Забытое наследство В уходящем году исполнилось 100 лет самому представительному форуму православной богословской элиты в истории России - Предсоборному присутствию Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), председатель Предсоборного присутствия. Портрет работы А.А. Карелина (1911) Без малого 100 лет назад лучшие богословы и священнослужители православного мира собрались, чтобы обсудить насущные проблемы церковной жизни. Они готовили Всероссийский поместный собор, поэтому их собрание получило название Предсоборного присутствия. Какое отношение это событие вековой давности имеет к нам, живущим в совершенно иных условиях? Может быть, достаточно просто помянуть за упокой усопших рабов Божьих? Но даже простой перечень тем, обсуждавшихся Предсоборным присутствием, поражает своей актуальностью: принципы соборного управления церковью в центре и на местах, реформа церковного образования, восстановление патриаршества, децентрализация церковного управления (деление на митрополичьи округа), редакция богослужебных книг (в том числе вопрос о богослужебном языке), отношения со старообрядцами и инославными. Все эти проблемы остаются неразрешенными или не получившими удовлетворительного решения по сей день. Весь XIX век ударными темпами шло разрушение патриархального крестьянского уклада жизни России. Исчезал прежний быт, а с ним неизбежно уходило бытовое благочестие, бытовое исповедничество и вера. На рубеже XIX-XX веков страна пережила бурный экономический рост. Он вызвал массовый отток сельского населения в города. В этих условиях прежняя приходская жизнь была попросту невозможна. Ее основа - сельская община - была фактически уничтожена. В городе люди, привыкшие к «расставленному», в соответствии с сельскохозяйственным годом, годовому кругу с неизбежным акцентом на обрядовой стороне церковности, оказывались совершенно в других условиях. Рабочие трудились по 12 часов. В переполненных храмах, где была «чистая публика» их никто не ждал; на одного священника приходилось 2-3 тысячи прихожан. Священнослужители физически не успевали исповедовать всех желающих. При этом возможность даже недельного говения рабочих была крайне затруднена, а в традиционном укладе - раз ты не постился, значит, ты и не можешь причаститься, и значит, ты - вообще уже никто. В результате многие отпадали от Церкви, теряли веру. Процветали пьянство, проституция, азартные игры, хулиганство, которое после революционных событий 1905 года стало массовым явлением в российском обществе, приняв размеры и характер национального бедствия. В этих условиях работа Предсоборного присутствия была частью ответа Русской церкви на вызов времени (вытеснения церкви на обочину общественной и культурной жизни). Присутствие предложило продуманный перечень преобразований, призванных сделать церковную жизнь более действенной (здесь и меры по развитию православного просвещения, укреплению соборности, редактированию богослужебного устава и т.д.). К сожалению, решения Собора по воплощению этих планов в жизнь запоздали, так же как политические и экономические реформы, как минимум лет на 10. Первая мировая война и последовавшая затем революция похоронили их надолго, если не навсегда. Сейчас нельзя сказать, что наша церковь сколько-нибудь продвинулась в решении тех проблем, которые стояли перед ней в начале XX века. Скорее «продвинулось» общество. После индустриализации и коллективизации, сопровождавшихся русским холокостом - уничтожением миллионов людей, прежде всего русских, среди которых был и цвет отечественного духовенства и богословия, - народился совершенно новый российский социум. Старой России, увы, больше нет. Заседание Предсоборного присутствия. 1906 г. А церковь? После десятилетий жесточайших гонений, когда она оказалась отброшенной на периферию общественной жизни, появилась возможность вернуться к активной деятельности. И она пытается это делать, но как? Реанимируя набор форм синодального православия, допетровского православия, московского благочестия... Форм, которые уже на рубеже XIX-XX веков ею же самой были признаны негодными. Это и жесткая, ориентированная на государство, вертикаль власти, и мертвый приход, и отсутствие соборности, и острейшая нехватка образованных людей и пр. Логика бюрократов, которые больше заботятся о сохранении своих кресел, чем о благе страны, понятна. Им всегда удобнее иметь дело с ограниченной и потому легко контролируемой группой, будь то иерархи или олигархи, безразлично, только бы не с народом. Поэтому они всячески поощряют реставрацию отживших форм. Но наследие Предсоборного присутствия нам еще раз напоминает, что у Церкви есть своя миссия, которая необязательно во всем совпадает с миссией государства или общества. Поэтому негоже нам плестись за государственной машиной. Вспомним, что Предсоборное присутствие отличал дух глубокого знания, приверженности церковной традиции, а значит, дух творческого развития этой традиции. Пора, наконец, обратиться к этому опыту, который вдохновляет и дает нам конкретные указания на то, что же нужно делать, чтобы возрождение Церкви в России состоялось. Александр БУРОВ КИФА №20(58) декабрь 2006 года |