Человек – родственник Богу Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече1 Если Вы в какой -то момент не чувствуете любви в смысле ощущения, чувства, но можете человеку помочь, сделать дело любви – делайте! И Вы совершенно правы: если Вы будете делать его искренне и открыто, изменятся и Ваши чувства. Елена: В послании апостола Павла к Римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Как Вы думаете, о какой власти идёт речь? Священник Георгий Кочетков: В послании апостола Павла к Римлянам имелась в виду власть очень конкретная: мирская светская власть. Предполагалось, что она стоит на страже справедливости и правды и действует в соответствии с законом; иначе эта власть не от Бога. И если она от Бога, нужно быть ей послушным. Здесь есть нюансы, потому что, скорее всего, именно эта часть Послания к римлянам – более поздняя вставка. Но это для нас с вами сейчас неважно. Юлия: У меня вопрос в связи с заповедью о любви. Ведь любовь к ближнему можно проявлять либо как чувство, либо как действие. Я, например, задавала себе вопрос: а могу ли я чувствовать любовь к разбойнику или бомжу, или, скажем, к людям, к которым, как я считаю, нельзя чувствовать любовь? И как же тогда проявлять эту любовь к ближнему? Помочь человеку – например, едой, либо тем, что вынешь его из этой ямы – будет ли проявлением любви? Иначе говоря, есть ли действие – любовь? И может ли человек после этого действия поменять в душе своё отношение к ближнему? Священник Георгий Кочетков: Конечно, это прекрасно, если у человека есть всё: и любовь как чувство, и любовь как действие, и любовь как дух. Но так бывает редко. Поэтому если Вы в какой-то момент не чувствуете любви в смысле ощущения, чувства, но можете человеку помочь, сделать дело любви – делайте! И Вы совершенно правы: если Вы будете делать его искренне и открыто, изменятся и Ваши чувства. Они сделаются более тонкими, сердце станет более способным вмещать тех, кого обычно трудно вмещать. Пусть будет дело. Чувства вещь относительная. Многое здесь связано с привычками, с воспитанием, с обстоятельствами. В конце концов, есть чувство или его нет, не слишком важно. Вот действие – это уже значительно важнее. А дух любви, дающий силы с этим милосердием жить по отношению ко всем и всегда – это уже вещь самая важная. Его надо обретать, и это связано с Богом. Связано с верой. Потому что если не будет у вас веры и доверия, то такая любовь «не пробьётся». Она не появится просто так, «сама собой». Юлия: И второй вопрос. Он тоже о любви. Это о животных, о братьях наших меньших. Они ведь земляне, они так же, как и мы, поселены на этой земле и имеют право на жизнь. И я задаю себе вопрос: как может быть, скажем, мясник милосердным к своим сородичам, к людям, и не быть милосердным к животным? А ведь это его работа. Священник Георгий Кочетков: Ну, что про животных сказать. Есть разные люди. Есть те, кто никого не обидит, червячка никогда не раздавит: у них такое видение этого мира, такое к нему отношение. Мне кажется, это можно только приветствовать. Во всяком случае, считать, что это какая-то ошибка, я бы не советовал. Другое дело, что большинству людей для восстановления сил требуется мясная пища. Вы ведь уже читали Библию, знакомились с ней? Там ведь не случайно говорится, что пока не было греха, не было зла в отношениях между людьми, пока люди не были злыми и греховными, не было и нужды в употреблении мяса в пищу. А когда человек пал, тогда эта нужда со временем появилась. Людям как бы стало не хватать какой-то энергии, тепла, идущего изнутри... Им понадобились более питательные продукты. И тогда уже была дана заповедь о том, что можно употреблять в пищу мясо, хотя вначале этого не было. Так что это связано с существованием греха и зла. «Мир сей, – сказано, – во зле лежит», и человек рождается в этот мир. Освободиться от власти этого мира, освободиться от этого зла очень непросто. Именно этому помогает Христос, и наверное, надо этой помощью пользоваться. И если Вы освободитесь, и у Вас будет достаточно сил для того, чтобы делать всё, что нужно делать в этом мире, и для этого Вам не понадобится никакого мяса, даже курочки, то – пожалуйста. Прекрасно. Но если нет, то нет. Тогда придётся терпеть мясников. Юлия: Может быть, сам мясник неплохой человек при этом? Священник Георгий Кочетков: Может быть, неплохой. Но всё-таки мясники – специфические люди, согласитесь. Юлия: Но он может при этом любить людей? Священник Георгий Кочетков: Я надеюсь.
Христиане разных конфессий стремятся делом проявить свою любовь. Верхнее фото: члены малого православного Свято-Петровского братства с друзьями посещают «Ночлежку». Петербург, лето 2019 г. Нижнее фото: рождественский обед для нуждающихся, устроенный католической общиной св. Эгидия Галина: Я решилась задать свой вопрос, потому что Вы сказали, что не против возражений, если они есть. Я придерживаюсь концепции секулярного гуманизма. Всё, что Вы говорили, мне очень близко, понятно и ничему не противоречит, но Вы, видимо просто по умолчанию, не упоминали о Боге как Творце, Создателе. Для Вас это очевидно? Это единственная вещь, которая выше разума: всеведение, создание, существование цели и смысла, но просто мне по моему складу ума недоступна вера в это. Всё остальное, вся этическая часть, проповедь любви – она мне очень близка. И вопрос у меня такой: Вы говорили о жизни духа исключительно в рамках веры. Существует ли, по-Вашему, жизнь духа вне веры в Бога? Священник Георгий Кочетков: Я уже говорил об этом, просто не сегодня. Может быть, Вы были не на всех встречах. Я говорил о том, что дар духа есть у каждого человека, и вера есть у каждого человека. Другое дело, какая это вера, каково её качество. Она может быть низкого качества, может быть суеверием, но всё равно это вера. Если веры в человеке нет вообще – он умирает. Это то качество, без которого человек не живёт. Вообще не живёт. Вера может быть ложной, но всё равно она должна быть. Человек не может жить как закрытая консервная банка. А не иметь веры – это и значит закрыться от всего и от всех. И таких людей нет среди живых. Бывает, человек изуверился совсем, но тогда он лезет в петлю. Так что сила духа есть у любого человека. А как же? Человек – существо духовное, а если не духовное, то это и не человек. Вопрос в том (мы об этом и говорим), чтобы повысить качество этой духовной жизни, очистить её от примесей, от всего ложного. Это более тонкие вещи, но мы и говорим о тонких вещах сегодня с вами. И не только сегодня. Большинство населения земного шара – это, конечно, верующие люди. Но есть те, кто считает себя неверующими или агностиками, и т. д. и т. п. Они могут быть добрыми людьми, в каких-то отношениях даже выдающимися, почему нет? Отсутствие веры в Бога не будет их достоинством, но и не будет вещью, убийственной для них. Во всяком случае, в рамках земной жизни. Галина: То есть они не будут высокоорганизованными животными? Священник Георгий Кочетков: Не будут. Хотя, конечно, есть грань, за которой люди превращаются в животных, а то и ведут себя хуже животных. В Средневековье таких называли – нелюди. И как происходит такая метаморфоза – это отдельная сложная тема. Ильнара: Отец Георгий, может ли человек достигнуть совершенства Христа при жизни? Священник Георгий Кочетков: В Священном Писании сказано, что во Христе «обитала вся полнота Божества телесно». Так что, конечно, человек сравняться с Богом при своей земной жизни, живя по плоти, живя в мире, лежащем во зле, не может. Такое богоподобие возможно только в Царстве Небесном. Для того оно и приблизилось к нам, чтобы мы почувствовали его вкус, его притягательность и возможность для человека. Но это всё-таки вещь «не от мира сего». Поэтому, с одной стороны, Бог даёт нам всё, ничего ради нас не жалеет, а с другой стороны, мы не всё можем взять, не всё усвоить, не всё понять, не на всё можем откликнуться. Земной человек, плотской человек – это всё-таки ограниченное существо. Да, есть высшее призвание – самое высшее – к богоуподоблению, к богоподобию, к тому, чтобы «человек стал богом»; но не «вторым богом» или третьим, пятым, десятым, а человеком, обретающим те свойства, те качества, благодаря которым он может приобщиться к полноте Божественной жизни. Ильнара: Вопрос мой был основан на Евангелии. Там достаточно отчётливо говорится о том, что ученик не может быть выше своего учителя, но усовершенствовавшись, будет, как учитель. И довольно для ученика быть, как учитель его. Священник Георгий Кочетков: Это именно то, о чём мы с Вами говорим. В Библии рассказывается о заключении завета – договора между Богом и человеком Дарья: Уважаемый о. Георгий, Вы часто употребляете слово «любовь», но это слово в Вашей речи явно имеет иное значение, чем та любовь, которую пропагандируют в современном обществе. Если существует разница, то как понять, что любовь – это дар, данный Богом, а не человеческая привязанность? Священник Георгий Кочетков: Я уже говорил, что слово «любовь» имеет много-много оттенков, много смыслов. Есть божественная Любовь, то, о чём говорится «Бог есть Любовь». Есть любовь как привязанность. Но привязанность может быть и у животных. Некоторые животные, особенно домашние, очень привязываются к человеку. Но назвать это любовью как духовным явлением было бы трудно. Привязанность – это всё-таки больше душевная, чувственная вещь. Есть физическая, эротическая любовь. Тоже любовь, почему нет? Да, это другая любовь, но всё-таки любовь, а не какое-то безобразие. В этих вещах важно разбираться. И духовная любовь тоже может быть разной. Не всякий дух, который связан с любовью, это Божественный дух. В духовной сфере человека есть любовь, которая свойственна ему как человеку, и она не тождественна божественной Любви. Да, человеку свойственны не только привязанность, не только стремление к физической близости и любви, но и духовная любовь (которая не обязательно должна быть платонической). И благодаря этому человек может встретиться с Богом как Любовью. Вот это очень важно. Человек – родственник Богу. Он так и появился на Земле с самого начала – как близкий родственник Бога. В Библии это называется образом Божьим, призванным к богоуподоблению. Только никто не достигал этого богоподобия: грех и зло, которые есть в человеке и в мире, этому мешают. Преодолеть их можно с помощью любви Христа, Который даёт нам не только пример, но и сам этот Дух, этот Дар Любви, что очень важно. Записка: Мы говорим о том, что надо доверять человеку. Можем ли мы быть так же уверены в человеке, как уверены в Боге? Можем ли мы близкому человеку доверить всё, что у нас есть? Священник Георгий Кочетков: И да, и нет. Всё-таки доверие – вещь великая, это некий аванс. Понимаете, кто-то может не отдать аванс, люди могут обмануть. Могут. Но в нормальном случае они не должны обманывать. Если вы дали этот аванс любви и доверия человеку, если вы в нём уверены, это очень хорошо. Только нельзя терять трезвенности, надо видеть, что за человек перед вами. В каком-то человеке можно быть совершенно уверенным, а в каком-то всё-таки нельзя. Люди уж очень разные. Потенциально мы были бы рады проявить доверие к каждому; стремитесь к тому, чтобы больше доверять. А вот уверенность полную, надежную всё-таки лучше иметь в Боге. Это отразится и на Вашем отношении к людям. Блага цивилизации в каком-то смысле «конкурируют» с благами завета с Богом, договора с Ним (ведь завет это договор: Новый Завет – это новый договор, Ветхий Завет – старый договор). Противоречие действительно существует: людей влечет к себе и то, и другое. Чем обернется современная цивилизация – удобством и благом или новой Вавилонской башней?
Руслан: Могут ли современные люди обменять блага цивилизации на завет с Богом? Священник Георгий Кочетков: Это проблема. Блага цивилизации в каком-то смысле «конкурируют» с благами завета с Богом, договора с Ним (ведь завет это договор: Новый Завет – это новый договор, Ветхий Завет – старый договор). Людям трудно отказываться от благ цивилизации, но трудно отказываться и от Завета с Богом, который регулирует отношения между Ним и людьми. Противоречие действительно существует: людей влечет к себе и то, и другое. Иногда надо выбирать, иногда можно как-то совмещать, иногда можно просто построить вертикальные отношения. Да, то, что прямо относится к Богу и к Его слову – на первом месте, а то, что к цивилизации – это «бонус». Хорошо, когда цивилизация даёт человеку всякого рода блага, прежде всего удобства, комфорт. Цивилизация – это хорошие дороги, хорошая техника, хорошие машины и т. д. Мы не отказываемся от них, не говорим, что это плохо. Цивилизация это дело хорошее, но её не нужно путать с культурой. А тем более – с высшими благами. Есть иерархия ценностей. Но человеку очень трудно её выстроить и очень трудно придерживаться. Это уже одна из практических трудностей христианской жизни. Христианин – это, конечно, цивилизованный человек, но всё-таки в первую очередь это христианин. И если надо выбирать, отказываться от благ цивилизации или от Завета с Богом, то мне кажется, ответ на вопрос, чем можно жертвовать, а чем нельзя, здесь всё-таки очевиден. Фото: Александр Воронин, с сайта www.santegidio.org ------------------------ 1 Материалы первой и второй встречи цикла, а также две первые части третьей встречи были опубликованы в «Кифе» №2(246)-8(252). Кифа № 9 (253), сентябрь 2019 года |