Братский помянник 4 июня на Бутовском полигоне был расстрелян иеромонах Вениамин (Эссен) (1902-1938). По происхождению барон, сын царского генерала, он был священником, монахом, художником, членом ленинградского Александро-Невского братства. В семнадцатилетнем возрасте, после гимназии, служил полгода в эвакуационном госпитале Красного Креста, который тогда уже был советским; сразу после этого ушёл в Белую армию к Деникину. Решение о пострижении в монахи принял во время учебы на ленинградских Высших богословских курсах. В братстве он возглавил один из молодёжных братских кружков, совершал иногда отдельные службы для братской молодёжи. В 1930-1932 гг. служил настоятелем в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Лесном, в котором собиралась часть Александро-Невского братства. Когда его расстреляли, ему было 36 лет. 11 июня отошёл ко Господу исповедник веры архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). Более 10 лет он, только что ставший епископом, провёл в советских тюрьмах и ссылках. Его подвергали «конвейерной» пытке бессонницей, заставляя дать на себя ложные показания, но он этого не сделал. В октябре 1941 г. ссыльный владыка был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Ему неоднократно устраивали обструкции за ношение в публичных местах рясы, но уже при жизни поставили бронзовый бюст в епископских одеяниях в галерее выдающихся хирургов в Институте неотложной помощи им. Склифосовского в Москве. 22 июня отошёл ко Господу святой праведный Алексий Мечёв (1859-1923). Отец Алексий, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Клённиках (Москва, ул. Маросейка), очень тяжело переживал раннюю смерть горячо любимой жены. Отец Иоанн Кронштадтский, к которому он поехал за советом, предложил ему сделать основой богослужебной жизни прихода частое причащение (в то время было принято причащаться, как правило, раз в год, в Великий пост) и сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Это слово отец Алексий принял как послушание. Вскоре он стал известен как старец, хотя монашества не принимал и всю жизнь оставался приходским священником в сане протоиерея. По воспоминаниям сына о. Алексия, сщмч. Сергия Мечёва, говоря прихожанам, искавшим напряжённой духовной жизни «погоди, у нас свой монастырь будет», о. Алексий имел в виду «не монастырские стены, а паству – семью, находящуюся под единым духовным руководством и связанную узами любви. В ней каждый человек живёт как обычный мирянин и член общества, но в душе работает Богу...» В разное время у отца Алексия бывали священник Павел Флоренский, философ Н.А. Бердяев, скульптор А.С. Голубкина, художники М.В. Нестеров и Л.А. Бруни... В советское время отца Алексия дважды вызывали на «собеседование» в ОГПУ, запрещали принимать верующих. 26 июня отошёл ко Господу игумен Варсонофий (Верёвкин) (1894-1939). Иеромонах Варсонофий стал одним из руководителей Александро-Невского братства после ареста всех троих его основателей в 1922 году. Он возглавил одну из тайных общин Александро-Невского братства, проживавшую в Старом Петергофе под Петроградом в подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Отец Варсонофий в одной из своих проповедей говорил: «Всякий раз, когда мы встречаем насмешку над верой Христовой, когда мы оказываемся лишёнными мужества настолько, что поддаёмся хулителям имени Божия, когда мы ради мирского страха стыдимся исповедать свою веру в Него, – всякий раз мы тем самым уподобляемся малодушию Его учеников, разбежавшихся при виде вооружённых врагов. Когда мы стараемся скрыть свою веру перед людьми, когда мы опасаемся, чтобы люди не заметили нашего благочестия, не прочь бываем даже похвастать своим пренебрежением к обязанностям христианина, когда мы славу мира сего любим больше, чем славу Божию, тогда мы повинны в отречении апостола Петра. Но если чувственные страсти или сердечная злоба побуждают нас на сознательное отступление от Христа, если не добро, но сознательное зло вносим в жизнь и вредим славе Божией, то тогда мы повторяем гнусные дела Иуды-предателя». После ареста в 1932 году о. Варсонофия приговорили к 10 годам лагеря. Через год о. Варсонофий как инвалид первой группы был сначала переведён из лагеря на поселение, а последние годы мог жить на 101-м километре от Ленинграда – в Великом Новгороде. Похоронен на Петровском кладбище в Новгороде неподалёку от могилы еп. Макария (Опоцкого). Кифа № 6 (250), июнь 2019 года |