gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Беседы arrow Пока человек не признаёт себя больным, его невозможно вылечить. Интервью с предводителем Российского и Московского Дворянского собрания О.В.Щербачёвым
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.10.2018 г.

Пока человек не признаёт себя больным, его невозможно вылечить

Интервью с предводителем Российского и Московского Дворянского собрания О.В. Щербачёвым

 Image

Олег Вячеславович, Вы участвуете как соучредитель в «Русских беседах»1 практически с самого их начала. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого проекта?

Когда Алексей Наумов связался со мной, рассказал о планах предстоящих «Русских бесед» и спросил, не хочу ли я к ним присоединиться, замысел этот мне очень понравился. И буквально со второй беседы я участвовал практически во всех, некоторые даже вёл, и считаю этот проект очень интересным и важным.

Конечно, сложившийся формат – достаточно камерный, но эта камерность позволяет участникам бесед гораздо лучше осознать и понять ключевые события русской истории и их проекции на современность, увидеть и оценить те или иные качества русского народа. Для меня, например, была настоящим откровением беседа об отношении русских к власти, которую начинал Феликс Разумовский. Очень многое встало на свои места, и я по-новому взглянул на давно известные факты русской истории.

Уверен, практически любая из наших встреч что-то открывала для каждого участника, для каждого слушателя. Для меня было важно то, что практически все беседы косвенно или напрямую были связаны с проблематикой 1917 года, с размышлениями о том, что же произошло с русским народом, почему он ввергся в пучину революции, как произошла эта трагедия. И хотя какого-то однозначного ответа у меня нет и сейчас, но, полагаю, все участники бесед гораздо ближе подошли к пониманию причин совершившейся сто лет назад катастрофы. А понимая эти причины, можно уже, конечно, думать и о том, чего следует избегать и опасаться, что из того, что заложено в русском народе, может «сдетонировать». Именно поэтому я считаю этот проект очень важным и актуальным.

Мне кажется, прежде всего важно донести до современного человека, что советский человек и русский человек – это разные субстанции. Я бы сказал – антонимы. И для того, чтобы стать по-настоящему русским человеком, надо преодолеть в себе homo soveticus. Только тогда ты вернешься к живоносным корням, которые и позволят тебе прорасти в будущее.

Какие из бесед Вам больше всего запомнились?

Практически все беседы были весьма интересны. Про беседу, в которой участвовал Феликс Разумовский, я уже говорил. Можно вспомнить одну из последних бесед, где докладчиком был Сергей Владимирович Волков. Она была посвящена русским элитам. Мне запомнился один из тезисов, который Сергей Владимирович сформулировал весьма афористично: Российская империя была «удачным проектом». И с этим трудно спорить, потому что, если мы поймём для себя, сколько веков держалась Российская монархия, как долго этот «проект» осуществлялся, то рухнувшая всего лишь после семидесяти лет советская власть (которую кое-кто любит приводить в пример как «замечательное, крепкое государство») – будет для нас, как детский лепет.

В «Русских беседах» участвуют некоторые члены Дворянского собрания. Как они их оценивают?

Практически все, с кем я общаюсь, оценивают эти беседы очень высоко и, когда позволяет время, с удовольствием на них приходят.

Image
Иван Владимиров. «В театре. Царская ложа». 1918 г.

Что бы Вы посоветовали тем, кто задумывает «Русские беседы» в других городах? С чего начать, с каких тем?

Когда проект только начинается, особенно в провинциальных городах, я думаю, стоит идти не от темы, а от человека, от докладчика. Для всех нас сейчас есть большая тема: 1917 год и русский народ. Меня эти беседы «зацепили» именно осмыслением катастрофы семнадцатого года, её причин и последствий. Мы размышляли и о том, какие черты в характере русского народа подвели к этой черте, и как то, что случилось в минувшем веке, повлияло на русского человека и на нашу страну. Только после этого можно делать какие-то выводы о будущем. И поэтому любая тема, связанная с темой 1917 года, будет актуальной и востребованной. А дальше надо отталкиваться от того, что конкретный человек может хорошо и интересно рассказать. Ведь ценность бесед в том, что когда докладчик даёт какой-то свой взгляд, начинается обсуждение. И если доклад «цепляет», происходит интересный разговор. Если же сообщение будет правильным и научным, но не «зацепит» аудиторию, то и беседа не получится.

Так что тем, кто хочет начать «Русские беседы» в том или ином городе, важно продумать, кого они смогут найти и пригласить как центральных докладчиков. Потому что и в Москве-то мы иногда не знаем, кого позвать. А уж когда речь идёт о небольших городах, тем более... Я не хочу, конечно, сказать, что там мало интересных и знающих людей, но ведь нужно, чтобы они согласились выступить и были заинтересованы в этом разговоре. Мне кажется, что именно от этого нужно отталкиваться. А потом вокруг тех или иных спикеров вполне может сложиться определённое сообщество, тот круг, что составит «Русские беседы».

Возможно ли со временем приблизиться и к ответу на те вопросы, который ставит Ф.В. Разумовский в цикле своих передач «Кто мы?»: что мы могли бы унаследовать из прошлого? Как можно восстановить связь с тем подлинным, что есть в нашей истории и что было так варварски разрушено? Возможно ли, что это станет актуальным не только для небольшого круга, но и постепенно, может быть, для более широкого?

Как сверхзадачу, наверное, такую цель надо ставить. Но мне кажется, что прежде всего важно донести до современного человека, что советский человек и русский человек – это разные субстанции. Я бы сказал – антонимы. И для того, чтобы стать по-настоящему русским человеком, надо преодолеть в себе homo soveticus. Только тогда ты вернёшься к живоносным корням, которые и позволят тебе прорасти в будущее. И чем больше людей поймут это, поймут всю злокачественность советского прошлого и оторванность советского народа, той новой общности, которая, как было написано в учебниках того времени, «была создана», от русских корней, тем легче будет двигаться вперед, тем более здоровое общество у нас будет постепенно получаться. А без преодоления советского «наследия», без достаточно серьёзной терапии этой опухоли, я боюсь, ничего не получится. Ведь пока человек не признаёт себя больным, его невозможно даже лечить, тем более вылечить.

-----------------

1 О «Русских беседах» рассказывалось в «Кифе» №№ 4 (236), 5 (237).

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Фото: Александр Волков

Кифа № 8 (240), август 2018 года

Ещё материалы по теме:

О русских традициях общения. Из первой Русской беседы (октябрь 2016 года)

Мы верим в то, что Россия возродится, что возродится русский народ. «Кифа» продолжает публиковать материалы, рассказывающие о «Русских беседах».

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!