Братства в эпоху Гражданской войны Интервью с сопредседателем оргкомитета конференции «Православные братства в истории России: явление единства в разрозненном мире», председателем Свято-Елизаветинского малого православного братства Олегом Глаголевым (Екатеринбург) Конференция, которая пройдёт в этом году в Екатеринбурге, не первая: теме истории братств уже были посвящены две конференции – «Православные братства в дореволюционной России: приоритеты деятельности» (2017 г., Подмосковье) и «Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов» (2018 г., Санкт-Петербург). Насколько эти конференции друг друга продолжают? История церковных братств ещё только начинает осмысляться всерьёз. Это пока десятки работ, есть прекрасные, но большинство из них не кандидатские и докторские диссертации, а студенческие, защищённые в магистратуре и на бакалавриате разных вузов. Многие знают о периодах большого подъёма настоящей братской жизни, например, в ХVI-XVII веках в Юго-Западной Руси или в первой четверти ХХ века по всей России и особенно в Петрограде, но сейчас мы всё больше узнаём и другие примеры церковных братств, не такие многочисленные, но значимые для понимания церковной жизни, особенно в ХХ веке. Поэтому мы на конференциях стараемся говорить о малоисследованных братствах и периодах истории братств, и продолжаем рассматривать те темы, которые на сегодняшний день наиболее известны, по которым есть специалисты. У предстоящей конференции есть специальная тема, охватывающая совсем небольшой исторический отрезок: «Братства в эпоху Гражданской войны». Информации по этой теме на сегодняшний день немного, ей мало ещё занимались, но то, что есть, очень интересно и важно. Этой теме у нас будет посвящено первое пленарное заседание и отдельная секция, где мы будем говорить о том, как люди вместе исповедовали и защищали свою веру, какова была реакция на войну, голод, клевету на церковь, на всю агрессию зла, которая обрушилась на нашу землю. Каковы перспективы? Планируются ли дальнейшие конференции на эти темы? Сегодня трудно сказать, будут наши конференции ежегодными, как в эти три года, или между ними немного увеличится временной интервал. Но несомненно, они продолжатся, потому что мы видим, что это очень важный, глубокий и древний пласт христианской жизни, который напрямую связан с простым исполнением евангельского откровения, данного Самим Христом: о любви к ближнему, о несении креста и служении Богу, о том, что все христиане дети одного Отца. Ведь это понимание церкви как семьи Христовой никогда не прекращалось, хоть её старались и стараются обратить то в государственное ведомство, то вообще в резервацию. И нам хотелось бы найти в разных периодах церковной истории свидетельства о жизни общин, братств, сестричеств и различных духовных союзов, посмотреть на это повнимательней, позорче. Нужно понять не только как это происходило, но и что этому способствовало в церковной и общественной жизни, и в то же время какие в этом были несовершенства, что не получалось. Было бы легкомысленно говорить о том, что общины и братства – это всегда только хорошо. Известно, что под именем братств также собирались агрессивные и радикальные националистические и политические союзы, они сыграли и играют свою отрицательную роль, компрометирующую святое дело и самое понятие христианских братств. А иногда это были официальные государственные и церковные структуры, очень формальные, созданные для всяких отчётов и собирания денег. Это не многим лучше. Братский путь, который не зря считают царским путём в церкви, на сегодняшний день не закрепился как основная парадигма церковной жизни. Когда мы говорим даже об огромном братском движении в Петрограде, мы понимаем, что в масштабах всей Русской православной церкви это капля в море. Мне кажется, этого никогда не было много, и поэтому мы вынуждены внимательно смотреть на то, что было, на то, что есть. Почему в этом году местом проведения конференции выбран Екатеринбург? В Екатеринбурге члены Преображенского братства живут с самого начала 1990-х, сначала это была Георгиевская община, а сейчас – два малых православных братства: Свято-Екатерининское и Свято-Елизаветинское. Для нас дело чести и большая радость принять братскую конференцию. Она, надеемся, станет достойным продолжением фестиваля «День православных братств», который в прошлом году мы проводили в Екатеринбурге вместе с епархиальным Миссионерским отделом и другими братствами нашей митрополии: Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение», Свято-Успенским братством, Сестричеством милосердия и приходами, которые ориентируются на общинную и братскую жизнь. Для нас было важно, чтобы и в этом году в нашем городе собрались те, кто к братской жизни уже как-то привит, кто почувствовал вкус к ней, чтобы они могли общаться с людьми из других городов, из других епархий и из других стран. Как фестиваль «День православных братств» в прошлом году, так и в этот раз конференция организуется Миссионерским отделом Екатеринбургской епархии по благословению митрополита Кирилла. В этот раз она пройдёт в рамках традиционной Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», посвящённой новомученикам. Несомненно, выбор для проведения нашей конференции знакового места – Ганиной Ямы – указывает и на трагедию огромного разделения русских людей в годы революции и Гражданской войны, покаяние за которое ещё не принесено, и на убийство царя Николая II, его семьи и свиты, столетие которого мы вспоминали в минувшем году. В рамках этих конференций идёт обращение к истории. Но тем не менее это знание актуально сейчас – и, может быть, особенно актуально в момент, когда возникают такие явления, как украинский кризис, как разрыв евхаристического общения между Москвой и Константинополем. Устроители конференции думали каким-то образом выходить на значимость общинного, братского опыта для современности? В повестке и программе таких тем нет. Но, конечно, сегодня, когда православный мир находится в тяжёлом кризисе, речь об этом не может не зайти – и в кулуарах, и, возможно, в самих докладах, и в дискуссии. Недаром в названии конференции есть слова: «явление единства в разрозненном мире». Мы, конечно, предполагаем, что братская, общинная жизнь, как это случалось в истории и как это сейчас происходит в настоящих братствах – это ответ на то разделение, которое предлагает мир сей, в том числе вкрадываясь политическими, экономическими, националистическими силами в церковную жизнь. Ведь что мы сейчас видим? Как протекают споры во время этого разделения? Все говорят, на какой канон они опираются, правилен ли был в том или ином случае канонический подход, насколько исторически обусловлено то или иное решение. Но ведь сейчас совершенно ясно, что идёт борьба за то, чтобы церковь оставалась церковью. Важнее сейчас не разговоры, кто канонически и исторически более прав. Эти споры могут продолжаться бесконечно, усиливая вражду между спорящими и вызывая в лучшем случае сострадание, а скорее только насмешки и презрение у внешних людей. Первостепенное значение будет иметь то, смогут ли люди, называющие себя православными христианами, взять ответственность и за провозвестие Христа в этом мире, и друг за друга перед Христом, и за живую православную традицию, и за доброе имя церкви в этом мире; насколько они смогут объединиться, отринуть разделяющие их политические влияния, которые сильны везде: и в Константинополе, и в Москве, и в Киеве. Вот что важно. Смогут ли они миссионерствовать, смогут ли жить так, чтобы их по любви друг ко другу и к Богу узнавали? Многие исторические братства, конечно, здесь – настоящий пример, к которому стоит обратиться. Когда после революции, во время Гражданской войны и в эпоху многочисленных последовавших за этим церковных расколов на территории бывшей Российской империи была большая рознь, то рознь эта насаждалась и сверху от различных политических сил, и снизу, когда церковь делилась на какие-то группировки, правые и неправые. И не всегда могли сохранить свою церковность те, кто внешне был прав, но не искал мира с неправыми. Иногда какие-то группы героических людей, которые старались хранить свою чистоту, вдруг оказывались совершенно сектантскими. А были общины, казалось бы, очень замкнутые, но тем не менее сохранявшие внутри себя братскость, преданность Евангелию, помощь друг другу. Они держались церковной традиции, её неформально воспринимали и развивали в тяжелейших условиях, то есть были благодатно привиты к церкви, разделяя её скорби, сохраняя чистоту христианской веры и жизни. Они оказались способны православие не только являть, но и передавать. И до сих пор их свидетельство сияет. Мы можем говорить о братстве еп. Макария (Опоцкого), об общине архим. Сергия (Савельева), о мечёвцах, об Александро-Невском братстве. Есть и ещё братства, менее открытые в истории, но также сумевшие пережить это зло, вражду, разъединение и не потерять ни Бога, ни друг друга, не дать вере исчезнуть. Один из руководителей Александро-Невского братства (Петроград), наиболее известного из братств, родившихся в период Гражданской войны – сщмч. Иннокентий (Тихонов)
Архиереи уничтожались советской властью наиболее последовательно, и первыми из них часто были те, кто поддерживал братства и братские движения – так, как это делал сщмч. митрополит Вениамин (Казанский) Это удивительно, что сейчас Вы вспомнили Александро-Невское братство и мечёвцев, потому что поверх, казалось бы, разделяющих их вещей (ведь Александро-Невское братство всегда было среди поминающих, а мечёвцы были непоминающими) потом в Средней Азии те, кто остался в живых, пребывали в полном общении и единстве. Если же говорить о малоизвестных братствах, то возникает вопрос об источниках. Ведь по времени после 1917 года источников или мало, или они недостоверны. Участник прошлогодней конференции о братствах историк Владимир Лавренов говорил, что у него есть подозрения: в очень многих местностях шла целенаправленная зачистка архивов с целью уничтожения следов подлинной церковной жизни, в том числе братской жизни. Каким образом эта проблема принимается в расчёт, когда будет идти речь о масштабах братских церковных движений в то время, о котором пойдёт речь на конференции? Это действительно трудный вопрос. Источники часто уничтожались самими братчиками из соображений конспирации. Больше того, не только в 1930-е годы, но и в позднее советское время люди практически не говорили слов «братство» и «община». Один из примеров, известных мне: мечёвец архим. Борис (Холчев) в разговорах со своим учеником и младшим другом о. Павлом Адельгеймом этих слов не употреблял. И понятно почему. Отец Павел сам говорил нам о том, что эти слова, если бы они кем-то были услышаны, скорее всего, были бы восприняты как свидетельство существования организации. И люди после десятилетий кровавых гонений просто вели себя осторожно и этих слов не использовали. Источников действительно очень мало, и мы должны на сегодняшний день признать, что братств и общин тоже было невероятно мало. Когда мы говорим даже об огромном братском движении в Петрограде, мы понимаем, что в масштабах всей Русской православной церкви это капля в море. Мне кажется (хотя сам я не историк, но всё-таки историей братств, особенно братств ХХ века, занимался как журналист, сценарист и режиссёр документальных фильмов), этого никогда не было много, и поэтому мы вынуждены ещё внимательнее смотреть на то, что было, и на то, что есть. У нас, членов братств, есть своя «оптика», своё преимущество по отношению и к светским историкам, и даже к церковным, но которые сами братской жизнью не живут. И мы бы хотели со всеми, кто сюда приедет, этим преимуществом поделиться. Потому что соучредители конференции – Преображенское содружество малых братств и Свято-Филаретовский институт, в котором историей, богословием занимаются люди, десятилетиями живущие братской жизнью, порой живущие в общинах ещё со времени советских гонений, пусть и поздних, не самых суровых. И конечно, тот, кто имеет братский опыт, лучше поймёт и то, как проходила братская молитва, и то, какими могли быть взаимоотношения между людьми. Рассчитывать на то, что на наших конференциях будет неиссякаемое изобилие исторического материала, не приходится. Но, во-первых, пока ещё много не обработанных, не исследованных источников, а во-вторых, не нужно опускать руки. Такой материал будет ещё и ещё открываться. Не будем забывать, что главные открытия о Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н. Неплюева, не говоря уже о братстве вл. Макария (Опоцкого) были сделаны в XXI веке! Я думаю, что нас ждут какие-то большие открытия ещё и из «петроградского куста» братств, и что-то ещё, потому что братства и общины существовали и в Средней Азии, в Казахстане, и даже где-то в Киргизской пустыне люди жили общинной жизнью; мы знаем, что это могло быть и где-то на Кавказе. И у нас на Урале существовали небольшие общинки, хотя все они уничтожались очень быстро, потому что братская жизнь – самая большая угроза всякой нелюбви, несвободе, неверию, на которых стояла большевистская власть. Уже сейчас можно сказать, что в двадцатые годы выборы епископа Льва (Черепанова) в Нижнем Тагиле (это само по себе для Русской церкви явление новое, возрождённое после Поместного собора 1917-1918 года) подготовило епархиальное братство, о чём мы совсем недавно узнали. О том, как это происходило, будет доклад на нашей конференции. А что ещё ожидается на конференции? Именно из-за того, что мы хотим рассматривать эпоху Гражданской войны, нам очень важен контекст, и поэтому приглашён известный учёный, занимающийся историей нашего отечества в ХХ веке, Кирилл Михайлович Александров; мы ждём доклады о жизни Крестовоздвиженского братства Николая Неплюева и братства о. Николая Буткина в годы Гражданской войны; на конференцию приглашены наши друзья из Союза потомков галлиполийцев – люди, сохранившие верность памяти своих предков, участников Белого движения – их в каком-то смысле тоже можно назвать братством. Мы впервые поговорим об общинной традиции в старообрядчестве: один из докладчиков на этой секции – проректор Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Пётр Мангилёв. О братствах и братских движениях в других странах собираются рассказать профессор Фессалоникийского Университета Петрос Василиадис (Элладская православная церковь) и Гамлет Закарян (Армянская апостольская церковь). И ещё чем хорошо, что конференция проходит в Екатеринбурге: всё-таки нам было очень непросто на западе собирать людей со всей России, потому что она большая. У нас же приглашены докладчики из Омска, Иркутска, и, конечно, из Екатеринбурга. Будет ли возможность в дальнейшем познакомиться с материалами конференции? Мы надеемся, что трансляцию основных докладов сможем выкладывать в сети. Что же касается всех выступлений, мы стараемся издавать сборники наших конференций, хотя, конечно, из-за огромного объёма работы такой сборник появится не раньше, чем через год. Думаю, какие-то доклады опубликуют «Кифа», сайт СФИ, сайт Преображенского содружества малых братств, и их тоже можно будет прочитать. Можно и самим просто приехать на Ганину Яму: в анонсах на сайтах Преображенского братства и Свято-Филаретовского института рассказано, как можно на эту конференцию попасть и стать её слушателем. Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная Фото с сайта pokayanie1917.ru Кифа № 2 (246), февраль, 2019 года Ссылки по теме: Программа конфренеции «Православные братства в истории России: явление единства в разрозненном мире» (Екатеринбург - Ганина Яма) |