gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа». 150 лет назад родился будущий епископ-новомученик Платон (Кульбуш)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.07.2019 г.

«Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа»

150 лет назад родился будущий епископ-новомученик Платон (Кульбуш) (1869-1919)

Image

Владыка Платон принял епископский сан 31 декабря 1917 года у себя на родине, в Эстонии. С тех пор ему оставалось жить чуть больше года: большевики убьют его вместе с другими заключёнными перед своим отступлением в январе 1919-го...

До епископской хиротонии отец Павел (Кульбуш) 23 года служил в Петербурге и делал всё, чтобы православные эстонцы вели там нормальную церковную жизнь.

Он был определён настоятелем эстонского прихода в Петербурге ещё до своего рукоположения, будучи выпускником Санкт-Петербургской духовной академии. Эстонцев в столице проживало несколько тысяч (точная цифра неизвестна, в 1899 году о. Павел Кульбуш говорит более чем о 20 тысячах эстонцев, живущих в Петербурге). В основном они работали на адмиралтейских верфях и близлежащих заводах – в роли современных гастарбайтеров. Будучи в прошлом крестьянами, эстонцы почти не говорили по-русски и уж тем более не понимали церковнославянский язык. Им было легче пойти в лютеранскую эстонскую кирху послушать слово Божье, чем в обычный православный храм.

Основанное в 1882 году Прибалтийское православное братство1 не решало этой проблемы: хотя там и служили на понятном языке, довольно скоро эстонцы захотели отделиться от латышской части общеприбалтийского прихода, располагавшегося в лавре, и перешли в расположенный рядом с верфями Воскресенский храм в Малой Коломне. Там не очень-то обрадовались новым прихожанам, и эстонцы мечтали как можно скорее перебраться в свой храм.

Именно тогда эстонский приход обратился к петербургскому митрополиту с просьбой о том, чтобы их настоятелем стал Павел Кульбуш. Ещё будучи семинаристом, он проповедовал в эстонском приходе2, проводил духовно-нравственные беседы, создал эстонский любительский хор, исполнявший церковные песнопения, проводил занятия по Закону Божию для детей и взрослых.

Отец Павел становится инициатором и главой правления Эстонского православного братства во имя св. Исидора Юрьевского3, главная цель которого – «православное просвещение проживающих в столице православных эстонцев». Братство имело обязанность «заботиться о нуждах прихода: приходского храма, церковно-приходской школы и о бедных». Конечно, нужен был свой храм. Но эстонцы были очень бедны, сборы на храм продолжались годами и только через пять лет после возникновения братства началось строительство.

Первый, довольно внушительный, взнос (300 рублей) сделал отец Иоанн Кронштадтский. Он же через несколько лет произнёс проповедь при открытии собора: «Христос Бог в безмерной любви Своей и снисхождении к нам, грешным, не стыдится назвать нас братьями Своими, и мы, как братья Христовы, должны иметь друг к другу взаимную любовь, не различая происхождения и звания, ибо все мы едино во Христе Иисусе. Какое название выше, благороднее, величественнее, честнее как название братий Христа Бога, чад Его, учеников Его, сочленов Тела Его?! А какое упование, какие обетования дарованы братьям Христовым, или истинным христианам? Они сонаследники Христу, сопрестольники в Царстве Отца Небесного, ибо сказано им: Побеждающему дам сесть на Престоле Моём (Откр 3:21)... Итак, все мы, собравшиеся сегодня праздновать освящение нового храма, соединимся в братской любви и единомыслии. Как Христос не стыдится называть нас братьями Своими, так и мы будем называть нелицемерно друг друга братьями и жить во взаимной любви, без различия звания и состояния, и общими силами и молитвами будем достигать Царствия Божия».

Интересно, что сначала был построен не храм, а братский дом, и там в актовом зале была освящена временная церковь, в которой совершались богослужения на эстонском языке. Построенный лишь в 1907 году храм так и называли: храм при Свято-Исидоровском братстве.

Свято-Исидоровский храм
Свято-Исидоровский храм Санкт-Петербурга. Вплотную к храму стоит здание братского дома, с которого и началось строительство

Одновременно с братством, в 1898 году, о. Павел основал эстонскую двухклассную церковно-приходскую братскую школу и оставался её заведующим вплоть до своей епископской хиротонии. Отец Павел и все члены причта работали в ней безвозмездно. При школе существовал небольшой интернат, самые бедные ученики проживали там на иждивении благотворителей4.

Также братство занималось изданием и распространением духовной литературы на эстонском языке, устройством библиотек, помощью нуждающимся. С появлением храма всё это получило ещё более широкий размах. При храме были построены помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Петербург эстонцев.

Отец Павел был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. Но не стоит думать, что он интересовался исключительно национальным православием. Отец Павел Кульбуш был хорошо известен в Петербурге. Его проповеди регулярно печатались в «Санкт-Петербургском духовном вестнике». Он работал законоучителем в Литейной женской гимназии и других учебных заведениях. По свидетельствам современников, тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением, о. Павел Кульбуш был любим не только эстонской паствой, но и многими русскими петербуржцами.

8 августа 1917 года в Юрьеве (с 1919 г. город называется Тарту) на собрании Рижской епархии выбирали представителей на Всероссийский поместный собор. Тогда же было выдвинуто предложение об образовании в епархии Ревельского викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы Русской церкви. Кандидатом на епископскую кафедру был назван отец Павел Кульбуш. Это предложение встретило полное одобрение Собора и избранного на нём патриарха Тихона, лично знавшего протоиерея Павла. Патриарх говорил об отце Павле: «Никому не удастся в наше тёмное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры».

Уже после Октябрьского переворота, в декабре 1917 года, отец Павел был рукоположен митрополитом Вениамином (Казанским) во епископа Ревельского с именем Платона, после чего сразу поехал в Москву для участия в Поместном соборе.

Патриарх Тихон поручил епископу Платону временное управление всей Рижской епархией. Он ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты. Грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Продолжалась Первая мировая война. Прибалтика была оккупирована немецкими войсками.

К православной церкви немецкая оккупационная администрация относилась плохо: отбирала храмы, в Рижском кафедральном Христорождественском соборе была устроена лютеранская кирха. Епископу Платону пришлось употребить всю свою энергию и волю, чтобы облегчить положение православных эстонцев. С полной самоотверженностью он исполнял долг архипастыря. Чтобы находиться ближе к центру епархии и чаще бывать в её латвийской части, владыка Платон перенёс своё место пребывания из Ревеля в Юрьев. Несмотря на противодействие немцев, в марте 1918 года он посетил Ригу и в течение одиннадцати дней ежедневно совершал богослужения в разных храмах. Ободрял прихожан, устраивал пастырские собрания, при всех храмах г. Риги учредил приходские советы, совершал объезды провинциальных приходов.

Владыка старался пробудить особенное воодушевление и энергию в приходском духовенстве и преданных Церкви мирянах. В одном из своих распоряжений он обратился к пастве с призывом: «Будем прежде всего интересоваться своим делом, любить его, верить в него. Для всех, вероятно, уже ясно: если не встрепенёмся, не примемся за дело и не проявим самостоятельности, сами себя будем казнить». От духовенства он требовал полной самоотдачи, молитвенности и близости к мирянам: «Ныне, – писал он в своём послании, – сила в народе, в единении с ним. Нужно духовенству искать частого общения с ним, встреч, разговоров, знакомства с их настроениями, надеждами, исканиями». Он рекомендовал священнослужителям как можно чаще посещать прихожан, знакомиться с условиями их жизни, заниматься катехизацией, обучать церковному пению.

Когда из-за противостояния немцев стал невозможным проезд по железной дороге, в сопровождении трех человек, частью на лошадях, частью пешком, владыка посетил большую часть своих приходов в Эстонии и в Латвии, «где, – по свидетельству очевидцев, – его проникновенное богослужение и захватывающие проповеди вносили бодрящую струю в сердца пасомых». За время своего епископства владыка Платон объехал 71 приход. Он твёрдо защищал интересы вверенной ему епархии перед лицом оккупационной власти.

В ноябре 1918 г. он заболел гриппом-испанкой в тяжёлой форме с осложнением (крупозным воспалением лёгких). Но и в это время к больному владыке приходили советоваться не только православные, а даже инославные и нехристиане. Он принимал всех.

22 декабря 1918 г. городом Юрьевым завладели большевики. 2 января 1919 г. епископ Платон был арестован прямо на улице вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской диктатуры было арестовано свыше 500 человек). Заключённые содержались в очень тяжёлых условиях, особым издевательствам и унижениям подвергался ещё не оправившийся после болезни владыка Платон. Епископа заставляли носить под конвоем через весь город пятипудовые мешки, изнурённый владыка падал под тяжестью ноши. Один из арестованных вспоминал: «Заключённым не давали пищи, поэтому родные снабжали их необходимыми припасами. Было в тюрьме много образованных и интересных людей, которые проводили время, слушая лекции профессора местного университета. С 8 января пленники подвергались перекрёстному допросу каждую ночь. Некоторые из них так и не возвратились с допроса, и их родные напрасно ожидали их у дверей на другое утро».

В тюрьме епископ Платон утешал и ободрял всех других заключённых, читал по возможности вслух Евангелие, особенно часто – 24-ю главу от Матфея. За три дня до кончины владыка почувствовал, что его казнят. Он сказал заключённым вместе с ним, что если это произойдёт, они должны будут передать его последнее благословение всей его пастве. В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы он прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

Большевики продержались в Юрьеве всего три недели и были изгнаны белыми войсками. Отступая, красные эстонские комиссары Кулль, Рятсепп и Оттер, наскоро отобрав 20 человек из заключённых – в их числе владыку Платона, протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, – отвели их в подвальное помещение и зверски убили. Тела некоторых убитых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран, одна из них – от разрывной пули прямо в правый глаз, затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.

Отпевание мучеников было совершено 18 января 1919 г. в Успенском соборе Юрьева. Позднее владыка был погребён в левом приделе того самого Спасо-Преображенского собора, где почти за год перед этим состоялась его первая архиерейская служба.

Епископом Эстонии владыка Платон (Кульбуш) был ровно год, но за это короткое время сумел приобрести всеобщую любовь и уважение своей паствы. Высокообразованный, деятельный, живой и энергичный, он своей сердечной простотой и доступностью привлекал всех. Эстонец по происхождению, он горячо любил Россию и в этой любви сближал Россию и русских с эстонским народом.

В 2000 году епископ Платон был прославлен Русской православной церковью в лике новомучеников.

Успенский собор г. Юрьева
Успенский собор г. Юрьева (с 1919 г. – г. Тарту)

Материал подготовила Анастасия Наконечная

-----------------------------

1 Любопытно, что возглавлял это братство глава Государственного тюремного управления М.Н. Галкин-Враской.

2 Студент Павел Кульбуш, как и многие его сокурсники, входил в «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения», члены которого успешно проповедовали как на светских, так и на церковных площадках Петербурга.

3 Почётным председателем братства одно время был епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий священномученик.

4 К 1914 году школа была переполнена: в ней учились 140 человек, 55 из них – бесплатно.

Кифа № 7 (251), июль 2019 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!