Братский помянник 9 сентября был убит протоиерей Александр Мень (1935-1990). Одну из наиболее известных своих книг – «Сын Человеческий» в первом варианте написал ещё в юности. Был особенно хорошо известен в кругах интеллигенции, способствовал приходу к вере многих людей, читавших его книги в там- и самиздате. Некоторые его духовные чада собирались в небольшие группы, в которых вместе читали Писание и молились. С падением советской власти прочитал множество публичных лекций. Был одним из инициаторов создания РБО (Российское библейское общество), Общедоступного православного университета, который сегодня носит его имя, журнала «Мир Библии». В последние годы Издательство Московской патриархии издало 8 обширных томов трудов отца Александра. 11 сентября завершил свой земной путь архимандрит Спиридон (Кисляков) (1875-1930). Отец Спиридон был удивительным проповедником. Рассказывали, что во время своего миссионерского служения в Сибири он с такой силой обращался к местным жителям, что некоторые сразу начинали коленопреклоненно просить прощения о своих грехах. Он очень горевал об искажениях, которые видел в церковной жизни, в частности, о формальном крещении, в результате которого новокрещеные из сибирских инородцев с отвращением относились к христианству. Одной из основных причин церковного кризиса, забвения о Христе, отец Спиридон называл слишком тесную связь церкви и государства. В Киеве он возглавлял православное братство во имя Иисуса Сладчайшего, состоявшее в основном из простых людей, в том числе нищих или бывших преступников. Со временем братство частично соединилось с православной общиной священника Анатолия Жураковского, в которой большинство составляли образованные думающие люди. Несмотря на большую разницу, братство действительно было едино во Христе. Отец Спиридон устраивал богослужение так, чтобы в нем максимально полно могли участвовать все молящиеся. Царские врата были открыты, «тайные» молитвы читались вслух, в братском храме было принято народное пение и использовался русский язык в богослужении. В 2018-2019 гг. впервые за последние сто лет в России были изданы его книги «Я хочу пламени», «Исповедь священника», «Нерчинская каторга». 11 сентября был казнен архимандрит Варлаам (Сацердотский) 1896-1937). Через полгода после рукоположения, летом 1922 года, иеромонах Варлаам в возрасте 25 лет оказался во главе большого Александро-Невского братства в Петрограде – после того, как три основных его руководителя были отправлены в ссылку. Отец Варлаам окормлял тайную общину сестер, проживавшую на Конной улице города. Был руководителем философского братского кружка. Из сорока лет жизни семь архимандрит Варлаам провел в советском лагере: после первого ареста в 1924 году – на Соловках, после второго в 1932-м – на Беломорканале. Там же, в лагере, его привлекли к уголовному делу, по которому он тайно был расстрелян. Родным сообщили, что он умер своей смертью в 1941 году. Сохранились письма отца Варлаама из лагеря членам братства. В них он о многом писал, утешая других и утешаясь сам. Признавался, что страдает не только без возможности участвовать в таинствах и читать духовные книги, но и без общения, без братских бесед. Говорил, что иногда даже старается отодвигать свои воспоминания о былых святых днях, «чтобы совсем не расплакаться». Сестёр из общины он учил жить вместе, несмотря на большую разницу между ними: «При общности интересов, вы все так разны, не похожи одна на другую, что вместе являетесь необходимым дополнением одна другой. Не знаю, можно ли в жизни встретить такое сочетание. И особенности ваших индивидуальностей нисколько не отделяют вас одну от другой, ибо есть нечто роднящее и соединяющее вас узами нерушимыми, – это любовь к Господу. Тут нет места вражде, соперничеству, ревности, ибо любовь, коею невольно проникается всякое искренне верующее сердце, исключает всё разъединяющее, разделяющее; ученики Господа союзом любви связуются, и это одинаково относится ко всем ученикам – великим и малым. Слава Господу, что вы искренно любите друг друга. Взаимное общение да будет вам силой укрепляющей и воспламеняющей многое недостающее в жизни вашей». 20 сентября был расстрелян архимандрит Лев (Егоров) (1889-1937). Отец Лев был известным а Петрограде миссионером и одним из инициаторов создания Александро-Невского братства. Возглавлял детский союз братства, преподавал в Богословско-пастырском училище. Руководил Содружеством под покровительством св. Василия Великого, входил в совет Союза православных братств Петрограда. Пережил три ареста. С 1932 года находился в Сиблаге, работал на тяжелых работах в шахте по 12-14 часов. В лагере был арестован в 1937 году, через 10 дней было принято решение о расстреле. Место погребения новомученика неизвестно. В письме братчикам из тюрьмы, написанном в 1922 году, о. Лев писал: «Молю вас: не разъединяйтесь, что бы ни случилось. Поддерживайте друг друга духовно в минуту уныния или скорби: их много будет у нас. Заботьтесь и о материальной помощи нуждающимся братьям и сестрам нашим. Не разлучайтесь со Христом: положите правилом причащаться раз в месяц. Не забывайте и детей, наших маленьких ангелов-хранителей. Утешьте их скорбь своей ласкою. Молитесь же за нас!» 23 сентября отошёл ко Господу Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Основатель славянофильского движения, он впервые заговорил о природе братской соборности Церкви, связывая её с общинностью. Многие выдающиеся церковные деятели считали его своим духовным учителем, в частности, участник Поместного собора 1917-1918 годов, духовный лидер движения ревнителей церковного обновления в Петербурге Николай Петрович Аксаков. Духовным наследником Хомякова считал себя русский аристократ Николай Николаевич Неплюев, основатель Крестовоздвиженского трудового братства. Вслед за Хомяковым Неплюев видел основной путь переустройства России в преображении внутренних оснований человеческих взаимоотношений. 24 сентября был расстрелян протоиерей Карп Эльб (1869-1937). Помощник основателя петербургского Исидоровского эстонского братства о. Павла Кульбуша, он читал в братстве лекции, проводил после вечернего богослужения беседы, разъясняя его особенности. Расстрелян в 1937 году. Возможно, его останки находятся на Левашовском мемориальном кладбище под Петербургом. В 2001 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников. 24 сентября отошёл ко Господу прп. Силуан Афонский (1866-1938). Великий святой ХХ века родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Шовское Тамбовской губернии. Двадцатишестилетним юношей он приехал на Афон, в русский Пантелеимонов монастырь, и за долгие годы служения смог явить не только реальную силу действия Любви Христовой, но и удивительное милосердие. Он говорил: «Если привыкнем усердно молиться за врагов и их любить, то мир всегда будет пребывать в душах наших, а если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу». 27 сентября на Бутовском полигоне был расстрелян священник Михаил Шик (1887-1937). Происходил из богатой еврейской семьи, в 1918 году принял крещение. Первый арест произошел в 1925 году по делу митрополита Петра (Полянского). Отца Михаила посадили в знаменитую Бутырскую тюрьму по делу «Даниловского синода». В обвинении говорилось, что в столице «создана черносотенная церковная группировка, стремившаяся разжигать и поддерживать постоянное обострение между церковью и советской властью». Отец Михаил был приговорен к двухлетней ссылке в Казахстан. Там будущий священномученик еп. Никодим (Кротков) рукоположил его в иереи. Вернувшись в Москву, сблизился с мечёвским кругом и несколько лет был одним из клириков храма свт. Николая в Клённиках. В 1930-х годах совершал на квартире тайные богослужения, приглашая на них близких по духу людей. При последнем аресте (в 1937 году) во время обыска в его доме были обнаружены облачение и антиминс. Кифа № 9 (253), сентябрь 2019 года |