Протоиерей Иосиф Фудель: как клирикам и мирянам жить вместе? По материалам доклада Надежды Валерьевны Винюковой (МГУ им. М.В.Ломоносова) на фестивале «Преображенские встречи» (август 2018 г.)И.И. Фудель в кабинете дома на Арбате. Москва, 1910-е гг. Сто лет назад, 15 октября 1918 года, умер Иосиф Иванович Фудель (1864-1918), замечательный священник и подвижник, отец духовного писателя Сергея Фуделя. За свою жизнь отец Иосиф прослужил в трёх очень разных сферах: в Белостоке, Бутырской тюрьме и на Арбате. И каждый период дал очень многое: Белосток воодушевил идеей братств, тюрьма дала колоссальный жизненный опыт, приход храма Николы в Плотниках на Арбате стал одним из лучших в Москве. И паства была очень разная – население западных земель, каторжане, московская интеллигенция. Фуделя очень волновал вопрос оживления «церковно-приходской жизни». И он был одним из немногих, кто уловил важнейшие её вопросы – как организовать живую церковную жизнь, и как быть Церкви с далёкой от неё интеллигенцией. Об этом он много писал, и многое сделал на этой ниве. Тема интеллигенции всегда стояла для него остро. В этой связи для нас чрезвычайно важна биография отца Иосифа – он происходил из неправославной семьи (отец – православный, но нерелигиозный немец, мать – польская католичка), окончил Московский императорский университет, немного проработал юристом и принял сан (поступок для юноши с университетским образованием на то время весьма неординарный). Накануне – женитьба на верующей девушке – Евгении Сергеевне Емельяновой, повлиявшей на его становление в вере и ставшей его соратницей во всем, знакомство и дружба с философом Константином Николаевичем Леонтьевым, сыгравшим заметную роль в рукоположении Фуделя, поездки в Оптину пустынь... Примечательно, что и Фудель, и Леонтьев, который примет монашество незадолго до смерти, – оба суть интеллигенты, вернувшиеся в Церковь. Поэтому этот переход – внутрь церковной ограды – давал им очень острое понимание отчужденности интеллигенции, которая в то время с церковью никак не ассоциировалась, скорее ей противостояла. Потому так ощущалась потребность в церковной интеллигенции, которая могла бы просвещать народ, развивать в невежественном крестьянине сознательного христианина. Интеллигенцию с иным мировоззрением, считал Фудель, народ не услышит (подобно тому, как провалилось «хождение в народ») – нужно именно «православное народничество»1. И.И. Фудель. Москва, 1910-е гг. Сознавая эти проблемы, Фудель стал не просто мирянином, но клириком – в надежде сделать как можно больше, как можно сильнее приблизиться к народу. В юности, в 1880-е годы, он верил, что Россия стоит на распутье и может ещё встать на самобытный путь, сделав, в лице интеллигенции, мировоззренческий выбор, шаг к Церкви. Но и важное, что он понял впоследствии: Церковь тоже может делать эти шаги, нести свою миссию среди интеллигенции. Это было время широкого размаха периодических изданий, общественных кружков и собраний, среди которых и Церкви нужно было занять свою нишу, найти подход к «обществу» в новых реалиях. Но увы, отцу Иосифу суждено было действовать в условиях нарастающей революции, время играло против. Совместно со своим другом, будущим новомучеником Михаилом Александровичем Новосёловым, он разрабатывал программу т. н. Религиозно-философской библиотеки. Это был уникальный издательский проект начала XX века, призванный через избранные произведения, как Отцов Церкви, так и известных современников, от славянофилов до западников и социалистов (это мог быть, допустим, не только И.В. Киреевский или А.С. Хомяков – но и А.И. Герцен или Л.Н. Толстой), приводить читающую публику к «вечным» вопросам и христианским ответам. Вокруг Новоселова со временем соберется кружок единомышленников, объединяющий и клириков, и мирян, некоторые из которых потом сами примут ан (как, например, С.Н. Булгаков). Этот московский «кружок друзей» в своем составе пересекался с межприходским Братством Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (существовавшим в 1909-1918 гг.). Братство стремилось вовлекать мирян в богослужение и церковную благотворительность, участвовало в подготовке Поместного собора. В приходах, которые поддерживали Братство, вводилось общецерковное пение2. Вообще, идея братств очень импонировала отцу Иосифу, её (как и идею общецерковного пения) он почерпнул ещё во время своего первого служения в Северо-Западном крае3, где братские отношения имели глубокую традицию. В печати отец Иосиф активно продвигал эти идеи. Он писал: «Лучшие прихожане поглощаются общим течением жизни всей толпы. Чтобы возвысить их пример, пастырю нужно поощрять развитие братств, обществ трезвости и других. <...> Это объединённое "малое стадо" и есть то ядро, без которого невозможно развитие нормальной церковно-приходской жизни... К задачам приходских братств относятся одинаково как дела христианской благотворительности и украшения храмов... так и распространение духовного просвещения»4. При этом отмечал в братском деле особую роль священника: «Нужны доброе желание и энергия пастыря; добровольное согласие лучших прихожан, избранных пастырем, согласие следовать во всём за ним, являть пример послушания ему и подчинения церковным уставам. <...> Пастырь прихода, как лицо, принявшее на себя ответственность за каждую вверенную ему душу, является естественным главой всякого учреждения, связанного с церковью и приходом»5. В арбатском приходе Фуделю принадлежала достаточно редкая для того времени инициатива издания «Приходского вестника», который рассылался по всем домам прихода. Там звучали призывы к взаимопомощи (устройство склада одежды для бедных, рождественской ёлки для детей, сбор для слабоумных и припадочных детей и др.), велась борьба с заполонившими район адвентистами (проводились собрания и споры с ними)6. Такая практика убедила Фуделя в незаменимом значении печатного приходского органа. Эта деятельность давала такие неосязаемые результаты, как развитие чувства взаимной связи и церковного единства, а это – то главное, как верил Фудель, чего нужно искать для возрождения приходской жизни7. Благотворительные инициативы Фуделя имели широкий размах: он умудрялся помогать и заключённым Бутырки, и голодающим Поволжья. Успевал преподавать в женской гимназии, читать лекции для рабочих в Историческом музее (одно время был воодушевлён идеей культурной работы среди рабочих), был первым издателем многотомного собрания сочинений К.Н. Леонтьева... Его неравнодушная, деятельная натура являла собой пример как для пастырей, так и для мирян. И кажется, что и сейчас нам есть чему поучиться у отца Иосифа. Отец Иосиф Фудель и ученицы гимназии С.Н. Фишер. Москва, 1910-е гг.
Фото с сайта www.rp-net.ru/book/vystavki/fudeli.php --------------------- 1 Фудель И.И. Письма о современной молодежи и направлениях общественной мысли. М., 1888. 2 Дашевская З.М. Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909-1917 гг.) // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 5. М., 2012. С. 147. 3 Фудель И.И. Наше дело в северо-западном крае. М., 1893. С. 26-27. 4 Фудель И.И. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894. С. 6, 9, 24. 5 Там же. С. 10, 14. 6 Приходской вестник. 1909, №7. Май // Архив ДРЗ им. Солженицына. Ф. 8. Оп. 1. Д. 7. 7 Там же. Кифа № 10 (242), октябрь 2018 года |