В Калуге состоялась конференция, посвященная опыту Церкви, связанному с катехизацией 5 декабря в Калуге состоялась конференция «Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня». Богословы, миссионеры и студенты духовных школ обсудили актуальные проблемы современной приходской жизни и проанализировали опыт проведения катехизации в различных регионах России. Открывая конференцию, викарий Калужской епархии архиепископ Людиновский Георгий указал на ряд проблем, среди которых особенно выделил одну - в современном обществе очень много крещенных, но нецерковных людей, которые не являются членами приходских общин. Выступавшие были единодушны в том, что практика массовых крещений без предварительного оглашения как наследие советской эпохи окончательно себя изжила. Гости конференции в своих выступлениях предложили конкретные методические разработки по огласительной работе, проанализировав существующие недостатки в этой области. Были рассмотрены особенности исторического опыта катехизации, миссионерский потенциал канонических норм, необходимость воссоздания полнокровной церковной общины как принципа единства веры и жизни, различные возможности Русской православной церкви в области катехизации. Выступления чередовались с живыми и заинтересованными откликами клириков Калужской епархии, что позволяет говорить о неравнодушном отношении участников к этой проблеме. По окончании конференции вниманию присутствующих был представлен проект итогового документа, в котором заложены основные рекомендации по совершенствованию огласительной работы на приходах. Участники конференции приняли решение вынести этот документ на рассмотрение специальной рабочей группы для окончательной доработки. В качестве обмена опытом в области современной миссионерской практики руководитель миссионерского отдела Курской епархии иерей Тигрий Хачатрян со студентами Калужской духовной семинарии провели мастер-классы «Диспут неверующего со студентами духовных школ» и «Прямой эфир в студии». Состоявшаяся конференция организована Калужской епархией совместно с Синодальным отделом образования и катехизации при участии Духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» (Обнинск). В обсуждении проблем катехизации приняли участие заведующий сектором церковно-приходского образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации священник Игорь Киреев, протоиерей Олег Стеняев, священник Даниил Сысоев и другие. Священник Георгий КАЗАНЦЕВ газета «Церковный вестник» Презентация книги «Художественное наследие сестры Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер)» прошла в музее А.А. Ахматовой в Санкт-Петербурге 30 ноября 2006 г. в музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме состоялась презентация новой книги, выпущенной русско-французским издательством «Русский путь», - «Художественное наследие сестры Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер)». Организатором презентации выступило Свято-Петровское малое православное братство и газета «Кифа», книгу представлял ее собиратель и составитель, главный редактор издательства «Русский путь» Н.А. Струве. После вступительного слова ведущего вечера, заместителя главного редактора газеты «Кифа» А.А. Бурова, был продемонстрирован подготовленный силами братства фильм, повествующий о непростой и необычной судьбе сестры Иоанны. Юлия Николаевна Рейтлингер родилась в 1898 г. в Петербурге в дворянской семье и с детства мечтала о призвании художника. Революции, смерть матери, невозможность продолжать образование на родине - эти и другие события вынудили ее покинуть Россию. Жизнь в Праге, потом в Париже: близкое знакомство с о. Сергием Булгаковым, занятия в мастерской Мориса Дени, изучение иконописи... В 30-е гг. с благословения о. Андрея Сергеенко Юлия Николаевна создает свой первый фресковый комплекс - расписывает церковь-барак в Медоне. В 1934 г. она принимает постриг с именем Иоанна и становится по примеру м. Марии (Скобцовой) монахиней в миру. Она много работает, пишет иконы, расписывает храмы в Англии и Франции. После смерти о. Сергия Булгакова, по его благословению, с. Иоанна решает вернуться на родину, но на несколько лет вынужденно задерживается в Праге. Ее возвращение в Россию произошло только в 1955 г. Здесь, в Ташкенте, и проходит последний этап ее жизни и творчества. Она создает храмовые иконы для храма о. Александра Меня, маленькие иконки для его прихожан и своих ближайших друзей. В 1984 г. сестра Иоанна скончалась на четвертый год полной слепоты. Выступление кандидата педагогических наук, преподавателя СФИ А.М. Копировского ввело гостей презентации в удивительный мир творчества с. Иоанны, в котором вдохновенно соединились открытия мировой живописи с классической иконописной традицией. Работы с. Иоанны, которые были представлены вниманию зрителей, не только захватывали своей светящейся радостью, но и убеждали в том, что и в XX веке в иконописи возможен путь свободного творчества, а не стилизации. Н.А. Струве поделился своими воспоминаниями о личных встречах с сестрой Иоанной, о том, как ему довелось собирать и спасать ее наследие в Париже и России. На настоящий момент альбом, выпущенный издательством «Русский Путь», и небольшая выставка ее работ в библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» - единственная возможность познакомиться с творческим наследием сестры Иоанны, которое могло бы стать для нас источником свободы, радости, вдохновения, живым и действенным свидетельством о Царстве. Вопросы, обращенные к участникам презентации, свидетельствовали о реальном интересе и сердечном отклике, которые вызвало у гостей наследие сестры Иоанны (Рейтлингер). Состоялась встреча папы римского Бенедикта XVI с архиепископом Афинским Христодулом Папа Римский Бенедикт XVI принял 14 декабря в Ватикане предстоятеля Элладской православной церкви архиепископа Афинского Христодула. Православный иерарх прибыл в Рим накануне с четырехдневным визитом. Это его первая поездка в Рим с апреля 2005 года, когда архиепископ Христодул участвовал в погребении папы Иоанна Павла II. Покойный понтифик совершил первый в истории визит в Афины в 2001 году. Обращаясь к православному гостю, Бенедикт XVI подчеркнул, что две Церкви должны вместе бороться за христианское наследие Европы. «Необходимо развивать сотрудничество между христианами в каждой стране Европейского союза, чтобы противостоять опасностям, которые угрожают христианской вере, то есть растущему секуляризму, релятивизму и нигилизму», - отметил папа в речи, произнесенной по-французски. Выступая перед отлетом из Афин 13 декабря, архиепископ Христодул назвал отсутствие единства среди христиан «позором» и упомянул о 25-летнем диалоге, «цель которого - разбить лед в отношениях между Церквами». По словам архиерея, сегодня есть острая необходимость «сотрудничества между религиями, и не только между христианскими Церквами», а мир находится «под угрозой», исходящей от «фанатизма некоторых людей, на который они наклеивают ярлык религии». В Москве откроют памятник греческим просветителям Лихудам В центре Москвы будет открыт памятник греческим просветителям братьям Иоанникию и Софронию Лихудам, передает «Интерфакс». Решение об этом было принято на заседании комиссии Мосгордумы по монументальному искусству. Памятник подарен городу правительством Греции и будет установлен на газоне перед входом на территорию храма бывшего Богоявленского монастыря, что неподалеку от Красной площади. Иоанникий (1633 - 1717) и Софроний (1652 - 1730) Лихуды, выдающиеся церковные деятели, участвовали в подготовке славянского перевода Библии, преподавали в славяно-греко-латинской академии. Авторы полемических сочинений о католиках, лютеранах, старообрядцах, а также переводов с греческого, латинского и итальянского языков. Святейший патриарх Алексий привел статистические данные о количестве храмов и монастырей Русской Церкви, а также о численности московского духовенства В своем выступлении на ежегодном епархиальном собрании г. Москвы предстоятель Русской церкви отметил положительную динамику развития церковной жизни. По данным, приведенным в выступлении Святейшего патриарха, в настоящее время в Русской православной церкви 131 епархия. На сегодняшний день насчитывается 169 архиереев (из них 131 епархиальный и 38 викарных) и 13 находятся на покое. Действует 713 монастырей, в том числе: в России - 216 мужских и 237 женских обителей; на Украине - 87 мужских и 81 женская; в других странах СНГ - 34 мужских и 53 женские; в зарубежных странах - 2 мужских и 3 женские. В патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужские и 4 женские обители в Москве, имеющие 16 монастырских подворий (с 64 храмами). Действуют 7 представительских подворий Поместных православных церквей с 9 храмами. В настоящее время в столице являются действующими 7 соборов Московского Кремля, 2 кафедральных собора, 5 храмов при Синодальных учреждениях, 298 приходских храмов, 118 Патриарших подворий, 64 монастырских подворья, 68 монастырских храмов, 9 крестильных храмов и 69 часовен. Святейший патриарх Алексий отметил, что в 17 храмах столицы богослужение не возобновлено. Не освобождены прежними арендаторами 33 храма. 90 храмов и часовен строится. Клир г. Москвы насчитывает 1117 человек, из них на приходах столицы совершают служение 820 священников и 297 диаконов. В монастырях совершает служение монастырское духовенство - 400 священников и 185 диаконов, всего 585 клириков. Общее количество духовенства в Москве - 1273 священника и 510 диаконов, всего 1783 клирика, в том числе 17 клириков находятся в заграничной командировке. На конец 2006 года Русская православная церковь имеет 5 Духовных академий, 2 Православных университета, 37 Духовных семинарий, 38 Духовных училищ и в одной епархии - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях открыты иконописные и регентские школы. Подготовка кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Приведенные выше статистические данные красноречиво свидетельствуют о положительной динамике развития церковной жизни в ее внешних проявлениях, отметил Святейший патриарх. «Однако более всего тем, кто заботится о благоустроении дома Божия, «который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины», следует помышлять о собственном душевном устроении, дабы не уподобиться тем, о ком сказано в Евангелии, как об «имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся», дабы каждый домостроитель Таин Божиих был подлинным «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», - подчеркнул он в своем выступлении. Православно-лютеранская смешанная комиссия высказалась за развитие диалога между двумя традициями Православно-лютеранская смешанная комиссия по богословскому диалогу, XIII встреча которой прошла в ноябре в Братиславе, отметила рост взаимопонимания между двумя церковными традициями. «Смешанная комиссия вновь твердо высказалась за продолжение диалога между двумя традициями. Был отмечен значительный рост в экуменическом взаимопонимании и взаимной признательности», - говорится в коммюнике по итогам заседания. Комиссия также приняла совместное заявление, в котором рассмотрены взгляды обеих традиций на таинство причастия, сообщает официальный сайт Московского патриархата. В заседании также участвовали представители Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Румынского патриархатов, Элладской, Албанской, Чешских земель и Словакии, Финляндской православных церквей. Русскую православную церковь на встрече представляли профессор Московской духовной академии и семинарии Алексей Осипов и сотрудник Отдела внешних церковных связей диакон Георгий Сергеев. Следующую встречу планируется провести в Йоэнсуу (Финляндия) 3-8 октября 2007 года. КИФА №20(58) декабрь 2006 года |