Святые Воткинского восстания Интервью с митрополитом Ижевским и Удмуртским ВикториномУдмуртские новомученики протоиерей Николай Чернышёв и его дочь Варвара Чернышёва
Приезжаешь в приход: батюшка хозяин полный, а люди сторонние. Вот это сейчас надо менять, и я этим и занимаюсь. Думаю, что многие архиереи со мной согласятся. Конечно, мы сами свободу немножко будем терять, но надо возрождать приходские общины. Для того нас сейчас и много, чтобы мы даже на приходских собраниях присутствовали. В этом году темой Рождественских чтений были свобода и ответственность. В первую очередь разговор об этом шёл в связи с молодёжью. Наши читатели много думают о том, как помочь молодёжи по-настоящему воцерковиться. Как воспитывать её именно в свободе во Христе, а не в произволе? Прежде всего хотелось бы сказать, что, наверное, той свободы, которой сейчас пользуется Русская православная церковь, у неё никогда не было. Знаю мнение других владык: многие так считают. Главное – как этой свободой воспользоваться. Ведь свободы без ответственности нет, так же как и ответственности нет без свободы. Ответственность должна быть свободной. Как помочь молодёжи – это, наверное, вечный вопрос. Во все времена говорят: вот, мол, в наше время было не так, в наше время молодёжь была другая. Неправда. В каждое время молодёжь стремилась к свободе. И как их обуздать? Да никак, никак, надо продолжать жить и своим примером молодёжь воспитывать. Я всегда своим батюшкам говорю: если не будет своего примера, то мы никого нормально не воспитаем. Это очень важно – быть всегда примером. И молодёжь будет учиться. Я хоть и митрополит, и сейчас монах, но раньше у меня была семья. Я воспитывал детей и никогда ни к чему их не принуждал. Принуждение не даст ничего, только свой пример. Только если сам встаёшь утром на молитву, вот тогда смотришь, что и дети начинают молиться. Когда я первый раз нашёл у дочери под подушкой молитвослов, я понял: вот это победа. Она открыла эту дорогу, дорогу к Богу – это самое главное. А без дороги к Богу свободы никакой нет и ответственности никакой не будет. Такое принятие свободной ответственности за церковь часто связано с возрождением общинной жизни; недавно на пресс-конференции о. Николай Балашов говорил, что, скажем, в тяжелых условиях, в которых сейчас оказалась Украинская православная церковь, происходит возрождение ответственности мирян, люди фиксируют своё членство в приходе, чтобы поддерживать священников, чтобы отстаивать храмы... Да, это очень важно. Когда после 1988 года мы обрели свободу и пошли в Минюст регистрировать приходы, мы их регистрировали фактически без прихожан. И сейчас я как правящий архиерей понимаю, какую мы ошибку сделали. Прихожане не знают, что они являются учредительным собранием; что собрание прихода – это законодательное собрание, а приходской совет – это исполнительный орган. И об этом сейчас приходится говорить: как вы решите на собрании, так и будет; вы хозяева храма. Чтобы, не дай Бог, коснись такое, как на Украине, прихожане всегда смогли отстоять храм; чтоб они чувствовали себя хозяевами, а не были сторонними людьми, что мы часто сейчас и наблюдаем. Приезжаешь в приход: батюшка хозяин полный, а люди сторонние. Бывают и неприятности, и нестроения на приходе из-за того, что священник решает всё единолично, без церковного народа. Вот это сейчас надо менять, и я этим и занимаюсь. Я думаю, что многие архиереи со мной согласятся. Конечно, мы сами свободу немножко будем терять, но надо возрождать приходские общины. Для того нас сейчас и много, чтобы мы даже на приходских собраниях присутствовали. Вот я езжу иногда на приходские собрания и получаю от этого удовлетворение. Я вижу все вопросы, которые «снизу» поднимаются, а не те, которые мне батюшка в хорошей упаковочке принёс и на стол положил, отчитываясь о своей деятельности. Я очень благодарен Святейшему патриарху за то, что у нас сейчас такое количество архиереев. Иногда говорят: вот, мол, расплодили такую большую администрацию. Так это хорошо! Только она должна работать, и архиерей должен бывать на приходах и участвовать в приходских собраниях. Владыка, традиционная тема нашего издания – почитание памяти новомучеников и исповедников. Во всех епархиях в последнее время это особенно вспоминалось в связи со столетием событий 1917 года и Гражданской войны. Удмуртии как республики не было до 1920 года. Её собрали из разных регионов – из Пермской и Вятской губерний, вошла в неё и часть Татарстана. И в этой молодой республике не было своих почитаемых святых. Мощи первых удмуртских святых мы обрели в прошедшем 2018 году в городе Воткинске. Сто лет назад там было восстание рабочих1, и возглавил его батюшка (он был их духовным руководителем). Через несколько месяцев восстание потерпело поражение. Когда многие рабочие, опасаясь красного террора, перешли Каму и ушли к Колчаку, спасая себя, батюшка остался с паствой, и дочка его осталась с ним. Их расстреляли. Мы нашли их захороненными в одном гробу. Теперь мы делаем в Благовещенском соборе Воткинска, там, где он служил, раку, обустроим всё, чтобы люди могли им поклониться. Еще мы строим уже не первый год на деньги оружейников часовню-памятник в честь вмц. Екатерины. Ведь ижевские оружейные заводы обязаны своим существованием Екатерине II. И у них Екатеринин день был как бы днём города; они не работали в этот день, устраивались ярмарки, и даже ярмарки эти назывались Екатерининскими. А храма Екатерининского не было, были только приделы во всех больших городских соборах – что в Ижевске, что в Воткинске. А мы вот решили построить храм на берегу пруда, напротив проходной. Ведь память о том, что было прежде, тоже важно восстанавливать. Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная Фото: Анастасия Наконечная Члены союза фронтовиков Ижевска ------------------------- 1 Ижевско-Воткинское восстание – вооружённое выступление под руководством организации «Союз фронтовиков» против большевиков (август – ноябрь 1918 года). В момент наивысшего подъёма восстание охватывало территорию с населением более 1 миллиона человек (большую часть современной Удмуртии), а численность повстанческой армии достигала 25 тыс. человек. Отличительной чертой восстания было активное участие в нём рабочих Ижевска и Воткинска. В конце августа восстали также крестьяне многих населённых пунктов Сарапульского, Глазовского и Малмыжского уездов. Кифа № 5 (249), май 2019 года |