Братский помянник 9 ноября закончил свой земной исповеднический путь епископ Макарий (Опоцкий) (1872–1941). Будучи ещё молодым священником, отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851–1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889–1929). Эта встреча стала важнейшим событием в его жизни. Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни. Первое братство он основал в 1908 году в новгородском селе Велебицы. Впоследствии, уже в советское время, приняв епископскую хиротонию, он открывал братства в разных городах – там, где жил. К 1937 году братский круг вл. Макария составлял около 70 человек из Галича, Великого Новгорода, Череповца, Ленинграда, Кирова и Буя Костромской области. Важным событием в жизни владыки стало благословение патриарха Тихона на его служение епископом–катехизатором в 1924 году. После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде на нелегальном положении. Он окормлял братство, тайно проживая в братском доме на Средней Конюшенной улице. 15 августа 1941 года Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 года в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом. 11 ноября отошёл ко Господу исповедник веры архимандрит Борис (Холчев) (1895–1971). С юношеских лет будущий отец Борис стал духовным чадом отца Алексия Мечёва. Первый раз был арестован в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году. По окончании философского отделения МГУ Борис работал ассистентом-психологом в Институте психологии при медико-педагогической клинике профессора Кащенко и в Первом вспомогательном институте для умственно отсталых детей. Оптинский старец Нектарий одобрил желание Бориса написать кандидатскую диссертацию, однако перед самой защитой сказал не защищаться, а идти в диаконы церкви Николы в Клённиках. В 1928 году о. Борис был рукоположен в священника. В 1931-м – осуждён к пяти годам лагеря. Выйдя из него, до 1945 года окормлял «мечёвцев», проживая в Рыбинске. Затем по приглашению митрополита Гурия (Егорова) служил в Фергане. Отец Павел Адельгейм вспоминал: «Молитва и проповеди отца Бориса привлекли местных жителей. Храм всегда был наполнен народом. По субботам и воскресеньям крестили по сорок младенцев. Взрослых о. Борис готовил к Таинству. Изредка приходили креститься узбеки и корейцы. На беседу приходили баптисты. Отец Борис принимал их с любовью». После того, как епископ Ермоген (Голубев) пригласил отца Бориса служить в кафедральный собор Ташкента, там собралось много священников и монахинь из «мечёвцев» и петроградского Александро-Невского братства. Сохранились воспоминания о нём как духовнике. «Помню исповедь, – рассказывала его духовная дочь. – Аналоя не было. Крест и Евангелие лежали на столике, на котором он служил. Он стоял перед столиком, опустив глаза, и слушал, не перебивая. Удивительно легко было ему рассказывать. Я стояла за его спиной. Совершенно не чувствовалось присутствие человека, словно один Бог. Когда замолкнешь, он скажет два-три слова, не больше, но именно те самые, которые тебе нужны». Порой отец Борис исповедовал после вечерней службы до полуночи. Отец Павел Адельгейм писал: «Архиепископ Ермоген и архимандрит Борис были соработниками у Бога. Их дело разрушала и советская власть, и церковная. Их дело всю жизнь испытывалось огнём. Иногда казалось, что всё разрушится. Но оно устояло в огне и созрело для вечности. А ныне они унаследовали Царство, которое обещал Бог любящим Его (Иак 2:5)». 15 ноября отошёл ко Господу преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794). Благодаря преподобному Паисию в церковь во многом вернулось переживание монашества как захватывающего идеала. Он говорил: «Таковое общежительное житие всех братий, в нем о Имени Христове собранных, аще бы и от различных народов и стран были, к толикой любви связует, яко всем быти едино тело, друг другу же уди [члены]: всем обще едину имущим Главу – Христа, всем горящим любовию к Богу и к своему по Бозе отцу и друг ко другу, едино сие всем единодушно и единомысленно имущим предложение, усердно Божия делати и хранити заповеди, друг друга на сие поощряюще, друг другу в таковом разуме повинующеся, друг друга тяготы носяще, друг другу бывающе господие, и друг другу рабы. И за таковую свою истинную, духовную и единомысленную любовь, Господню и апостольскому и ангельскому житию подражатели бывают, отцу своему по Бозе и наставнику, аки Самому Богу...» Свежее дуновение в монашескую жизнь старец Паисий внёс благодаря особым дарам: сердечной молитве, дару духовного руководства множеством братьев (имел попечение более чем о тысяче монахов) и редкому дару соблюдать в единстве братьев разных национальностей (в монашеской общине Паисия жили вместе румыны, украинцы, русские, болгары, сербы, греки). 20 ноября был расстрелян священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) (1863–1937). Будущий митрополит Кирилл был одним из основателей Кирилло-Сергиевского Урмийского братства в Петербурге (1904 г.) и активным участником Крестовоздвиженского братства в Тамбове (1909 г.). Будучи первым кандидатом в патриархи после кончины патриарха Тихона, он пользовался непререкаемым авторитетом среди своих собратьев. Неслучайно во время тайных выборов 1926 года (большинство архиереев передавали свои подписи из разных мест) патриархом был выбран именно митрополит Кирилл. Власть готова была согласиться с результатами этих выборов, которые ей были известны, при условии, чтобы все хиротонии и перемещения архиереев происходили с её прямой санкции. Рассказывают, что в ответ на это предложение Евгения Тучкова митрополит Кирилл произнёс: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». Отказ сотрудничать с советской властью стоил митрополиту Кириллу не только свободы, но и жизни: с 1926 по 1937 годы он практически беспрерывно находился в заключении и был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. 25 ноября мученически завершил свой земной путь в киевской Лукьяновской тюрьме протоиерей Александр Глаголев (1872–1937). Известный киевский пастырь родился под Тулой. После окончания Киевской духовной академии там же преподавал и в двадцать восемь лет возглавил кафедру Священного Писания Ветхого Завета. Широко эрудированный, европейски образованный, владеющий почти двадцатью языками, он был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, принимал участие в издании Православной Богословской энциклопедии и Толковой Библии Лопухина. В течение нескольких лет избирался членом ревизионной комиссии ставропигиального Богоявленского братства для вспомоществования служащим и студентам КДА. Он говорил: «Братство – союз и общение любви для защиты исконного православия и духовной самобытности русского народа. Вступавшие в братство записывались в братский список, "целовав крест, одним сердцем и одними устами, каждый за всех и все за каждого, держась православия и соединившись духом пламенной любви"... Как члены братства академического, мы должны являть и свидетельствовать любовь братскую и единение не словом и языком, но делом и истиною». 29 ноября был расстрелян священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов) (1889–1937). Четвёртая часть его земной жизни прошла в тюрьмах, лагерях и ссылках. В молодости он был одним из основателей и руководителей Александро-Невского братства в Петрограде, членам которого писал из ссылки: «Паки и паки скажу вам: Братство есть единственно истинная в условиях нашей жизни форма церковного единения; форма притом такая, какую, думается, не разрушат и самые врата адовы. В этом смысле заявляю: Братство священно, возлюбить и оценить его надо. И прошу и умоляю, и с прещением говорю: среди нас не должны быть слышны слова, до глубины души волнующие меня – хотя теперь уже только по воспоминанию: "Ухожу из Братства, не хочу с ними жить и молиться, буду в другую церковь ходить". Горе вам – хочется сказать им. Вы не знаете, какие силы явлены в вас. Тир и Сидон в вашем положении покаялись бы. А вы ничем вразумиться не хотите. Надеюсь, однако, друзья мои, что среди вас уже не слышится подобных выражений, хотя супостат наш диавол, иский кого поглотити, и нашёптывает их в сознании многих. Будем стыдиться этих мыслей и всячески избегать их. Молитесь о Братстве, как о великой милости, посланной вам Господом Богом, и дорожите им, и радуйтесь, что через него вы приобщены к телу Церкви, в которой и спасение себе получаете». В возрасте 48 лет, будучи правящим архиереем Винницкой епархии, владыка принял мученическую кончину. В 2015 году включён в состав Собора винницких святых Украинской православной церкви. Кифа № 11 (243), ноябрь 2018 года |