Жить вместе с Богом и человеком в современном мире Из слова ректора Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова на просветительской Открытой встрече Я очень рад, что сегодня у нас есть возможность такой просветительской встречи. Свято-Филаретовский православно-христианский институт в Москве уже много лет ведёт такого рода встречи, и мы всегда стараемся собрать на них людей, просто интересующихся современной жизнью – и жизнью достойной, обладающей какими-то качествами. В наше время это, может быть, одна из самых больших проблем – качество жизни. Как жить современному человеку, чтобы оставаться современным и в то же время не потерять то, что было наработано прежде, или то, что открывается сегодня и имеет перспективу на будущее? Сегодняшнее наше собрание очень свободно не только в том смысле, что вы пришли сюда свободно. Любой человек может в любое время, если почувствует, что он получил то, что хотел, покинуть нашу встречу без стеснения; никто не будет этим обижен. Мы с вами действительно хотим этот вечер провести не впустую, хотим поговорить всерьёз, не утаивая никаких жизненно важных вещей. К сожалению, часто у современных людей внутренне работает какая-то самоцензура, и люди очень жёстко распределяют всех окружающих – вот с этим можно об этом говорить, с тем о том, а вот с этим ни об этом, ни о том говорить нельзя. Но сегодня у нас будет действительно свободная встреча, и мы – те, кто перед вами – готовы что-то вам рассказать и ответить на вопросы. Я надеюсь, что это будет иметь свой плод. Тема у нас сегодня и очень ёмкая и, казалось бы, очень простая, а в то же время не очень простая. Я думаю, каждый из вас это понял. Трудно людям жить вместе, а современным людям особенно – тем более с Богом и с человеком. В каждом слове вроде бы полная ясность, и в каждом слове – проблема. И с современностью, и с человеком, и с Богом, и с «жить вместе». Надо ли вообще жить вместе? Может быть, человеку хорошо быть одному? Но ведь с древних времён считалось что «нехорошо человеку быть одному». «Нехорошо...» Это не очень добрый знак, когда человек всё время один и не имеет общения и желания такого общения. С другой стороны, нам иногда не хватает какой-то внутренней собранности, целостности, и человеку надо почувствовать себя человеком и тогда, когда он не окружён никаким обществом. Когда он не должен вот с этими людьми делать то-то, а вот с этими то-то, а вот с этими говорить о том-то, а с другими ещё о чём-то. У нас слишком много долженствований, и человек от этого сильно устаёт. Более того – он сам иногда ввергает себя в такую жизнь. Этому способствуют современные средства коммуникации, всякие девайсы, компьютеры и прочее, и прочее. Нам всё время продолжают говорить: «Ты должен, должен, должен». Да, иногда человек действительно что-то должен делать – кто же спорит. Но этих долженствований не должно быть чересчур много, и уж тем более они не должны противоречить самому человеку, идти вразрез с жизнью других людей и быть против Бога. Вот об этих вещах и хотелось бы сегодня нам с вами подумать. Если уж жить достойно и качественно (а мы будем предполагать, что жить качественно и значит жить достойно, а жить достойно и значит жить качественно), то что для этого надо? Конечно, это требование универсальное, оно должно касаться всех сторон жизни человека – это понятно. Не может быть так: «здесь я живу достойно, а через пять минут недостойно». Так человек не умеет и быстро «сходит на нет». Его просто жизнь раздавливает. Вряд ли это кому-то пожелаешь. Мне бы хотелось поговорить об этих жизненно важных экзистенциальных вопросах и с общечеловеческих, и с христианских позиций. Как вы думаете, есть здесь противоречия или нет? Есть ли здесь какое-то напряжение? Было бы интересно узнать, как вы себя чувствуете в этом духовном поле, есть ли у вас такой опыт, есть ли у вас вопросы и проблемы, которыми вы захотите поделиться – может быть, сами что-то сказать другим, а может быть, задать свои вопросы. А какие проблемы, собственно, с тем, чтобы жить вместе? Я много раз наблюдал с печалью, насколько люди за последние сто лет в нашей стране разучились жить вместе. Причём везде, «по всем фронтам»: в семье, с родными, близкими, даже с друзьями. Уж я не говорю про общество, свой народ, нацию, культуру. Да какое бы мы ни взяли измерение, везде люди живут вместе с большим трудом. Более того, они часто хотят жить вместе, но не умеют. Именно не умеют! Они не очень хорошо понимают, что именно может обидеть другого человека, и, не желая того, иногда обижают друг друга. Или обижаются без достаточных оснований и не умеют попросить прощения или простить. Ведь есть вещи, из которых не надо «делать выводы»; ну, сделал кто-то какую-то неловкость или сказал глупость, может быть, даже согрешил против вас, сделал какое-то нехорошее дело – не так чтобы уж совсем подвести вас под монастырь, а просто так получилось. Все мы делаем в жизни много ошибок, и это нам всем должно быть очень понятно и знакомо. Так вот, люди не умеют в таких ситуациях примириться, не умеют измениться, поправиться, исправить свои ошибки (на церковном языке это называется «покаяться»). Просто не умеют. Иногда им надо просто подсказывать. Мне как священнику это приходится делать нередко – не для того, чтобы менторски учить кого-то, но просто надо же друг другу помогать в конце-то концов! А жить вместе оказывается очень важно. Одно дело вещи житейские – постоянная, ежедневная рутина. Здесь тоже возникает много вопросов и проблем, но они всё-таки как-то разрешаются, пусть не всегда достаточно хорошо. Хуже, когда это касается вещей не очень рутинных, не очень житейских. И тут ещё важнее умение жить вместе. Надо уметь понять, что в другом человеке наносное, случайное или идеологически обусловленное, но всё-таки внешнее, а что глубинное, сердечное. Вот в этих вещах надо научиться разбираться. Жить вместе – это значит жить с другими людьми. Иногда с давно знакомыми, а иногда с почти что случайными. Когда вдруг возникают какие-то отношения – деловые или какие-то иные, более или менее личные – важен какой-то аванс доверия, открытость друг ко другу. Сразу скажу даже так: нужна любовь или хотя бы авансы любви. С этим труднее всего, но всё-таки внутри нас всегда сидит желание, чтобы по отношению к нам проявили любовь. Наверное, у всех вас бывает и «встречное» движение: когда вам хочется поступить по любви, а не просто по строгости закона или, хуже того, беззаконно. Хочется, чтобы люди давали друг другу эти авансы доверия, открытости, любви. Тогда стремление жить вместе может иметь шанс. Не получается жить вместе, когда ты в постоянном напряжении и не можешь доверять другим. Или когда ты постоянно в обиде: сам обижаешься или обижаешь кого-то – вольно или невольно, словом или делом. И тогда надо что-то делать. Но всё-таки мы сейчас живём не в советское время, и поэтому какие-то вещи изменились. Это значит, что уже необязательна некая внутренняя самоцензура, страхи по отношению ко всему. «Не вылезай», «не будь белой вороной» – эти мещанские, но тем не менее обусловленные опытом людей предупреждения сейчас, как мне представляется, меньше воздействуют на нас. Впрочем, мне было бы интересно, согласитесь вы с этим или нет. Сейчас появилось, особенно среди молодёжи, много людей, которые готовы помочь незнакомым людям. Добра в людях стало больше, меньше злобы, меньше осуждения и желания любыми средствами «отбить лишь свою правду». Это не значит, что тех проблем, о которых я говорил, стало меньше. Но появились люди с человеческим лицом, и их становится больше. И то, что среди таких людей много молодёжи, меня очень радует. Это значит, что те люди, которые родились после советской власти и её «на вкус» не пробовали, как-то начинают себя проявлять, и это происходит во всех сферах, прежде всего среди тех людей, которых мы встречаем на улице или где-то ещё. Мне кажется, что потенциал добра стал увеличиваться. Людей меньше разделяют какие-то внешние параметры. К сожалению, людей не всегда готовят к тому, чтобы жить вместе. В системе воспитания не хватает каких-то важных вещей. Да, конечно, фрагментарно, частично везде об этом как-то говорится, но я даже не знаю, есть ли где-то в нашей стране целостная система, которая бы успешно решала эти вопросы. И не случайно я сегодня говорил, что жить вместе с другим человеком, не таким, как ты, а может быть, наоборот, очень похожим на тебя, люди сегодня не умеют. Об этом тоже можно было бы сегодня вместе поговорить. Я ещё не говорил о том, как жить вместе с Богом. Здесь ведь тоже много проблем. Я даже не имею в виду ярко выраженных атеистов, которые готовы бороться с Богом и с теми, кто за Бога; их осталось немного. А очень много скорее людей во всём сомневающихся. Они знают одно, другое, третье, что-то читали, слышали, что-то пробовали, кто-то пытается иногда с друзьями, знакомыми или сам по себе заходить в храм – православный или какой-то иной. Человека привлекает эта сфера, он хочет лучше узнать то, о чём он не очень хорошо знает, в чём не очень хорошо разбирается. Сейчас люди, вступая во взрослую жизнь, уже что-то знают. Они что-то выбрали, пусть и не до конца. Труднее всего увидеть, понять, почувствовать, проверить своей жизнью, что Бог на самом деле один для всех людей, а не у каждого свой Бог. Но как же Бог проявляет себя в жизни каждого человека? Наверное, очень нешаблонно. У каждого свой духовный опыт, удачный и неудачный. Есть люди, которые родились и воспитывались в семьях, где люди стараются жить с Богом – христианских, мусульманских, иудейских; есть те, у кого этого опыта совсем нет. Но как бы то ни было, думаю, в нашей стране очень много людей, которые до конца свой выбор не сделали, до конца своего пути вместе с Богом не знают, не понимают своего призвания. Ведь призвание может быть только от Бога. А от кого же ещё? От природы? От папы с мамой? От общества? Нет. Это всё ненадёжно. Я знаю точно, что людей это очень сильно волнует. Когда говорят, что сейчас люди скептики, рационалисты, потребители, и им кроме жирного куска больше ничего не надо – это неправда. Иногда люди так действительно живут, но это совершенно не значит, что они довольны такой жизнью и хотят только такой жизни. К сожалению, у нас в обществе очень мало площадок, где можно о таких вещах говорить свободно – не боясь, что тебе «дадут по голове», или освищут, или где-то в интернете что-то пропишут. Люди не чувствуют себя свободными. Это очень жаль, потому что для христиан всегда очень важно, что Бог есть Свобода, Бог есть Любовь. Всё остальное – потом. Когда на первое место выходит что-то другое, даже хорошее, например, Закон, когда средства становятся целью, это уже не дело. Всё должно быть на своих местах. Мы должны чётко знать, что человек может жить с Богом только в духе любви и свободы. Иначе это не будет «вместе». Да, можно подчиняться Богу! В более мягком варианте – послушаться, слушаться. И некоторые мужественные люди – христиане и не христиане – готовы это делать. Но всё-таки это ещё не совсем христианство. Это то, что существует не только в христианстве, что было и до христианства. Да, для человека естественно прислушиваться к более опытным, более знающим, одарённым, достойным людям, которых признаёшь для себя за старших. Естественно это делать и в духовной жизни – но не теряя своего лица, своей свободы и любви. Мы не можем никогда, в отношениях ни с Богом, ни с человеком, требовать любви и свободы только для себя. Так любовь и свобода не живут, так они гибнут. Но от себя мы можем требовать. И вполне можем ожидать, что это получит одобрение у Бога и у людей. Конечно, надо знать, о какой свободе, о какой любви, о какой вере, о каком доверии идёт речь. И это тоже непростые вопросы. У нас здесь всё сдвинулось, всё не на своих местах. Часто люди говорят, скажем, о сильной вере, а подразумевают какой-то фанатизм. Или подозревают, что сильная вера – это всегда фанатизм, что-то жёсткое, жестокое, эгоистичное. Но сильная вера – совсем другое. А что такое фанатизм, я думаю, всем понятно. Это вера, но без любви, а значит, в любом случае вера не христианская. Некоторые путают настоящую веру со слепой верой. А это тоже разные вещи. Человеку свойственно верить, т. е. быть открытым к чему-то большему в своей жизни. Но слепая вера как раз не даёт такой возможности. Если ты веришь просто потому, что тебе кто-то об этом сказал или кто-то от тебя этого требует, но изнутри тебя нет никакого отклика, отзвука, то с христианских позиций назвать это верой нельзя. Кто-то сказал, что христианство есть вера в Бога и в человека. И это так: одно без другого не существует для христианина. Человек, который верит в Бога, но не доверяет никому – такой человек не верит и в Бога. Бывает ещё маловерие, когда человек всё время оглядывается назад. Вроде бы доверяет, вроде бы принимает, но живёт не исходя из своей веры, а исходя из обстоятельств, которые всегда кажутся ему сильнее. Мне очень хочется, чтобы вы к этому прислушались и никогда не путали веру в Бога и человека с фанатизмом, или со слепой верой, или с маловерием. Без веры человек жить не может, как без любви и без свободы. Отнимите их совсем, до конца у человека, и он сразу умрёт – умрёт и духовно, и физически. Не бывает людей совсем неверующих, если говорить о живых. Это не значит, что у всех вера истинная и совершенная, но она есть у всех. Так устроен человек. Он не просто высокоорганизованное стадное животное – я думаю, никому из здесь присутствующих долго доказывать это не надо. Как вы понимаете, с качества веры у нас начался разговор о качестве жизни вместе с Богом и человеком. Можно было бы долго говорить и о качестве любви, и о качестве свободы. Ведь жить вместе – это и значит качественно жить в настоящей вере, любви и свободе, в познании истины. Я сейчас специально говорю «словами-маркерами», которые лишь указывают направления, как вектор. Ещё не очень понятно, насколько они воспринимаются как содержательные вещи. Ведь просто произнести эти слова ещё мало что значит. Да, это хорошо, но это могут сказать самые разные люди. Здесь очень много подмен. Так, можно истинного Бога подменить ложным, которого часто называют идолом. А таких идолов у современных людей очень много, значительно больше, чем в античные времена, когда было многобожие. Современные люди заразились идолопоклонством. Они хотят верить в Бога, но у них скрыто существуют идолы, и не только простейшие из них – кошелёк, дача, машины, слава, известность, влияние, возможность удовлетворять все свои желания, жить в своё удовольствие. И важно Живого Бога не подменять никакими мёртвыми идолами. Так же как важно в человеке видеть человека – но реально и трезвенно, таким, каков он есть во всей своей противоречивости, во всей своей реальности и каким он мог бы быть в очах Божиих. Чего Бог хочет для этого человека или для этих людей? Что Он им даёт как самое главное, а что должно быть на втором месте? А что на двадцать пятом? Вот такого рода вопросы, мне кажется, могут быть интересными для обсуждения. Для того, чтобы просто посидеть, подумать о себе или о своих родных и друзьях, о тех людях, по отношению к которым мы чувствуем, что неравнодушны, которые, может быть, и к нам неравнодушны, в хорошем или в плохом смысле. Итак, я попытался вам совершенно спонтанно рассказать, что имелось в виду сегодня обсудить на нашей встрече. Давайте же подумаем и поговорим. Это будет очень свободный разговор. Это не значит, что он не будет иметь никаких рамок. Если кто-то захочет говорить только о себе ещё 45 минут, или будет говорить о чём-то, что совсем не имеет отношения к нашей теме, или будет выражать не очень достойно такие эмоции как злоба, ненависть к кому-то, то это будет плохо, и здесь рамки будут нужны. Такие вещи мы, наверное, будем стараться пресекать. Но для всех, кто хочет действительно поговорить, кто хочет воспользоваться сегодняшней возможностью и пообщаться на эти темы, это будет действительно открытый разговор в духе любви и свободы. Открытую просветительскую встречу ведёт ректор СФИ священник Георгий Кочетков. 23 декабря 2018 г. Фото: Евгений Гурко Кифа № 2 (246), февраль 2019 года Материалы по теме: Жить вместе с Богом и человеком в современном мире. На вопросы отвечает священник Георгий Кочетков О страдании, избрании и поиске веры. Из беседы на второй просветительской Открытой встрече Если христианство не становится полнотой жизни, то это всё-таки не христианство. Вступительное слово на второй просветительской Открытой встрече Ключи от закрытых дверей. Вступительное слово священника Георгия Кочеткова на третьей просветительской Открытой встрече Волшебное слово «благодарность». Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече Бывает ли у людей в наше время глубокий личный духовный опыт? Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече Чему нас учит Ветхий завет? Окончание беседы на третьей просветительской Открытой встрече |