Братский помянник 6 января был расстрелян вместе со своим 23-летним сыном протоиерей Константин Аггеев (1868-1921). В Братстве ревнителей церковного обновления о. Константин разрабатывал основополагающие тексты, участвовал в важнейшей встрече членов будущего братства с митрополитом Антонием (Вадковским). Он горячо верил в то, что «наука, искусство, общественность, вообще культура, сохраняя обязательную для них свободу, но свободно проникаясь светом христианства и свободно преображаясь им, являются могучими орудиями и элементами Царства Божия». У него принял крещение С.Л. Франк. Александр Блок советовал своей матери обращаться к о. Аггееву в дни сомнений и раздумий. Вячеслав Иванов посещал храм при Ларинской гимназии, в которой служил о. Константин. Близкие отношения по литературной работе у о. Константина сложились с С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, А.П. Карташёвым, П.Б. Струве и многими другими. 6 января был расстрелян священномученик Сергий Мечёв (1892-1942). Долгие годы он руководил московской маросейской общиной, состоявшей из нескольких молитвенно-покаяльных семей. В 1933 году он писал своим духовным детям из ссылки: «Особые скорби, небывалые напасти – удел наших дней. В покаянном преодолении их – смысл нашей жизни... Дети мои, суд Божий совершается. Покаянно припадём ко Господу и найдём в себе силы сказать с пророком: Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его (Мих. 7:9)». В Рождество Христово, 7 января, был расстрелян протоиерей Михаил Чельцов (1870-1931). Настоятель Свято-Троицкого собора Петрограда, он был и руководителем православного братства при соборе. С опытом православных братств отец Михаил познакомился ещё в Калуге, будучи мирянином. Там он вступил в Калужское братство, занимавшееся просветительством и миссионерством. В Петербурге отец Михаил продолжал свою миссионерскую деятельность, входил в «Кружок 32-х», который со временем преобразовался в Братство ревнителей церковного обновления. Своей целью братство видело содействие обновлению церкви. В 1907 году о. Михаил писал: «Говорить об обновлении церковном это не только не быть в противоречии с Христовым учением о Церкви, но именно для Царствия Божия работать, очищая для людей пути и изыскивая способы к богоуподоблению, к богочеловечеству. И в наше время это более, чем когда-либо требуется». 7 января отошёл ко Господу исповедник веры, основатель православной общины архимандрит Сергий (Савельев) (1899-1977). В 1975 году он говорил в проповеди в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково: «Я всей душой верю в то, что подлинная Христова любовь, подлинная любовь к исполнению заповедей Христовых нужна сейчас – всё это нужно как воздух... Я люблю свою родину, люблю свой народ, я преисполнен этой любви, я делаюсь молодым, когда мне нужно послужить своему народу. Но послужить таким, каков я есть, как сын Церкви, как сын, исповедающий Христа, как сын, для которого эта жизнь является приготовлением к вечной жизни. Без вечной жизни для меня нет жизни». 8 января был расстрелян священник Александр Секундов (1876-1938), духовник Крестовоздвиженского православного братства, основанного Н.Н. Неплюевым. Выступая на заседании Отдела о богослужении Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., он говорил: «Богослужение должно быть живо и действенно. Слушатели должны быть активными его участниками... Я ввожу новые прошения в ектеньи... Принимая самое живое участие в молитвах, многие плачут. Вводимые мною изменения оказались плодотворными – они сплачивали прихожан... Апостол и Евангелие постоянно у нас читаются на русском языке. Это производит сильное впечатление на народ. К нам приходят богомольцы и из других приходов и бывают очень удовлетворены тем, что понимают богослужение». В 1925 году отец Александр вместе с другими руководителями Крестовоздвиженского братства был осуждён за «контрреволюционную» деятельность братства. После освобождения приехал в Боровичи к родным. 21 ноября 1937 года отца Александра Секундова снова арестовали и заключили в Боровичскую тюрьму. В следственном деле сохранились обвинительные показания, что священник Александр Секундов привлекал людей в церковь, проповедовал, собирал у себя дома людей, проводил с ними беседы. Виновным себя не признал. Место захоронения отца Александра и вместе с ним убиенных не установлено до сих пор. 8 января отошёл ко Господу протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984). Вернувшийся из эмиграции в 1950 году, отец Всеволод собирал вокруг себя молодёжь, не боялся проповедовать. Аудиозаписи его проповедей расходились среди верующих. В одной из них он говорил: «Церковь не есть организация. Она – не учреждение, которое создано какими-то законами, постановлениями, соглашениями человеческими и т. д. Церковь есть жизнь во Христе и со Христом, которая совершается во времени, протекая здесь, на земле. Но всегда эта жизнь совершается внутри сердца человеческого, по выражению одного православного богослова – в клети человеческого сердца. И поэтому она всегда есть тайна и таинство. Вот что такое Церковь – тайна и таинство жизни во Христе и со Христом в сокровенном человеке». 11 января отошёл ко Господу протоиерей Федор Семененко (1902-1975), священник мечёвской общины. Он был тайно рукоположен святителем Афанасием (Сахаровым) в 1935 году. В 1936 году как «социально опасный элемент» был сослан в Рыбинск, где совершал тайные богослужения. По благословению о. Сергия Мечёва и о. Бориса (Холчева) духовно окормлял приезжавших в Рыбинск членов мечёвской общины. В 1948 г. по приглашению еп. Гурия (Егорова) переехал в Ташкент. С 1951 года более 20 лет настоятельствовал в ташкентском кладбищенском храме Александра Невского. Духовная дочь о. Бориса (Холчева) вспоминала: «Голос о. Фёдора пробуждал всех усопших на кладбище. А прихожане на площади перед церковью рыдали. Это в пятидесятые-то годы и такой глашатай Христов! Он проникал во все пласты душ греховных. Все любили его, и бабушки, и интеллигенция». 14 января без суда был расстрелян красными при отступлении из Тарту священномученик епископ Платон (Кульбуш) (1869-1919). Священник Павел Кульбуш в 1898 году основал в Петербурге эстонское православное Братство во имя Исидора Юрьевского. Целью братства была забота о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы (в Петербурге работало много эстонцев). Почётным председателем братства стал епископ Вениамин (Казанский). Братский храм в Петербурге был освящён в 1907 году. Богослужения там совершались на эстонском языке. При храме были построены помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Петербург эстонцев. В декабре 1917 года о. Павел был рукоположен во епископа Ревельского. Через год жертвенного служения в трудных условиях немецкой оккупации Эстонии вл. Платон был арестован вошедшими в город большевиками и вскоре расстрелян. На теле убитого епископа нашли семь штыковых ран и четыре пулевых. В 2000 году епископ Платон был прославлен в лике святых. 15 января отошёл ко Господу выдающийся православный богослов Оливье Клеман (1921-2009). Его духовный путь был уникален: атеист в традиционной католической Франции, он заинтересовался Евангелием под влиянием стихов Рильке, а к православию пришёл после чтения Достоевского и Бердяева. Приняв крещение в 30 лет, он учился богословию у В.Н. Лосского и сам вскоре начал писать серьёзные богословские работы. Оливье Клеман был другом Преображенского братства, почетным членом братства «Сретение» и членом попечительского совета Свято-Филаретовского института, в стенах которого читал цикл лекций о личности. 21 января* отошёл ко Господу Николай Николаевич Неплюев (1851-1908). Аристократ, просветитель, богослов, основатель православного Крестовоздвиженского трудового братства, в котором выходцы из беднейших крестьянских семей учились жить на основах евангельской любви, он верил, что именно братский путь спасёт Россию. В одном из приложений к проекту Всероссийского братства он писал: «Необходимо чудо Божие для спасения России и светлого преображения русских православных людей. Верим, что чудо это совершится, если остаток верных, люди доброй воли, с верой и любовью отдадут себя в руку Божию». Он по-новому (и одновременно глубоко традиционно) поставил центральные вопросы экклезиологического характера, понудив церковь задуматься об аутентичных основаниях и нормах своей жизни. И не просто поставил, но стал успешно решать, воплощая в практике жизни своего Трудового братства, в котором он устраивал совместную, единодушную и единомысленную жизнь по правде, собирая в единении народ Божий во Христе. 25 января* был зверски убит священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) (1848-1918). Многие знают, что именно после мученической кончины митрополита Владимира Поместный собор 1917-1918 гг. установил новый день церковного поминовения – День памяти новомучеников и исповедников Церкви русской. Менее известна его деятельность по учреждению братств. В Самаре он основал Алексеевское религиозно-просветительное братство; состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В течение шести лет его служения экзархом в Грузии было учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. ------------------- * Напоминаем, что даты событий, произошедших до 1 февраля 1918 года, приводятся по старому стилю. Кифа № 1 (245), январь 2019 года |