Братский помянник 7 мая отошёл ко Господу Никита Алексеевич Струве (1931-2016). Выдающийся деятель русского зарубежья, он был бессменным редактором лучшего из церковно-общественных журналов эмиграции – «Вестника РХД». Рос он в семье, которая не была глубоко верующей, и церковным, православно убеждённым человеком стал постепенно. С конца 1950-х годов он уже принимал ведущее участие в издании движенческого журнала. «Вестник» попадал в Россию, и у молодого редактора журнала установились связи с верующей молодёжью в СССР – по его воспоминаниям, это было «потаённое, но деятельное письменное общение». Журнал перестал быть только лишь изданием эмиграции: он стал постоянно публиковать (конечно, под псевдонимами) статьи авторов «из-за железного занавеса». После отмены антицерковных законов Н.А. Струве открыл в Москве издательство «Русский путь» и стал ездить по городам России – с лекциями, с грузом книг для местных библиотек. Ему было очень важно передать всё то богатство, которое успела накопить жившая в условиях небывалой свободы от государственного гнёта русская эмиграция. Во многом поэтому он поддерживал живые отношения с Преображенским братством и вошёл в Попечительский совет Свято-Филаретовского института. 18 мая 1847 года отошёл ко Господу архимандрит Макарий (Глухарев) (1792-1847). В 1829 году о. Макарий подал прошение о переводе его в Сибирь и «употреблении на дело миссии». Вскоре была открыта Алтайская духовная миссия с центром в городе Бийске. Тех, кто трудился в ней, связывали глубокие братские отношения. О неформальном уставе этого миссионерского братства можно судить по записи, сохранившейся в одном из писем архим. Макария: «А. Желаем, да будет у нас всё общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи; и сия мера да будет для нас удобностию в стремлении к единодушию. Б. Желаем тому из нас, которому определением начальства будет поручено особенное попечение о деле проповедания, повиноваться правилам иноческого общежития как в поручениях, относящихся к проповеданию, так и в других отношениях и случаях... В. Желаем принимать от него наставления со вниманием, смирением и любовию; а его наставления должны проистекать из Слова Божия и быть согласными с учением Церкви Восточной и Греко-Российской. Г. Желаем быть пред ним искренними и откровенными в частом исповедании помыслов и искушений наших и вместе с ним учиться у Господа уклоняться от зла и творить благое; он же обязуется... действовать в смиренной памяти о собственной немощи, по долгу любви и снисхождения к братиям, и беспристрастно принимая от них благонамеренные советы, полезные замечания, кроткие напоминания, в случае погрешительности поступков своих искренно виниться перед ними и просить у них прощения и пособия к исправлению своему. По сим правилам жить и служить в проповедании Евангелия народам языческим, в Тобольской епархии живущим, желаем: архимандрит Макарий, ученик семинарии высшего отделения Василий Попов, ученик семинарии низшего отделения Алексий Волков». 30 мая отошёл ко Господу архиепископ Иоанн (в миру – князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) (1902-1989). Шестнадцатилетним юношей будущий архиепископ сражался в Белой армии. В день своего 24-летия принял постриг: так молодой эмигрант, считавший, что православие не в том, чтобы хвалиться им, а чтобы стыдиться в нём, подтвердил, что выбирает путь церковного служения. На протяжении сорока лет он вёл на радиостанции «Голос Америки» еженедельную передачу «Беседы с русским народом». Одна из любимых его мыслей – мысль о «белом иночестве», которой он посвящал и статьи, и стихи: Ничего не считать неважным, Всякое сердце стеречь от гнева. И, бросая слово своего сева, Затаить дыхание над каждым. Труд земной возможен без раздела. Пусть тогда в нём одном вниманье. Послушание и земному делу - Перед Господом послушанье. Лишь бы сердце о земном не пело, Но несло бы Богу все мгновенья. И вокруг него всё было бело От цветов благодаренья. 31 мая отошла ко Господу сестра Иоанна (Юлия Рейтлингер) (1898-1988). Она стремилась не повторить, а возродить иконопись, найдя верное сочетание древней традиции и новизны свободного творчества. В 1935 году вслед за своей подругой матерью Марией (Скобцовой), впоследствии мученически погибшей в 1945 г. в Равенсбрюке и причисленной в 2003 году к лику святых, приняла монашеский постриг. Как и мать Мария, новопостриженная инокиня Иоанна осталась в миру, парадоксально обосновывая это решение: «Монастырь – нет; моё послушание – свободное творчество». В 1955 году вернулась в Россию, где ей разрешили поселиться не в Ленинграде (Петербурге, из которого она когда-то уехала), а только в Ташкенте, где она и прожила последние 33 года. Кифа № 5 (249), май 2019 года |