gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Гражданская война arrow О причинах поражения Белого движения. Фрагмент выступления историка К.М. Александрова в Свято-Филаретовском институте
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.09.2019 г.

О причинах поражения Белого движения

Фрагмент выступления историка К.М. Александрова в Свято-Филаретовском институте

Фрагмент выступления историка К.М. Александрова 

Что такое большевизм, несущий деревне в краткосрочной перспективе ОГПУ, ГУЛАГ и колхозы, крестьянская масса как-то сумела понять более-менее в 1930 году, с началом повальной сталинской коллективизации.

На кого опирались красные?

Чернорабочие и городские низы, отребье и хулиганы, уголовные и полууголовные элементы, бедняцкие элементы деревни и сельские маргиналы, какая-то часть деревенских середняков, соблазнившаяся захватом помещичьей земли («чёрным переделом») зимой 1917-1918 годов, компактная, мотивированная часть добровольцев из национальных меньшинств, иностранных военнопленных и даже наёмников. И – середняцкая в целом деревня – как объект мобилизации. У большевиков в 1919 году уже существовал мощный властный аппарат – карательный, политический, административный, военный – они его эффективно создали в 1918 году. Поэтому, с моей точки зрения, главный и решающий год Гражданской войны не 1919-й, а 1918-й. Возникла жёсткая партийная вертикаль РКП(б). Жестокий, тотальный террор, развязанный сразу после Октябрьского переворота, истребление населения по социальному признаку, убийства потенциальных участников сопротивления: наиболее энергичных, самостоятельных, независимых, образованных. Часть интеллигенции по разным причинам пошла к большевикам, в том числе и около 50 тысяч бывших офицеров старой армии, в основном по мобилизации, а не добровольно, но в данном случае причины выбора не так важны. Важно, что они создали ленинцам Рабоче-крестьянскую Красную армию. Правда, когда зачастую говорят, что это была большая часть царских офицеров, это неправда. Большевикам пошла служить примерно одна шестая часть русского офицерского корпуса: общее количество офицерских чинов к концу 1917 года оценивается разными исследователями в пределах 300-320 тысяч человек.

На кого опирались белые?

Не будет большим преувеличением сказать, что Белое движение – это вооружённое ополчение российской интеллигенции плюс казачество, давшее, вероятно, половину, если не более, участников Белой борьбы. Да, были ещё представители, скажем так, особенных народных или земских групп: ижевские и воткинские рабочие, талабские рыбаки на Северо-Западе в армии генерала Юденича, часть староверов, особенно на востоке России у адмирала Колчака. Но в целом Белая борьба – это борьба Бунина, Рахманинова, Сикорского и Гумилёва против Ленина, Троцкого, Зиновьева и Сталина. Борьба русских европейцев против апологетов социальной утопии и «"земшарной" Республики Советов», культуры (в широком смысле) против мессианского большевистского варварства. Огромная масса крестьянского населения – 77 % – оказалась между этими противоборствующими сторонами, неравными по силам.

У меня был отдельный доклад: «Причины поражения Белого движения». Конечно, определённую роль в поражении сил национального сопротивления сыграли разные ошибки его лидеров – оперативные, политические, имел значение и человеческий фактор (роль личности в истории). В отличие от Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов, совершенно бесплодно повела себя церковь как институт: она не смогла вдохновить русских христиан защищать свои святыни и пастырей, законы божеские и человеческие.

Но всё это не так важно. Главная причина поражения Белого движения, как мне кажется, заключается в следующем: всероссийская Гражданская война слишком быстро началась и закончилась. Если важнейший год 1918-й, то весь напряжённый период – от зимы 1918-го до зимы 1920-го. Основная масса крестьянства, по причине своей глубокой социальной отсталости, ставшей самым тяжёлым и жутковатым наследием петровской империи (за 20 лет до Октябрьского переворота доля грамотных в России составляла менее четверти населения), просто не успела сообразить: что в стране вообще происходит? кто с кем воюет? зачем? отчего? почему? «Третья правда» – активность «зелёных» – тоже с толку сбивала. Что такое большевизм, несущий деревне в краткосрочной перспективе ОГПУ, ГУЛАГ и колхозы, крестьянская масса как-то сумела понять более-менее в 1930 году, с началом повальной сталинской коллективизации. Секретные документы ОГПУ показывают: за 1930 год в СССР состоялись 13 453 массовых крестьянских выступления (в том числе 176 повстанческих), 55 открытых вооружённых восстаний. В совокупности в них участвовали почти 2,5 млн человек – как минимум в 2,5 раза больше, чем в Белом движении в 1917-1922 годах. В 1918-1921 годах в крестьянских восстаниях в лучшем случае участвовали сотни тысяч человек.

А почему крестьяне так долго раскачивались?

Потому что к концу XIX века раскрепощение деревни, дарование исторической русской властью крестьянству гражданской свободы так и не завершилось. Крестьянин не имел ни права собственности на землю, ни неприкосновенности личности, ни свободы передвижения. Вплоть до начала ХХ века сохранялись наказания розгами. Крестьянское самоуправление существовало, но короткий исторический срок. Церковная проповедь, скажем прямо, провалилась – потому что сама Православная Российская Церковь существовала в плену у государства. Конечно, за период 1900-1916 годов Россия совершила огромный и качественный скачок в своём развитии, который наглядно показал, каким хозяйственным, техническим и культурным потенциалом обладала наша страна в эпоху столыпинской модернизации. Но, во-первых, этот скачок оказался весьма неравномерным – бытовые и материальные условия менялись намного быстрее, чем народная психология и архаичные формы общественно-политической жизни, а во-вторых, исторически запоздалым: наиболее заметная стагнация, скорее всего, возникла в эпоху Николая I, и для деревни – в эпоху Александра III. В XIX веке русская власть опоздала и с отменой крепостного права, и с укреплением в деревне частной собственности на землю, созданием хозяина-труженика на своей земле. В 1918 году, в отличие от русского крестьянина, финский крестьянин повёл себя иначе: в Финляндии существовала хуторская система хозяйства, частная собственность на землю, которую шведы ввели ещё в 50-е годы XVIII века. Маннергейму1 было из кого формировать свою армию, выбросившую красных финнов за линию государственной границы, в советскую Россию. А «русские маннергеймы», к сожалению, такого «кулацкого» ресурса не получили.

Конечно, главная причина крушения российского общества – запоздалость глубоких социальных реформ, распространения и укрепления гражданской свободы в петербургский период. Речь идёт не о политических реформах, создающих избирателя, а о реформах, формирующих гражданина. Гражданская свобода первична и ценнее свободы политической. Это право собственности, культурной и хозяйственной инициативы, неприкосновенность личности, свобода вероисповедания... То, что даёт человеку не право участвовать в управлении государством, а то, что даёт ему возможность чувствовать себя гражданином и личностью. Запоздало раскрепощение сословий, большей части русского общества, запоздало народное образование и просвещение. Запоздала и глубокая церковная реформа, должная раскрыть народному пониманию, что в Евангелии написано и что главное в церкви – это не просто лоб перекрестить и свечку поставить, а таинство Евхаристии. А в дореволюционной России русский человек причащался раз в год. Что там говорить о XIX веке?.. Протопресвитер Александр Шмеман в своём дневнике пишет (1974 год) о литургии на первой неделе Великого поста, в день Торжества православия. В русском храме, где русские эмигранты оплакивали погибшую Россию, причащаются два человека. Не потому, что плохие христиане, просто такова привычка... Как говорится, культурная традиция. Всё это результат нашего исторического опыта.

Фото: Максим Соболев

------------------------

1 Карл Густав Эмиль Маннергейм (1867-1951) – барон шведского происхождения, генерал-лейтенант русской службы (1917), Георгиевский кавалер (1915), финляндский военный и государственный деятель, фельдмаршал (1933), президент Финляндии (1944-1946). Окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге (1889), служил в армейской и гвардейской кавалерии Императорской армии. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. В 1906-1908 гг. совершил служебную поездку по Азии, принят в почётные члены Русского императорского географического общества. Участник Великой войны в 1914-1917 гг., храбрый кавалерист и командир кавалерийских соединений. В декабре 1917 года вернулся в Финляндию, провозгласившую независимость после Октябрьского переворота и захвата власти в России большевиками. Главнокомандующий армией в Освободительной войне 1918 года. На протяжении двух месяцев финская армия Маннергейма при помощи высадившегося в Финляндии немецкого корпуса генерала Р. фон дер Гольца разгромила отряды финской Красной гвардии. 16 мая 1918 года в Хельсинки состоялся парад победы. Маннергейм предполагал, что победа белых в Финляндии может быть частью всероссийской антибольшевистской кампании и рассматривал возможность наступления финских добровольцев на красный Петроград, но не получил поддержки от финских политиков. Во время наступления Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича на Петроград в октябре 1919 года Маннергейм писал: «Освобождение Петрограда – это не чисто финско-русский вопрос, это всемирный вопрос окончательного мира... Если белые войска, сражающиеся сейчас под Петроградом, будут разбиты, то в этом окажемся виноватыми мы. Уже сейчас раздаются голоса, что Финляндия избежала вторжения большевиков только за счет того, что русские белые армии ведут бои далеко на юге и востоке». В 1920-е – 1940-е годы поддерживал контакты с русскими белыми эмигрантами. В значительной степени благодаря усилиям и качествам Маннергейма Финляндия сохранила независимость в 1939-1946 гг. и, несмотря на серьезные внешнеполитические уступки СССР, в целом избежала советизации.

Кифа № 7 (251), июль 2019 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!