, важнейшим фактором, конечно, было то, что «крестовый поход против большевизма» не состоялся.

То есть то, что церковь не повела себя так, как, скажем, в Испании?2

Нет, я имею в виду крестовый поход, к которому призывал Черчилль. Запад не поддержал антибольшевистское сопротивление.

Да, Запад вёл себя двусмысленно.

Он очень, очень двусмысленно себя повёл. И, в общем-то, получил то, что получил в конечном счёте. Я думаю, это одна из важнейших причин того, что победили красные.

Вторая причина: всё-таки идеологического единства в белом движении в то время не было, а у большевиков такое единство, пусть примитивное, но на основе какой-то идеологии, было.

И третий момент: нельзя всё-таки забывать, что революция произошла в стране, которая была когда-то глубоко религиозной. И принципиальное преимущество большевиков было в том, что они фактически предложили некую «секулярную религию» взамен той, которая была. То есть их идеология была имманентно религиозна. Чего нельзя сказать о Белом движении: либо они думали, что надо реставрировать прошлое (но никто этого не хотел), либо предлагались размытые образы будущего в некоем либерально-капиталистическом пути, к которому мы пришли в 1990-е годы.

А большевистская идеология – она была более примитивной, и в этой своей примитивности более привлекательной. Скрученная, свинченная вся, в ней не было никаких «лишних деталей». И этой простотой она привлекала.

Поезд председателя Реввоенсовета Льва Троцкого
Поезд председателя Реввоенсовета Льва Троцкого

Наверное, она к тому же хорошо сочеталась с тем самым демоническим началом, что поднимается во время революции из глубин подсознания, как Вы сказали. Не случайно же с первых месяцев Гражданской войны начинаются осквернения храмов, оргии на престолах...

В большой степени это верно. Ведь белые этого не делали.

К слову, наше издательство выпустило несколько книг по Гражданской войне. В том числе эстетическое отображение войны и подборку философских взглядов эмигрантских мыслителей на связанные с ней проблемы3.

Как Вам кажется, где нам, понимая всё это, искать «точки надежды» и в этом всё-таки не до конца роковым образом предопределённом прошлом, и в нашей сегодняшней жизни? Какие движения в первую очередь сделать, чтобы вырастали хотя бы какие-то ростки, способные исцелять последствия того, что случилось?

Движения вы и так делаете: на мой взгляд, Преображенским братством проводится большая работа. И мы тоже делаем. Теорию малых дел, которую выдвинули почвенники, никто не отменял. На глобальное замахиваться, может быть, и не стоит. Для нас в центре стоят справедливые слова Владимира Соловьёва (некоторые считают, что их написал митрополит Платон, а кто-то приписывает Н. Лосскому), сейчас патриарх их часто повторяет: что Русь была крещена, но не была просвещена. Мы занимаемся работой христианского просвещения, и это хорошо и очень важно.

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная

Выступление студентки СФИ Ольги Орловой
Конференция РХГА «Бог. Человек. Мир». Выступление студентки СФИ Ольги Орловой. Декабрь 2016 г.

Image
На форуме РХГА и ИФ РАН, посвящённом философско-религиозному осмыслению проблем биотехнологического улучшения человека. Декабрь 2018 г. Фото из архива РХГА

--------------------------

1 Сборник статей о русской революции «Из глубины» (книгоиздательство «Русская Мысль», Москва-Петроградъ, 1918 г.) открывался статьей С.А. Аскольдова (псевдоним Сергея Алексеевича Алексеева) «Религиозный смысл русской революции». Сборник был запрещён к распространению, и некоторое время спустя весь тираж, находившийся на складе, был изъят и уничтожен. В 1967 году он был переиздан издательством «YMCA-Press» в Париже по экземпляру, сохранённому и вывезенному за границу Н.А. Бердяевым, после этого нелегально распространялся в СССР в самиздате.

2 Согласно современным исследованиям, во время гражданской войны в Испании красными республиканцами было убито более 4 тысяч священников и 283 монахини (кого-то из них перед смертью жестоко пытали). По всей стране было сожжено множество церквей, монастырей и религиозных школ. В совместном письме от 1 июля 1937 года (примерно через год после начала масштабного террора), адресованном всем епископам католического мира, испанские епископы писали, что страна разделилась на два враждебных лагеря. Одна сторона проводит политику антииспанского и антирелигиозного террора, а вторая поддерживает уважение к религии и стремится к установлению национального порядка; церковь ориентируется на паству и не желает продавать свою свободу политикам, но при данных обстоятельствах не имеет иного выбора, кроме как выступить на стороне тех, кто начал защищать её свободу и право на существование.

3 Красное и белое: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, коммент. П. Н. Базанова. – СПб.: РХГА, 2018. – 784 с.
Гражданская война в поэзии и прозе, антология / Сост., вступ. статья, коммент. С. В. Шешуновой. – СПб.: РХГА, 2018. – 748 с., Гражданская война: день за днем, антология / Сост., предисловие, заключение В. С. Черепенчук. – СПб.: РХГА, 2018. – 468 с.

Кифа № 9 (253), сентябрь 2019 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!