«Вот тогда мы с ними разберёмся...» В Ригу на закрытую Международную конференцию приезжал А.Л. Дворкин. Перед этим он решил встретиться с теми, кто, по его словам, хочет разобраться в том, что такое секта, чтобы и самим в неё не угодить, и близких уберечь. Таковых было немного, но я оказалась среди них, и теперь решилась поделиться своими впечатлениями... Из предварявшего разговор выступления Дворкина стало ясно, что главная его забота – научить людей узнавать «тоталитарные секты» и бороться с ними и что раньше он встречался с сектантами лично, но теперь «настолько известен, что такие встречи небезопасны для него». Потом начались ответы на вопросы слушателей про самые разные религиозные группы: секты ли они. Узнав, что одна из слушательниц – бывший лютеранский пастор, перешедшая в православие, Дворкин тут же зачислил лютеранскую церковь в разряд «сект», сообщив, что в ней «нет таинств» (хотя как профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета он не мог не знать, что лютеране принимаются в православие через миропомазание, и значит, Православная церковь признаёт действительность Таинства Крещения у лютеран). Всё это звучало тем более странно, что Латвия – страна, где несколько конфессий мирно сосуществуют и лютеран по численности большинство. Но и эта тема ещё не была центральной. Это выяснилось, когда устроители лекции задали вопрос: «А существуют ли секты внутри Православной церкви?» Сам по себе вопрос выглядел абсурдно – как может быть сектантом прихожанин или священник Русской православной церкви? Но только не для Дворкина – он с большим энтузиазмом принялся разоблачать служащего священника, прот. Владимира Головина, рассказывая, как вредна практикуемая им «молитва по соглашению» (одновременно ставилась под подозрение и всякая совместная молитва христиан вне храмовой литургии). На этом профессор Дворкин не остановился, вспомнив ещё об одной «секте» – о «кочетковцах» – и назвав о. Георгия Кочеткова заштатным священником, вокруг которого собралась многочисленная «секта» (такой вердикт он вынес Преображенскому братству, существующему в церкви уже почти тридцать лет и являющемуся одним из членов Совета православных общественных объединений). По счастью, среди аудитории оказались люди, близко знакомые с о. Георгием и Преображенским братством. Они и указали Дворкину на его неосведомлённость, в том числе и на то, что о. Георгию никогда не вручали указа об отправке его за штат, что он много лет служит в Новодевичьем монастыре вместе с другими священниками и митрополитом Ювеналием, а в дни 25-летнего юбилея Преображенского братства служил и проповедовал в храме Христа Спасителя. Тут из зала последовал вопрос: как же Православная церковь терпит «секты» внутри себя и почему ничего с этим не делает? На это Дворкин ответил, что о. Георгий очень больной человек и Патриарх его жалеет. И кроме того: если сейчас «разобраться» с о. Георгием, то может получиться только хуже, потому что в его «секте» две тысячи человек, – что с ними будет? «А вот когда он умрёт (привожу его ответ дословно), вот тогда мы с ними разберёмся». Повисла тяжёлая пауза, и кто-то сказал, что это уж как-то совсем бесчеловечно звучит... Ведь мы все когда-нибудь умрём, и тогда Господь нас рассудит: кто Ему служил, а кто – не Ему. И кто нам дал право выносить свой приговор на этой земле? Да и сам Дворкин запутался, отвечая на вопрос: можем ли мы выносить окончательный суд человеку или какому-либо движению в церкви? Не может ли быть так, что сегодня мы что-то считаем «сектой», а завтра выяснится, что это не так? Он не смог не признать, что окончательный суд принадлежит Господу, сам приведя в пример свт. Иоанна Златоуста, который в IV веке был изгнан с епископской кафедры в Константинополе и отправлен в ссылку, а потом Церковь признала его святым. Уходила я со встречи в некотором недоумении. Что могут посеять в отношениях между людьми такие выступления, если за время нашего «общения» с А.Л. Дворкиным слово «секта» звучало почти в каждом предложении, а о Христе он почти не вспоминал? Разве к взаимной подозрительности и желанию всех разоблачать призывал нас Христос Своим примером? Слава Богу, тема разоблачения «сектантов» у слушателей этой аудитории особого успеха не имела. Но сколько ещё подобного рода «лекций» запланировано А.Л. Дворкиным? И к чему они могут привести на постсоветском пространстве? Ведь нас десятилетиями приучали искать врага, в нас культивировались страх и подозрительность, поощрялись наушничество и доносительство – и долго нам ещё придётся изживать в себе советское наследие, чтобы научиться открытости и доверию друг ко другу. И разве в Церкви Христовой не даруется нам сила давать авансы любви всем, в том числе и тем, кто ещё на пути ко Христу? Так зачем же снова оборачиваться назад, ставя под сомнение действие Святого Духа, преодолевающего человеческие перегородки? Иоанна-Яна Калниня г. Рига Кифа № 7 (239), июль 2018 года |