Не слова, не новая идеология, а свидетельство жизни Интервью с Юлией Валентиновной Балакшиной, членом оргкомитета фестиваля «Жить вместе», проходившего в Москве в августе 2018 года Тема фестиваля – «Жить вместе». Но разные люди вкладывают очень разные смыслы в это словосочетание. В Добротолюбии, мы знаем, это одно, в обыденном сознании – другое. Устроители фестиваля – церковные люди. Если я правильно понимаю замысел, планировалось сказать что-то важное о братском опыте для церкви, включая в разговор и общество, но «не растворяясь» в светском контексте. Удалось ли это, на Ваш взгляд? Я могу только сказать, что мы эту проблему осознавали и пытались одновременно собирать на фестивале, с одной стороны, представителей движений церковных, основанием единства которых является единство веры, единение во Христе и в Духе Святом, с другой стороны – общественные организации, которые строят свою совместную деятельность на каких-то других началах: на восстановлении семейной и исторической памяти, на любви к ближнему, на милосердии, на идее совместной деятельности... При этом, мне кажется, важны сейчас именно примеры жизни вместе. Важны не слова, не новая идеология, важно именно свидетельство жизни о том, что люди могут вместе, как минимум, трудиться, и надежда на то, что возможно какое-то более глубокое единство. Мы часто сейчас повторяем, что нужно заново учиться вместе трудиться, вместе верить, надеяться и любить. Ведь современный мир не верит, что может быть единство в вере, единство в любви и Духе. И мы надеемся, что примеры этого единства на фестивале будут важны и в церковной, и в светской среде. В представлении о том, что значит жить вместе, возможны искажения. Например, и члены радикальных партий могут воспринимать свою деятельность как общую жизнь и даже общее служение... Вы как-то это учитывали, начиная разговор? Да, мы прекрасно понимали, что сам этот феномен – «жить вместе» – может рождаться на очень разных основаниях. Именно поэтому мы начали наш фестиваль с фильма-размышления о разных типах человеческого единства. Конечно, люди склонны не только жить вместе, но и сбиваться в стадо, потому что их преследует страх, или потому что появляется какой-то вождь, который их в это стадо сгоняет... В тоталитарном государстве они тоже живут вместе. В своем сюжете мы, конечно, ориентировались на какие-то библейские архетипы, которые, с одной стороны, напоминают нам о единстве строителей вавилонской башни, с другой стороны – говорят о единстве Пятидесятницы. И это разные единства. А вот какое из них может быть проявлено в жизни общества, в жизни народа и что мы можем сделать для того, чтобы проявилось единство Пятидесятницы, а не Вавилонской башни, – об этом и был наш разговор. Беседовала Анастасия Наконечная Фото: Алёна Каплина Кифа № 9 (241), сентябрь 2018 года |