Счастье – это когда тебе доверяют В рамках Рождественских чтений в третий раз прошёл совместный круглый стол Синодального миссионерского отдела и Свято-Филаретовского института. В этом году его темой было содержание миссионерской проповеди студентам и молодёжиУчастники круглого стола – автор блога «Меньше ада» Дарья Косинцева, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, ректор СФИ священник Георгий Кочетков, студент СФИ Михаил Бахадов
Комментарии гостей и участников круглого стола Что в обсуждении показалось Вам наиболее интересным? Иерей Димитрий Ласкин, клирик домового храма святителя Николая при епархиальном управлении г. Великие Луки: Всё было великолепно, прежде всего спикеры. Дарья Косинцева – это вообще шедевр. Я просто благодарю Бога за то, что у нас в Русской православной церкви есть такие люди. Я даже снимал её на видео и обязательно выложу её выступление у себя в соцсетях. Потому что она поднимает самые острые и насущные вопросы и, что самое главное, их эмоционально проживает и прекрасно подаёт решение. В целом же, по-моему, был проговорен очень широкий спектр вопросов. Например, тезис, что мы «должны дело делать». Помните, один из участников дискуссии говорил, что если ты идешь в социум, нужно забыть «всю теорию христианскую», потому что сейчас народ хочет именно дел? «Иди в дом престарелых, пряники испеки и раздай – вот это будет благодать». Я верю, что у него есть в избытке и благодать, и всё прочее, но всё-таки он не чувствует реальности. Кем должен быть молодёжный миссионер? Он в первую очередь должен быть «подключён к Богу». Второе, он действительно должен, как говорил первый из выступавших, Михаил Бахадов, делать то, что должен (а не просто «делать что-нибудь»). И третье – нужно отдать суд о результате Богу, или, как сейчас говорит молодёжь, «не париться» насчёт результата. Господь правду управит. Действительно, мы не знаем, кто как слышит. Бог делает всё и открывает меру слышимости. Последний момент обсуждения был очень интересен – когда ребята из молодёжного «Круга» стали говорить: «Нам доверяют, и мы хотим, чтобы нам доверяли». Так вот, чаще всего в церкви молодёжи не доверяли, не доверяют и не знаю, будут ли доверять. И без изменения этой ситуации, я боюсь, ждать больших результатов от всех замечательных обсуждений на Чтениях не приходится. И последний момент обсуждения был очень интересен – когда ребята из молодёжного «Круга» стали говорить: «Нам доверяют, и мы хотим, чтобы нам доверяли». Так вот, чаще всего в церкви молодёжи не доверяли, не доверяют и не знаю, будут ли доверять. И без изменения этой ситуации, я боюсь, ждать больших результатов от всех замечательных обсуждений на Чтениях не приходится. Иерей Симеон Шостаков, руководитель молодёжного отдела Серовской епархии: Мне очень понравилось, что поднимаются действительно актуальные вопросы миссии среди молодёжи, потому что эта тема очень животрепещущая. И обсуждается всё это не на «птичьем языке», а на вполне современном, нормальном; и те проблемы, которые сегодня возникают в этой миссии, обсуждаются прямо и открыто. Иерей Вадим Овчинников (Ишимская епархия): Мне очень понравилось, что ребята высказывали своё мнение, свою точку зрения, говорили о своём опыте, о том, как они это видят, как чувствуют. Мне же самому хотелось бы добавить, что главное – с человеком надо просто общаться, его надо просто поддерживать. Когда я был молодым человеком, наш преподаватель, который был христианином, привёл нас в храм. И те росточки, которые уже были в нас, «проклюнулись», и у нас образовался свой круг общения. Мы любили смотреть кино, ходить на какие-то праздники, в кафе ходить любили, общаться друг с другом. И с этим нашим преподавателем мы могли всем этим делиться. И он с нами делился какими-то своими мыслями. Это, наверное, было самым важным. И чувствовалось, действительно, что и Бог это всё в нас поддержал. Напоследок мне хотелось бы сказать, что есть один современный патерик, где говорится про батюшку, который всё время всем что-то говорил, внушал. А в конце жизни понял одну истину: надо всегда говорить только одно: «Христос воскресе!» И это самое главное. Дьякон Андрей Арохин: Очень живо и интересно! Я уже не первый раз участвую в Рождественских чтениях, присутствую на разных секциях по разным направлениям: миссионерство, информационная работа, молодёжная работа. Отличие этой секции от всех остальных, которые я слышал за три года, в том, что здесь всё как-то «без бумажки, без протокола» (не в том смысле, что бумажка и протокол – это плохо), искренне, по-настоящему. Люди искренне говорят о тех вещах, которые их волнуют, о вещах, в которых они разбираются, которыми сами занимаются и делают очень много. Они не теоретизируют, это – практика, и это – здорово! Мне понравился хорошо подобранный контраст главных выступающих: светлый, правильный Михаил и критикующая Дарья прекрасно дополняли друг друга, создавая единую картинку. Я, честно говоря, ехал сюда только по названию секции, даже не знал, что попаду в Свято-Филаретовский институт, увижу о. Георгия Кочеткова. Это получилось достаточно спонтанно, и слава Богу. Михаил Бахадов, председатель молодёжного «Круга» Преображенского братства в 2013-2017 гг.: Мне кажется, самое главное – то, что получилось пообщаться. Это было интересно всем, и в том числе мне самому. Люди стали раскрываться, шутить, рассказывать о себе. Думаю, всё главное получилось. И ещё – очень здорово, что в беседе участвовала именно молодёжь из «Круга», причём не впустую и по делу. Потому что хорошо, когда молодёжь говорит про молодёжь. Тема Чтений – «свобода и ответственность». Как Вам кажется, в какой области церковной жизни нам больше всего недостаёт свободы, и на что бы её надо в первую очередь употребить, если мы её в той или иной степени обрящем? Иерей Георгий Мартынов (Серовская епархия): Эта тема важна для верующих во все времена, потому что свобода следования за Христом, свобода исполнения заповедей Христовых актуальна во все века. И тысячу лет назад, и в наши дни христиане реализуют свою свободу, когда идут за Христом, когда в своей жизни реализуют замысел Божий о себе. Как и всё важное, это должно начинаться с малого. Какие-то малые шаги, малые действия очень важны в нашей христианской жизни. Пускай это будет небольшое внимание, небольшая любовь – как сегодня говорили, аванс любви – к другому человеку. Но из этих малых добрых поступков будет складываться уже очень важное. И ещё – нам важно помнить, что Христос рядом с нами, что Он протягивает нам руку. И для того, чтобы идти этим путём – путём свободы во Христе, мы рассчитываем не на свои силы, а на помощь Христа, и берёмся за Его руку, и следуем этим путём. Дьякон Андрей Арохин: Я бы не мог, наверное, чётко и определённо ответить, потому что слово «свобода» все воспринимают и произносят по-разному, и часто она ассоциируется с каким-то бунтом, революцией или со вседозволенностью – даже в церковной среде. Хотя многие люди говорят, что свобода и вседозволенность – это не одно и то же, но порой они только говорят об этом. Поэтому, мне кажется, свобода, где она применима в Церкви, может быть в деле пастырского окормления, когда пастырь беседует лично с пасомым, например, на исповеди или в формате диалога, живого совета, наставления, помощи. Тут, может быть, очень важно открыться Духу Святому, услышать, что Он тебе касательно этого человека говорит, и у любого священника такая возможность есть. Во всём остальном – в соблюдении церковных канонов, правил, традиций, которые многие считают ненужными и устаревшими, архаичными, сковывающими цепями – тут я бы не мог сказать, что свобода – это главное слово, которое требуется. У нас очень много говорят о традиции, о послушании говорят меньше, хотя я считаю, что эти слова не менее важны. И слово «свобода» звучит полноценно только когда стоит рядышком с этими двумя словами. Иерей Симеон Шостаков: Это трудный вопрос. Попробую ответить цитатой из фильма, который я очень люблю. Это ирландский фильм «Голгофа», снятый в 2004 году. Один из героев, священник, разговаривая со своей дочерью, говорит такие слова: «Сегодня очень много говорят о грехах, и очень мало – о добродетелях». Наверное, эта проблема действительно есть. Мы мало говорим нашим прихожанам о свободе во Христе, о том, что на самом деле это свобода и от своих стереотипов, и от того негатива, который в тебе есть. Это не значит, что ты пришёл в церковь и стал свободным, но в церкви – путь к этой свободе. Наверное, в этом смысле свободы нам сегодня не хватает. Хотелось бы, чтобы больше было уделено внимания именно этому – разговору о свободе во Христе, разговору о добродетелях. Да, обличения есть, они нужны, иногда нужно отрезвлять, это необходимо; но плохо, когда этого слишком много. Я бы не сказал, что я хорошо знаком с богослужебной традицией, и не могу сказать, что не хватает свободы в богослужении. Есть замечательные слова Клайва Льюиса; в одном из своих писем он писал, что как-то он зашёл в православный храм и удивился тому, что одни стоят прямо, другие на коленях, третьи сидят, и никто никого ни в чём не упрекает. Вероятнее всего, он зашёл в один из храмов Сурожской епархии, и эта свобода православия его удивила. Он пишет, что у них, англикан, было не так, хотя они тоже много говорят о свободе. Но истинную свободу в богослужебном смысле этого слова он увидел в православии. Это ведь было, наверное, во времена владыки Антония (Блума)? Скорее всего, да. Владыка Антоний – это уникальный человек. Он смог показать своим современникам, людям своего менталитета, своего круга и вообще многим людям, что по-настоящему значит жить в Любви, во Христе – потому что он сам был носителем Христа, сам был истинным в этой Любви. Нельзя вдохновить человека на что-то, не обладая самому тем даром, о котором пытаешься кому-то сказать. Беседовали Анастасия Наконечная, Александра Колымагина Круглый стол проходил в Актовом зале Свято-Филаретовского института
Многие снимали обсуждение на видео, как это делал священник Димитрий Ласкин Фото: Александр Волков Кифа № 3 (247), март 2019 года |