gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
27.09.2019 г.

Братский помянник 

протоиерей Александр Мень

9 сентября был убит протоиерей Александр Мень (1935-1990).

Одну из наиболее известных своих книг – «Сын Человеческий» в первом варианте написал ещё в юности. Был особенно хорошо известен в кругах интеллигенции, способствовал приходу к вере многих людей, читавших его книги в там- и самиздате. Некоторые его духовные чада собирались в небольшие группы, в которых вместе читали Писание и молились.

С падением советской власти прочитал множество публичных лекций. Был одним из инициаторов создания РБО (Российское библейское общество), Общедоступного православного университета, который сегодня носит его имя, журнала «Мир Библии». В последние годы Издательство Московской патриархии издало 8 обширных томов трудов отца Александра.

архимандрит Спиридон (Кисляков)

11 сентября завершил свой земной путь архимандрит Спиридон (Кисляков) (1875-1930).

Отец Спиридон был удивительным проповедником. Рассказывали, что во время своего миссионерского служения в Сибири он с такой силой обращался к местным жителям, что некоторые сразу начинали коленопреклоненно просить прощения о своих грехах.

Он очень горевал об искажениях, которые видел в церковной жизни, в частности, о формальном крещении, в результате которого новокрещеные из сибирских инородцев с отвращением относились к христианству. Одной из основных причин церковного кризиса, забвения о Христе, отец Спиридон называл слишком тесную связь церкви и государства. В Киеве он возглавлял православное братство во имя Иисуса Сладчайшего, состоявшее в основном из простых людей, в том числе нищих или бывших преступников. Со временем братство частично соединилось с православной общиной священника Анатолия Жураковского, в которой большинство составляли образованные думающие люди. Несмотря на большую разницу, братство действительно было едино во Христе. Отец Спиридон устраивал богослужение так, чтобы в нем максимально полно могли участвовать все молящиеся. Царские врата были открыты, «тайные» молитвы читались вслух, в братском храме было принято народное пение и использовался русский язык в богослужении.

В 2018-2019 гг. впервые за последние сто лет в России были изданы его книги «Я хочу пламени», «Исповедь священника», «Нерчинская каторга».

архимандрит Варлаам (Сацердотский)

11 сентября был казнен архимандрит Варлаам (Сацердотский) 1896-1937).

Через полгода после рукоположения, летом 1922 года, иеромонах Варлаам в возрасте 25 лет оказался во главе большого Александро-Невского братства в Петрограде – после того, как три основных его руководителя были отправлены в ссылку.

Отец Варлаам окормлял тайную общину сестер, проживавшую на Конной улице города. Был руководителем философского братского кружка.

Из сорока лет жизни семь архимандрит Варлаам провел в советском лагере: после первого ареста в 1924 году – на Соловках, после второго в 1932-м – на Беломорканале. Там же, в лагере, его привлекли к уголовному делу, по которому он тайно был расстрелян. Родным сообщили, что он умер своей смертью в 1941 году.

Сохранились письма отца Варлаама из лагеря членам братства. В них он о многом писал, утешая других и утешаясь сам. Признавался, что страдает не только без возможности участвовать в таинствах и читать духовные книги, но и без общения, без братских бесед. Говорил, что иногда даже старается отодвигать свои воспоминания о былых святых днях, «чтобы совсем не расплакаться». Сестёр из общины он учил жить вместе, несмотря на большую разницу между ними: «При общности интересов, вы все так разны, не похожи одна на другую, что вместе являетесь необходимым дополнением одна другой. Не знаю, можно ли в жизни встретить такое сочетание. И особенности ваших индивидуальностей нисколько не отделяют вас одну от другой, ибо есть нечто роднящее и соединяющее вас узами нерушимыми, – это любовь к Господу. Тут нет места вражде, соперничеству, ревности, ибо любовь, коею невольно проникается всякое искренне верующее сердце, исключает всё разъединяющее, разделяющее; ученики Господа союзом любви связуются, и это одинаково относится ко всем ученикам – великим и малым. Слава Господу, что вы искренно любите друг друга. Взаимное общение да будет вам силой укрепляющей и воспламеняющей многое недостающее в жизни вашей».

архимандрит Лев (Егоров)

20 сентября был расстрелян архимандрит Лев (Егоров) (1889-1937).

Отец Лев был известным а Петрограде миссионером и одним из инициаторов создания Александро-Невского братства. Возглавлял детский союз братства, преподавал в Богословско-пастырском училище. Руководил Содружеством под покровительством св. Василия Великого, входил в совет Союза православных братств Петрограда.

Пережил три ареста. С 1932 года находился в Сиблаге, работал на тяжелых работах в шахте по 12-14 часов. В лагере был арестован в 1937 году, через 10 дней было принято решение о расстреле. Место погребения новомученика неизвестно. В письме братчикам из тюрьмы, написанном в 1922 году, о. Лев писал: «Молю вас: не разъединяйтесь, что бы ни случилось. Поддерживайте друг друга духовно в минуту уныния или скорби: их много будет у нас. Заботьтесь и о материальной помощи нуждающимся братьям и сестрам нашим. Не разлучайтесь со Христом: положите правилом причащаться раз в месяц. Не забывайте и детей, наших маленьких ангелов-хранителей. Утешьте их скорбь своей ласкою. Молитесь же за нас!»

Алексей Степанович Хомяков

23 сентября отошёл ко Господу Алексей Степанович Хомяков (1804-1860).

Основатель славянофильского движения, он впервые заговорил о природе братской соборности Церкви, связывая её с общинностью. Многие выдающиеся церковные деятели считали его своим духовным учителем, в частности, участник Поместного собора 1917-1918 годов, духовный лидер движения ревнителей церковного обновления в Петербурге Николай Петрович Аксаков. Духовным наследником Хомякова считал себя русский аристократ Николай Николаевич Неплюев, основатель Крестовоздвиженского трудового братства. Вслед за Хомяковым Неплюев видел основной путь переустройства России в преображении внутренних оснований человеческих взаимоотношений.

протоиерей Карп Эльб

24 сентября был расстрелян протоиерей Карп Эльб (1869-1937).

Помощник основателя петербургского Исидоровского эстонского братства о. Павла Кульбуша, он читал в братстве лекции, проводил после вечернего богослужения беседы, разъясняя его особенности. Расстрелян в 1937 году. Возможно, его останки находятся на Левашовском мемориальном кладбище под Петербургом. В 2001 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников.

прп. Силуан Афонский

24 сентября отошёл ко Господу прп. Силуан Афонский (1866-1938).

Великий святой ХХ века родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Шовское Тамбовской губернии. Двадцатишестилетним юношей он приехал на Афон, в русский Пантелеимонов монастырь, и за долгие годы служения смог явить не только реальную силу действия Любви Христовой, но и удивительное милосердие. Он говорил: «Если привыкнем усердно молиться за врагов и их любить, то мир всегда будет пребывать в душах наших, а если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу».

священник Михаил Шик

27 сентября на Бутовском полигоне был расстрелян священник Михаил Шик (1887-1937).

Происходил из богатой еврейской семьи, в 1918 году принял крещение. Первый арест произошел в 1925 году по делу митрополита Петра (Полянского). Отца Михаила посадили в знаменитую Бутырскую тюрьму по делу «Даниловского синода». В обвинении говорилось, что в столице «создана черносотенная церковная группировка, стремившаяся разжигать и поддерживать постоянное обострение между церковью и советской властью». Отец Михаил был приговорен к двухлетней ссылке в Казахстан. Там будущий священномученик еп. Никодим (Кротков) рукоположил его в иереи. Вернувшись в Москву, сблизился с мечёвским кругом и несколько лет был одним из клириков храма свт. Николая в Клённиках.

В 1930-х годах совершал на квартире тайные богослужения, приглашая на них близких по духу людей. При последнем аресте (в 1937 году) во время обыска в его доме были обнаружены облачение и антиминс.

Кифа № 9 (253), сентябрь 2019 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!