«Рана кровоточит и грех не раскаян» С 21 сентября по 20 ноября в Москве в здании Российского православного университета проходит выставка «Человек на переломе» Одна из главных проблем нашей сегодняшней жизни – то, что мы практически не знаем свою историю. Ту историю, которая не может оставаться для нас безразличной и далёкой, хотя кто-то и призывает смотреть на неё сегодня так же, «как на сражения персов и греков». Выставка «Человек на переломе» вкладывает свою лепту в то, чтобы мы вспомнили всё, очнулись, вернули себе память и пришли в сознание. После большого успеха в Петербурге она открылась в Москве в здании Российского православного университета. На стендах – фотографии и воспоминания, старые газеты и цифры потерь, понесённых народом в страшные послереволюционные годы, – от 12 до 18 миллионов человек... «Сто лет – это целый век, но это словно день вчерашний, потому что рана кровоточит и грех не раскаян. Собственно раскаяние только и может уврачевать эту рану, но для этого прежде нужно увидеть и этот грех, и эту кровь. Поэтому нужно об этом говорить. Поэтому нужно об этом писать. Показывать и рассказывать. Раскрывать глаза, открывать души, обнажать сердца. Потому что не бывает покаяния без слёз и исцеления без боли. Сегодняшняя выставка – ещё один шаг на этом пути, ещё одно важное слово покаяния и правды», – говорится в слове, адресованном и создателям, и посетителям выставки предводителем Российского дворянского собрания О.В. Щербачёвым. На открытии экспозиции собрались не только представители научного сообщества и политики; в зале было много молодёжи. Эти молодые неравнодушные лица радовали больше всего. Как и то, что прозвучали слова от имени русской эмиграции. Сергей Михайлович Самыгин, потомок князей Мещерских, напомнил: «Когда говорят о потерях России, пишут, что миллион (или несколько миллионов) человек уехало в эмиграцию. Но мой дед – он не хотел уезжать из России. Он здесь остался после того, как началась заваруха. Он остался в Подмосковье. Его арестовали. Он почувствовал, что такое ленинские лагеря, ещё тогда, в начале 1920-х. И ему оставалось только одно – бежать из лагеря и убежать из России, вернее, уже из Советского Союза. И мы просим вас: когда вы говорите о русской диаспоре, о той России, которая уехала, не говорите "эмигранты". Те, кто остался за границей сегодня, могут считаться эмигрантами: они добровольно остались за рубежом. Но те, первые поколения 1920-х годов – беженцы. Их били, и они ушли. Кого-то выслали насильно... Россия зарубежная – она живёт. Но мы, живущие там, начинаем постепенно забывать русский язык, а значит, мы все начинаем терять то, что уехало из России. Что делать, чтобы мы полностью не растворились там, за рубежом? Мы протягиваем вам руку. И от вас здесь многое зависит». После открытия экспозиции «Кифа» попросила епископа Моравичского Антония, участвовавшего в этом событии от преподавательской корпорации РПУ, дать краткий комментарий. Вопрос наш был связан с тем, что в Москве владыка представляет Сербскую православную церковь, а Сербия всегда очень сердечно относилась к тому, что происходило в России, и русских изгнанников принимала с открытым сердцем. Епископ Антоний (Пантелич), декан Философско-богословского факультета РПУ, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, в своём ответе напомнил, что и сербский народ, и русский народ претерпели похожие страдания. «Мы однокровные славянские народы с очень похожими традициями, культурами, языком, ментальностью, – сказал владыка. – Похожи были у нас и некоторые моменты истории. У любого народа есть свои подъёмы и свои падения. И любой народ бывает награждён за свои труды и подвиги и бывает наказан за те тяжёлые ситуации, которые Господь посылает из-за молитвенного, духовного падения народа. Когда у нас подъёмы, Господь нас вознаграждает всякими благодеяниями. А когда человек начинает падать, Господь нам указывает на какие-то страницы новой жизни, чтобы каждый человек мог исправиться, осознать, что не только материальные вещи важны в этой жизни, что духовность играет великую роль в жизни человека и в жизни народа» Александра Колымагина На открытии выставки было много молодёжи Фото: Александр Волков Кифа № 10 (254), октябрь 2019 года |