gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Язык Церкви arrow Самое печальное, что народ не слышит анафору. Интервью с дьяконом Василием (Карлом Христианом) Фельми
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
31.05.2019 г.

Самое печальное, что народ не слышит анафору

Интервью с дьяконом Василием (Карлом Христианом) Фельми, профессором богословия, почетным доктором Московской духовной академии

Дьякон Василий Фельми
Дьякон Василий Фельми
 

Что близко Вам в экклезиологической тематике?

Эта тематика занимает меня всю жизнь. Мои первые статьи были связаны с экклезиологией о. Николая Афанасьева; занимался я и экклезиологией о. Александра Шмемана. И ещё я всегда очень уважал о. Сергия Булгакова. По-моему, он был гениальным богословом, но ему не хватало богословской эрудиции в классическом общепринятом смысле и это часто вело к недоразумениям и нападкам. У него много идей, больше, чем у других, хотя они иногда очень спорные. Тем не менее я ценю его роль в православном богословии, особенно в связи с учением о кеносисе. Я был в восторге, когда читал его статью, посвящённую этой проблеме. Потом в немецком богословском журнале я читал критику этой статьи: она мне казалась недоброжелательной и придирчивой.

Мне кажется, в том-то всё и дело, что православную суть его учения могли часто не опознавать именно из-за того, что терминология отталкивала, а суть люди не чувствовали, не проникали в неё.

Да, именно так.

Как Вам кажется, какие положения современной экклезиологии особенно нуждаются в рецепции церковного народа? Я знаю, что Вы всегда говорите: нужно стараться людям объяснить на внятном языке истину Православия. Что сегодня, на Ваш взгляд, особенно нуждается в том, чтобы быть воспринятым той частью церковного народа, которая не имеет богословского образования?

Я не понимаю, почему в большинстве случаев евхаристическую молитву не читают вслух. Этот отрыв народа от священников не имеет никакой причины. Это особенно относится к анафоре, но и к другим так называемым тайным молитвам, настолько важным. Когда, например, наш священник произносит молитву входа: «Пусть с нашим входом войдут и ангелы...», он это не говорит так громко, что все её понимают, но я как дьякон слышу эти слова. Тогда я всегда сожалею, что только я, а не весь народ понимает эту дивную молитву.

Как я уже сказал: самое печальное, что народ не слышит анафору. Я думаю, если бы студенты изучали особенно богатую анафору свт. Василия Великого, это было бы для них более полезно, чем целая лекция по догматике.

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная

Кифа № 5 (249), май 2019 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!