gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow На Рождественских чтениях – о национальном покаянии и свидетелях веры рассказывали на разных секциях члены Преображенского братства
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.03.2019 г.

На Рождественских чтениях – о национальном покаянии и свидетелях веры

Рассказывали на разных секциях члены Преображенского братства

Андрей Васенёв выступает на секции Рождественских чтений
Андрей Васенёв выступает на секции Рождественских чтений «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений». 29 января 2019 г.
 

Андрей Васенёв

Андрей Васенёв, председатель Боголюбского малого православного братства (Тверь): Я уже традиционно хожу на секцию, посвящённую прославлению памяти новомучеников и исповедников церкви Русской по личному приглашению Игоря Гарькавого, руководителя научного центра «Бутово». Игорь Владимирович считает, что на секции не столько должно произойти погружение в тему, сколько должен состояться обмен опытом устроения разных конференций, вечеров, проектов. Он знает, что у нашего братства есть в этом достаточно богатый опыт, поэтому меня попросили выступить по теме: «Столетие красного террора: опыт осмысления трагедии в проектах православных братств». Когда начинаешь рассказывать, что за год удалось сделать, и как-то суммируешь всё, что мы проводили – выставки, вечера, концерты и т. д., то видишь, что это опыт действительно большой и многообразный, и что он нарабатывается, качественно улучшается.

Но что любопытно – само собой получилось так, что в основном разговор шёл не столько о событиях, сколько именно о братском опыте в жизни церкви. Я об этом сказал, когда рассказывал о конференции, прошедшей в Санкт-Петербурге, и сразу же оговорился, что может быть, слушатели удивятся, что в теме «красный террор» я рассказываю о братстве. Но ведь именно это и был органичный ответ церкви на события 1917 года. Это совершенно точно коррелируется с опытом новомучеников, которые за церковь отдавали свою жизнь. И в этот момент я видел, как где-то в рядах люди энергично закивали. Удалось сказать и о том, что церковь снова начинает откликаться на этот опыт братских союзов.

Удалось сказать, что в принципе все те события, которые я перечислял, подвёрстываются в один большой проект, который инициировало наше братство: Форум национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду». Я показал небольшой ролик о форуме, и именно это вызвало существенный резонанс. Потому что в аудитории среди тех, кто пришёл почтить память новомучеников и исповедников Российских, оказались люди, сомневающиеся в том, что покаяние нам необходимо. В частности, мой знакомый, редактор «Православной Москвы», сказал, что покаяние может быть личным, но никак не национальным. А если мы и призываем народ каяться, то почему говорим о нашем покаянии, но не говорим о покаянии латышей или украинцев? (Хотя в рамках Форума мы как раз говорим о покаянии всех народов бывшей Российской империи, и я просто не знаю, из чего он сделал такой вывод.) Потом он сказал, что невозможно каяться за то, что сделал кто-то и когда-то, что у него самого репрессированы родственники, но не он же их репрессировал. Третий вопрос был связан с тем, что покаяние – это таинство, а у нас в стране много людей разных вер, «которые непонятно в каких отношениях находятся с нашим христианским Богом». Поэтому непонятно, как это мы предлагаем их всех «причесать» под нашу идею.

Отец Кирилл Каледа, который председательствовал на этой секции, конечно, хотел потушить пожар дискуссии и вместо меня дал слово для ответа отцу Максиму Плякину, секретарю Саратовской епархиальной комиссии по канонизации святых. И о. Максим разоблачил все мифы, озвученные в вопросах, причём сделал это блестяще, энергично, чётко. Он призвал, во-первых, не путать нацию, национальность и национализм (что, безусловно, звучало в первом вопросе). Во-вторых, он сказал, что спорить по поводу миссии в вопросе национального покаяния нужно не со мной, а с патриархом Иовом, который в смутные времена и призывал народ на покаяние. А к вопросу о таинстве он сказал, что покаяние в классическом понимании – это по-гречески метанойя, что означает изменение пути. И в этом смысле нет никаких препятствий к тому, чтобы призывать к этому самых разных людей.

И все последующие спикеры продолжали эту тему, приводили разные примеры. Дискуссия продолжалась и в кулуарах. Мне понравилось, как завершил сессию сам председатель, отец Кирилл. Он сказал, что вопрос покаяния – вопрос центральный, потому что если почитать протоколы допросов новомучеников, то там они все свидетельствуют о том, что народом совершен общий шаг, который требует и общего исправления. На этом он завершил беседу. И хотя разговор был совершенно «не инструментальным», а стал как раз погружением в тему, что несколько противоречило принципу этой секции, но как раз эта интересная дискуссия, на мой взгляд, придала обсуждению жизнь.

Сергей Бурлака

Сергей Бурлака, выпускник Московской консерватории, член малого православного Воскресенского братства: Я впервые участвовал в Рождественских чтениях в рамках секции «Церковь и культура». Меня привлекло то, что конференция, которая проходит в рамках этой секции, организована Московской консерваторией. Я выступал там с докладом о духовном руководстве Марии Вениаминовны Юдиной, и, конечно, это было очень примечательно с личной точки зрения, потому что я совсем недавно сидел в этом зале в качестве оркестранта, а сейчас в качестве докладчика по истории Церкви. Очень приятно удивило, какое открытое движение мысли есть в стенах консерватории и Академии Гнесиных, от которых тоже были докладчики. В основном это были очень музыковедческие сообщения, которые с христианством связаны скорее эстетически, чем глубоко церковно. Но всё-таки очень порадовало то, что современные молодые люди выбирают эту тематику. Им интересно проследить, как христианство зародило, обогатило, поддерживало европейскую культуру, в том числе музыкальную. Прекрасные профессора, верующие люди из консерватории участвовали в организации этой конференции и чувствовалось, что это не просто попытка что-то сделать «для галочки», что это очень искренне.

Конечно, мне немного не хватило участия церковных людей в попытке на этот шаг представителей музыкальной культуры ответить достойно, дать глубоко христианскую оценку в духе диалога церкви и культуры, который зарождался в начале ХХ века. К сожалению, разговор получился немного односторонним. Но возможно, те связи, которые обрелись на этой конференции, помогут это впоследствии восполнить в ходе дальнейшего сотрудничества не только в рамках Рождественских чтений. Так, например, я знаю, что Роман Александрович Насонов, один из главных организаторов этой секции, вскоре будет читать в клубе «Событие» при СФИ лекцию об Иоганне Себастьяне Бахе, об одной из его так называемых высоких месс.

Фото: Александра Строцева

Кифа № 3 (247), март 2019 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!