Всякое слово, сказанное в аудиториях, так или иначе испытывается в жизни Интервью с первым проректором Свято-Филаретовского института Дмитрием Гасаком Главным итогом 30 лет работы, собственно, является сама наша школа. Тут не грех вспомнить старый церковный принцип: что в церкви существует 30 лет, то уже становится традицией. Юбилей – это всегда и время подведения итогов, и время размышлений о будущем. Каковы главные итоги этого 30-летия? И в каких направлениях в первую очередь будут прилагаться усилия в ближайшие годы? Говоря об итогах этих 30 лет, нельзя не сказать о том, что СФИ – не отдельное учебное заведение, существующее как бы само по себе. Институт поддерживается церковным движением – Преображенским братством, которое, разумеется, влияет на жизнь института. Братство в большой мере является живой средой, в которой институт существует. Речь идет о духовной, интеллектуальной, моральной, дружеской поддержке, и о материальной конечно. Во многом благодаря братству Институт имеет живую связь с церковной жизнью. Всякое слово, сказанное в аудиториях, имеет возможность быть испытанным в жизни и испытывается. Думаю, что для христианского образования и воспитания это принципиально важно. Как раз в отсутствии такой живой среды у богословских вузов, я считаю, главная проблема развития православного теологического образования в России. Что ещё можно сказать? Главным итогом 30 лет работы, собственно, является сама наша школа. Тут не грех вспомнить старый церковный принцип: что в церкви существует 30 лет, то уже становится традицией, каноном. И сегодня можно уверенно сказать, что СФИ существует как школа – это, как я уже говорил, не просто реализуемая учебная программа, а школа, связанная и испытанная жизнью, проверенная опытом во всех своих частях, начиная с общегуманитарных предметов, таких как языкознание, отечественная и зарубежная история, философия и заканчивая, собственно, богословскими предметами: догматикой, сакраментологией, экклезиологией и даже мистикой. Сегодня можно сказать, что школа создана, и можно говорить о традиции или о предании школы. Это чрезвычайно важно. Ведь это то, что было прервано в России революцией и существовало только на Западе, в эмиграции, в отрыве от церковной жизни в России. Слава Богу, что русская традиция богословия и христианского научения хранилась и развивалась, прежде всего, в Свято-Сергиевском институте в Париже или в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Но теперь это существует в России. Уже несколько лет назад об этом говорил в стенах СФИ Никита Струве. Стоит сказать и о том, что Свято-Филаретовский институт существует ещё и как продолжение научения взрослых основам христианской жизни и веры. Он связан с традицией катехизации. И это я считаю принципиально важным. Иногда в этом мы находим (хотя об этом даже боязно подумать) ассоциации с традициями школ катехетов первых веков христианской истории. Традиция должна не только сохраняться, но и развиваться. Она всё время обновляется и создаётся и ныне живущими поколениями. Ведь церковь – это не музей и не академия, как сказал один из славянофилов. Церковь – это живой организм. И мне кажется, наш институт не только воспринял, но и испытал это своей жизнью. Как известно, наш институт создан свящ. Георгием Кочетковым, который является и его ректором, создан действительно снизу и существует как явление свободное, без какой бы то ни было внешней – административной или иной – поддержки. Такое существование, как Вы понимаете, связано с чрезвычайными трудностями. Но для возрождающейся Русской церкви этот опыт первородной жизни без всяких структурных лесов и подпорок трудно переоценить. Это большая ценность, это свидетельствует о том, что в церковном народе, и вообще в нашем народе есть силы и нужно только дать возможность этому расти. Так что я думаю, что наш институт – это замечательный пример церковного возрождения. Что касается дальнейшего развития школы, то у нас нет целей политического свойства, мы стараемся ориентироваться на требования жизни. Мы, конечно, планируем развивать богословскую магистратуру, прежде всего специализацию «Проблемы современной теологии и катехетики». Ведь хотя катехетика и декларирована как необходимая сфера церковного знания и практики, проблем по-прежнему много. На сегодняшний день полноценной катехизации, соответствующей требованиям времени, в церкви у нас практически нет. Стыдно сказать, но мы не умеем учить людей вере, хранить и передавать духовную традицию, а времени у нас очень мало. Также жизненно важной является программа «История Русской православной церкви в ХХ веке». Что такое Русская церковь в минувшем столетии мы до конца не знаем, история нашей церкви в этот важнейший период не собрана. Трагичная, многобразная, а подчас расколотая жизнь церкви в минувшее столетие требует осознания как целое. Что такое Русская православная церковь как целое? Что это за феномен в христианской истории ХХ века? Церковным сознанием это ещё не понято. Думаю, что нам ещё предстоит это понять и найти ответы на вызовы нынешнего времени, в частности, преодолеть стереотипы константиновского периода церковной истории. К сожалению, пока мы не можем отойти от этих стереотипов и найти образ жизни Церкви, адекватный нынешнему времени, нынешнему положению Церкви в обществе, нынешнему этапу культурного развития и т. д. Конечно, мы надеемся и на развитие направлений, связанных с богословским образованием косвенно, но тоже очень востребованных. Я имею в виду Отделение социальной работы, которое мы открыли в этом году. Кажется настало время для христианского ответа на социальные вызовы в нашей стране, выражающего христианское отношение к человеку, к обществу, к миру, к природе, к государству, наконец. Мне кажется, это очень большая задача и это поле непаханое. Ну и, наконец, мы надеемся на развитие отношений с другими университетами. Последние тридцать лет богословское образование в России развивалось и развивается. Создано несколько школ. Помимо образовательной системы, рассчитанной на подготовку священнослужителей, родилось ещё несколько богословских школ на светских площадках, что чрезвычайно ценно для церкви. Как кажется, какой-то период накопления опыта и становления школ, когда каждый тратил силы в основном на себя, прошёл, и мы думаем, настало время для взаимодействия богословских вузов и кафедр. Неслучайно сейчас идет дискуссия о том, какой быть теологии в России, и нужно сказать, что на сегодня единого мнения по этому вопросу нет. Его и быть сейчас не может. Для достижения единства нужна большая общая работа. Сейчас не время «давить авторитетом» и заниматься саморекламой, а время сотрудничества, обмена мыслями и опытом, который был накоплен за эти тридцать лет. XXV богословский симпозиум по православной духовности В Бозе. Свято-Филаретовский институт на конференции представляют первый проректор и студенты. Сентябрь 2017 г.
На открытии 30-го учебного года в СФИ. Сентябрь 2017 г.
В Свято-Филаретовском институте в течение нескольких лет проходят встречи конференции «Физика и богословие», которую её участники называют «Физики и клирики». Среди постоянных участников этих встреч – член Попечительского совета СФИ, один из ведущих физиков-теоретиков академик Алексей Александрович Старобинский. Январь 2016 г. Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная Фото: Максим Соболев, Андрей Васенёв и Александр Волков Кифа № 12 (244), декабрь 2018 года |