Братский помянник 6 апреля отошла ко Господу Елизавета Михайловна Шик (1926-2014). Дочь священника Михаила Шика, принадлежавшего к мечёвскому кругу и расстрелянного в Бутове в 1937 году, по матери – из дворянского рода Шаховских, она до самых последних дней жизни участвовала в подготовке к изданию удивительного по своей силе свидетельства эпохи – двухтомника переписки своих родителей. Елизавета Михайловна прожила очень долгую и трудную жизнь, сопротивляясь происходившему практически во всё время её жизни искажению человеческого образа и самих основ жизни в нашем народе, нашей стране. На Благовещение 7 апреля отошёл ко Господу (возможно, был убит) святитель патриарх Тихон (Беллавин) (1865-1925). Вряд ли однокашники Василия Беллавина по духовной академии, прозвавшие его в шутку «патриархом», могли помыслить о его будущей канонизации. Он был обычным студентом, разве что отличался спокойным нравом и общительностью. Инспектором академии во время его учёбы был будущий епископ Таврический Михаил (Грибановский), соучениками – будущий священномученик Кирилл (Смирнов), будущие митрополит Антоний (Храповицкий) и митрополит Сергий (Страгородский). Служение будущего патриарха подарило ему уникальный опыт, которого не имел, пожалуй, ни один другой иерарх Российской церкви. Из опыта служения в Северо-Американской епархии он хорошо знал, на что способны православные братства – открывать приходы, брать на себя ответственность и за духовное, и за материальное их существование. В тяжёлые дни 1918 года патриарх Тихон призвал верующих Православной российской церкви ответить на преступные действия советской власти объединением в духовные союзы: «Пусть верные чада в союзе любви соединяются с архипастырями и пастырями своими и вкупе являют служение в духе и силе». На Благовещение 7 апреля отошёл ко Господу исповедник веры архиеп. Ермоген (Голубев) (1896-1978). Сын профессора Киевской духовной академии, он принял монашеский постриг в возрасте 25 лет в июне 1919 года, хорошо понимая печальные перспективы, ожидающие его на избранном поприще. Через 7 лет он уже возглавлял Киево-Печерскую лавру и был заместителем патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В 1931 году был арестован «за антисоветскую деятельность» и приговорён к 10 годам лагерей. В лагере у него началась тяжёлая болезнь лёгких, в связи с которой он был освобожден раньше срока, в 1939 году. В Средней Азии он начал служить в 1942 году в Самарканде, где познакомился с «мечёвцами»: будущим архимандритом Борисом (Холчевым) и архимандритом Серафимом (Суторихиным). 1 марта 1953 года он был хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Отец Павел Адельгейм вспоминал об этом времени служения владыки: «Когда в храмах запрещался даже косметический ремонт, архиепископ Ермоген в 1958 году построил в Ташкенте великолепный кафедральный собор. Он распорядился приобрести причтовый дом для каждого храма епархии, так что каждый священник, приезжая на приход, получал благоустроенное жильё. Своим указом запретил младшим клирикам делать подарки старшим по положению: только старшие могли одаривать младших. Такое положение делало невозможным симонию и коррупцию. В конце концов за свою твёрдость и верность архиерейскому долгу архиепископ Ермоген лишился кафедры. Скончался в Жировицком монастыре, куда был фактически сослан». На Благовещение 7 апреля отошёл ко Господу протоиерей Павел Алексахин 1919-2008). Отец Павел был духовным наставником и старцем движения беседников, истоки которого восходят к благословению преподобного Серафима Саровского. Его духовные советы бережно хранят как духовные чада, так и многочисленные паломники, приезжавшие в Самарскую область. Вот некоторые из них: - Разбирайте себя: на чём грех родится и как его победить. - Гордость – крайнее убожество души: находясь во тьме, человек думает, что он во свете. - Отчаяние хуже гордости. Человек отвергает милосердие Божие и не надеется на него. - Борьба с собой до последней минуты жизни; где борец, там и венец. На Благовещение 7 апреля отошёл ко Господу протопресвитер Виталий Боровой (1916-2008). Доктор богословия, историк церкви, дипломат, один из самых ярких деятелей Русской православной церкви во второй половине XX – начале XXI вв., он достойно представлял её на международных богословских конференциях и собеседованиях. До конца жизни он глубоко понимал и поддерживал Преображенское братство. Один из духовных учителей священника Георгия Кочеткова. С 1996 года и до своей кончины о. Виталий был членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института и участником всех значительных событий в его жизни. Он много проповедовал в часовне СФИ, выступал там с лекциями, был научным руководителем студентов. Многим памятны не один раз повторявшиеся им слова о необходимости «продолжить дело всеобщей христианизации, начатое при князе Владимире». 9 апреля в немецком концлагере был повешен лютеранский пастор, богослов Дитрих Бонхёффер (1906-1945). Один из основателей Исповедующей церкви, не подчинившейся нацистскому режиму и один из наиболее последовательных основателей и проповедников общинной жизни, он во всех своих произведениях боролся за её подлинность, за «общение с братом через Христа», за отрицание соблазна «дешёвой милости». В годы заключения был примером подлинного мужества для тех, кто оказывался рядом с ним. Незадолго до гибели в Тегельской тюрьме он писал: «Приди же, верховный праздник на пути к вечной свободе, смерть, разрушь тягостные цепи и стены нашего бренного тела и нашей ослеплённой души, чтобы наконец мы увидели то, что здесь нам не дано было видеть. Свобода, тебя искали мы долго в дисциплине, в деле и в страдании. Умирая, познаём мы теперь в Божием лике тебя саму». 19 апреля отошёл ко Господу исповедник веры преподобный Севастиан Карагандинский (1884-1966). Келейник двух оптинских старцев, при советской власти он стал узником Карлага за отказ отречься от веры. На допросе он говорил следователю: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей». Монахини, помогавшие ему в тайных богослужениях до ареста, освободившись из лагеря раньше, стали приезжать к нему по воскресеньям в лагерь. Кроме продуктов и чистого белья они привозили Святые Дары, поручи, епитрахиль. Все вместе выходили в лесок, отец Севастиан причащался сам, исповедовал и причащал сестер. После выхода из лагеря он основал тайную православную общину под Карагандой, в которой в подростковом возрасте укреплялся в вере будущий священник Павел Адельгейм. Отец Севастиан утешал многих приезжавших к нему людей – ссыльных, измученных, нуждавшихся в духовном совете и поддержке. Добился возможности открыть на месте тайного церковного собрания храм, где служил настоятелем более 10 лет до самой кончины. 28 апреля отошёл ко Господу епископ Стефан (Никитин) (1895-1963). Будущий епископ Стефан был духовным чадом о. Сергия Мечёва. В 1925-1930 гг. работал врачом и одновременно являлся старостой мечёвского храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке). Тайно рукоположен в сан священника еп. Афанасием (Сахаровым). В 1931 году в составе группы маросейских прихожан из семнадцати человек был арестован по «делу о. Бориса Холчева». Освободившись после трёх лет лагерей, по благословению вл. Афанасия превратил одну из комнат своей двухкомнатной квартиры в Струнино в храм. Тайно служил, исповедовал, причащал. На открытое служение вышел в 1950 году в Ташкентской епархии у митр. Гурия (Егорова). Служил в Курган-Тюбе, Самарканде, Ташкенте. По рекомендации вл. Ермогена (Голубева) в 1960 г. был хиротонисан во епископы. Уполномоченный по Калужской области в своем отчёте за 1962 год писал о нём: «Епископ Стефан пытается поддерживать приходящие в упадок общины, укрепить пошатнувшееся влияние Церкви. В первые же дни пребывания в Калуге он с помощью патриархии заполнил вакантные должности в трёх церквях, стремится подбирать "более достойные", крепкие в вере кадры. Знакомых священников из других епархий: Минской, Среднеазиатской, где ранее он работал, приглашает на работу в Калужскую епархию. Епископ Стефан, врач по специальности, ревностный служитель Церкви, крайне религиозный. Этого же требует и от священников. А нерадивых, допускающих аморальные поступки, наказывает». Кифа № 4 (248), апрель 2019 года |