Где путь к обновлению и преображению общества Из проповеди ректора Олонецкой духовной семинарии, будущего священномученика архимандрита Фаддея (Успенского)1 Отчего объял многих из нас духовный сон и леность? Оттого, прежде всего, что многие совсем не разумеют или очень мало разумеют значение преображения Господня, как и апостолы не сразу уразумели это значение: им Господь даже запретил говорить о Своём Божественном преображении, «дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет» (Мф 17:9). Зачем преобразился Господь? Для того, чтобы «показать ученикам Своим славу Свою». Но почему Он показал её именно пред страданиями? Для того, чтобы научить апостолов и всех нас, что путь к небесной Божественной славе лежит чрез страдания, для того, чтобы ученики Христовы, если уже предстоит пострадать вскоре Христу, «уразумели бы, что Его страдание вольное» для спасения мира. Между тем этого-то и не могли долго уразуметь апостолы. Божество Христово они уже исповедовали ясно: ещё незадолго до преображения Господь ублажил Петра за исповедание Божества Своего Учителя: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16:16), но когда Господь после этого исповедания начал говорить о предстоящих Ему страданиях, тот же Пётр начал прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22), и Господь увидел в этом прекословии искушение сатаны: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23). И долго ещё ученики Христовы не могли уразуметь необходимости и значения страданий своего Божественного Учителя: когда шёл Господь после преображения в Иерусалим на страдания, ученики Его «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк 10:32); они боялись предстоящих страданий. Не столь же ли мало и мы, братие, постигли тайну страданий и значение их в нашей жизни? Постигли ли мы хотя сколько-нибудь, что последование Христу должно быть путём труда, подвига и страданий, или путем крестоносным? Если постигли, то отчего же мы так избегаем труда, во всём ищем удовольствия для себя, даже здесь в храме? Почему, как скоро не встречаем удовольствия в молитве, начинаем томиться от скуки, спешим уйти ранее времени, жалуясь на недостаток расположения к молитве или ещё на что-либо иное, вместо того чтобы подвизаться и трудиться над собою, возбуждать себя к бодрствованию и молитве, отгонять от себя сон духовный и леность? А как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною её польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш. У кого бывает он светлым? У тех, кто много боролся с собою, кто победил в себе себялюбие и прочие страсти, кто, познав силу искушений и собственные немощи, сделался способным «носить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим 15:1), кто после этой борьбы и подвига вместил в сердце полную меру любви Христовой и весь сделался светлым от внутреннего света её, исполненным радости духовной от блаженства её. Напротив, у того, кто исполнен злобы, делается как бы почерневшим самое лице его, вид его всегда мрачен и лице отуманено злобою и всеми видами страстей. Не то же ли, что мы видим в жизни отдельных людей, замечаем мы и во всём обществе? Преобразилось ли оно духовно и просветилось ли лице земли Русской после того, как начались усиленные попытки обновить жизнь её? Не видим ли мы, напротив, что мрак злодеяний и страданий объял и всё более обымает землю Русскую? Отчего это? Оттого, конечно, что не хотят знать пути обновления или преображения, указанного Господом. Кто из общественных светских деятелей проповедует ныне, что путь к обновлению должен быть крестоносным последованием Христу, что без подвига внутренней борьбы со страстями, без обновления духовного никакого истинного обновления в общественной жизни быть не может? ...Вот и видим мы, что не любовь, Христом заповеданная, и не правда, о которой, однако, ныне так часто говорят, возрастают в обществе, а пристрастие к благам и наслаждениям земным, из-за которых люди с лёгким сердцем непрестанно грабят, убивают друг друга и совершают всевозможные злодеяния. Нет, не насильственное равномерное распределение благ и наслаждений земных способно произвести чудо духовного обновления и преображения общества, а только любовь Христова, приобретаемая чрез борьбу со страстями, терпение и готовность нести крест Христов, к чему народ русский доселе стремился в весьма значительной, быть может, большей своей части и над чем всевозможные радетели народного блага теперь столь часто смеются. Итак, напечатлеем ныне в своих мыслях и сердцах истинный путь духовного преображения нашей жизни, указанный преобразившимся Господом. Пусть не можем мы сразу последовать указанным Им путём. Но смотрите, как милостив Господь: с обличением ли и гневом встречает Он лучших учеников Своих, отягчённых сном во время величайшего события земной Его жизни? Нет, Он возбуждает их облиставшим светом Божества Своего. Будем молить Его, чтобы милостив был Он и к нашим немощам, чтобы и нашу духовную леность отгонял «воссиянием света Своего присносущного» в душах наших, пока сделаемся способными последовать Ему в подвигах духовных... Христос и апостол Пётр. Фрагмент росписи северной стены часовни Пресвятой Богородицы. Грачаница, Сербия. XIV в.
------------------ 1 Проповедь была произнесена в кладбищенской Крестовоздвиженской церкви Петрозаводска 6 августа 1906 г., за два года до возведения в епископский сан. После 1917 года архиепископ Фаддей неоднократно подвергался арестам и заключению. Казнён 31 декабря 1937 года. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских 23 февраля 1997 г. Кифа № 8 (252), август 2019 года |