Человек с сияющим лицом, наполненный светом и радостью К 80-летию со дня рождения протоиерея Павла Адельгейма издательство Свято-Филаретовского института выпустило книгу его трудов «Размышления о церковной традиции». Мы публикуем фрагменты предисловия К.П. Обозного к этому сборнику Протоиерей Павел Адельгейм. 2011 г. Фото Льва Шлосберга
В этой небольшой книге опубликованы статьи и заметки о. Павла Адельгейма, которые пока ещё неизвестны широкому читателю, но весьма актуальны и ценны. Они продолжают просветительское служение о. Павла и после окончания его земного пути. Предисловие к сборнику написал заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ Константин Петрович Обозный, много лет бывший одним из духовных чад погибшего исповедника веры. Фрагменты этого предисловия мы публикуем сегодня в память о. Павла, убитого пять лет назад, в августе 2013 года. Впервые имя о. Павла я услышал 25 лет назад, когда в начале 1990-х годов приехал и остался жить в Пскове. Когда стал прихожанином одного из псковских храмов, услышал из уст регента, что о. Павел Адельгейм – один из немногих псковских священников, кто любит и хорошо умеет петь и старается к этому привлекать свою паству. А ещё через какое-то время я узнал, что батюшка из репрессированных и вернулся из заключения на одной ноге... Этот факт не мог не привлечь внимание, и я решил, что обязательно должен с этим человеком познакомиться или хотя бы увидеть его. В один из воскресных дней я пришёл в храм свв. Жён-Мироносиц в тот момент, когда богослужение близилось к завершению, на амвоне стоял священник и со словами проповеди обращался к народу. Его облик сразу приковал моё внимание – длинные седые волосы зачёсаны назад, открывая высокий лоб, нахмуренные брови, строгий взгляд, направленный прямо на меня, сильный и одновременно красивый голос. В этом человеке чувствовалась огненная пророческая сила. Наверное, так выглядели ветхозаветные пророки, возвещающие правду Божию народу израильскому... Признаться, я внутренне оробел и даже подумал, что приду как-нибудь в следующий раз. Но всё же я не покинул храм, а вслед за прихожанами пошёл за благословением на отпусте. Подойдя последним к батюшке, я сказал, что давно хотел с ним познакомиться и спросить о возможности личного разговора. И тут я вдруг увидел о. Павла совсем другим: после грозного и почти неприступного образа – передо мной стоял человек с сияющим лицом, наполненный светом и радостью. Так могут встречать родного человека, того, о ком много передумано, кого долго ждали... Через некоторое время я стал прихожанином храма свв. Жён-Мироносиц, был выбран в состав приходского собрания и продолжал открывать для себя разные стороны личности о. Павла... Известно, что за свою жизнь о. Павел построил и восстановил несколько храмов, прежде всего, для возможности общей молитвы и собирания народа на дело Божье. Стоит заметить, что в строительстве батюшка принимал участие самым непосредственным образом. Например, при восстановлении храма свв. Жён-Мироносиц о. Павел участвовал во всех этапах восстановительных работ, в том числе в ремонте церковной кровли, для чего он поднялся на крышу (напомню, батюшка потерял правую ногу после совершённого на него покушения в лагере Кызылтепа). В какой-то момент о. Павел, потеряв равновесие, упал с крыши на кучу строительного мусора, лежащего у стен храма. Все замерли... Никто даже не успел вскрикнуть, настолько стремительно это произошло. Однако батюшка тут же легко поднялся и вновь принялся за работу так, что никто не услышал от него ни жалобы, ни стона. Далеко не всегда о. Павел за свои труды слышал слова благодарности и поддержки. Например, в начале его пресвитерского служения строительство храма в Средней Азии в городе Кагане в 1969 году стало одним из поводов для ареста, суда и тюремного заключения о. Павла... Дар милосердия и заботы о сиротах и больных был выстрадан им с самых ранних лет жизни, когда лишённый родителей Павел Адельгейм в годы войны находился в детском доме в постоянном состоянии недоедания и истощения... Будучи настоятелем храма св. Апостола Матфея в Писковичах на окраине Пскова, о. Павел здесь в приходском доме устроил приют для детей-инвалидов. Он ежедневно приезжал к своим подопечным, общался с ними, привозил продукты, следил за порядком и входил во все вопросы и проблемы этого общежития. Для многих ребят он стал и папой, и мамой, и духовным наставником. Батюшка заботился о том, чтобы они учились в школе, получили профессию, добился для некоторых получения квартиры. При этом не следует забывать, что это были ребята в основном из социально трудных семей, как принято говорить, с крайне тяжёлой наследственностью. Много трудностей, переживаний и испытаний принесла батюшке эта инициатива. Но о. Павел не мог поступить по-другому, его сердце болело за несчастных и обездоленных в этой жизни. Удивительно, что для о. Павла не было «запретных» тем. Можно было задать любой вопрос и получить на него точный, искренний ответ. Бывало, что батюшка отвечал: «Над этим надо подумать». Он не хотел давать формальный ответ и не хотел отмахнуться от сложной и неоднозначной темы. Знаю по своему опыту, что порой в словах воскресной проповеди о. Павел с амвона отвечал на вопрос, который был задан ему несколько дней назад… Духовное просвещение было третьей яркой частью служения о. Павла Адельгейма. Его церковная юность проходила в окружении по-настоящему святых людей, подвижников, блестящих проповедников, чей дар слова родился не из формальной наученности, а из опыта духовной жизни, из опыта верности выбранному пути следования за Христом. Многое было тогда воспринято о. Павлом от святых учителей – св. праведного Севастиана Карагандинского, архиепископа Ермогена (Голубева), архимандрита Бориса (Холчева), архимандрита Серафима (Суторихина), матушки Евгении (Миллер). Обязательной проповедью на каждом богослужении о. Павел отнюдь не ограничивался, на воскресной вечерне в конце службы батюшка проводил духовные беседы на определённую тему. Один раз в неделю после вечерни о. Павел проводил библейские беседы для всех желающих, круг которых не исчерпывался только лишь прихожанами храма свв. Жён-Мироносиц. На библейские беседы приходили люди из других приходов города Пскова, приходили ищущие ответы на свои духовные поиски люди малоцерковные и даже внешние, желающие услышать слова образованного и умудрённого опытом священника. На этих встречах батюшка сначала читал Священное Писание, комментировал прочитанное, отвечал на вопросы, а затем продолжался разговор на темы, которые задавали участники бесед. Иногда батюшка читал стихи, статьи на духовные темы, рассказывал о новостях церковной жизни в России и в нашей епархии. Удивительно, что для о. Павла не было «запретных» тем. Можно было задать любой вопрос и получить на него точный, искренний ответ. Бывало, что батюшка отвечал: «Над этим надо подумать». Он не хотел давать формальный ответ и не хотел отмахнуться от сложной и неоднозначной темы. Знаю по своему опыту, что порой в словах воскресной проповеди о. Павел с амвона отвечал на вопрос, который был задан ему несколько дней назад... На всю жизнь запомнились праздники, в дни которых о. Павел приглашал в гости. Праздничная трапеза была обильна и прекрасно приготовлена, в чём заслуга Веры Михайловны, матушки о. Павла. Но как говорил сам о. Павел, трапеза была приятным, но всё же лишь поводом к общению, тон которому задавал батюшка. Отец Павел читал стихи, многие из них по памяти, рассказы классиков, вспоминал о своих духовных учителях и о своей церковной юности. Очень часто вместе пели духовные песнопения и псалмы. Хочется ещё сказать о замечательном качестве о. Павла – его готовности к принятию нового опыта, или не ослабевающему с годами свойству ученичества. Он живо интересовался христианской жизнью в Преображенском братстве, в которое вошёл в начале 2013 года, – практикой катехизического служения, богослужебными переводами и т. д. Уже будучи немолодым человеком, не только освоил персональный компьютер, но и создал «живой журнал», в котором публиковал свои проповеди, воспоминания, комментарии на церковные, общественные и политические события в России и в городе Пскове. Благодаря этому слово о. Павла могли прочитать люди на разных континентах, разных культур и юрисдикций. Среди тем, которые особенно волновали о. Павла, были: духовное невежество народа, обрядоверие, магическое сознание многих православных христиан, разобщённость клира и мирян, отчуждённость епископата от своей паствы, что являлось признаком потери основного духовного признака церковной жизни – соборности. Батюшка высоко оценивал деяния Поместного Собора 1917–1918 гг. и считал, что следование его решениям поможет Русской православной церкви выйти из тяжелейшего кризиса... Особым событием в жизни о. Павла, а также Пскова, Псковской епархии и всей православной церкви стала книга «Догмат о Церкви в канонах и практике», которая родилась из размышлений о. Павла над реалиями Псковской епархии, его собственного служения и участи близких ему священнослужителей. Для церковного общества начала XXI века это книга колоссального значения, и настоящее осознание этого ещё впереди. Это, по сути, диагностика духовных недугов и спасительный рецепт для православной церкви в России. Немало нашлось критиков и открытых неприятелей о. Павла, а вернее, его книги. Послышались возгласы об отсутствии смирения и послушания, о духовной прелести и модернизме, о том, что не должно «сор выносить из избы», а Церковь, как мать, надо любить в её любом состоянии... Это странно было слышать, поскольку если дорогой для тебя человек тяжело болен, а ты его стараешься убедить, что всё прекрасно и никакого лечения не нужно, то вряд ли это можно назвать любовью. Этот обман рано или поздно окончится летальным исходом... Кифа № 8 (240), август 2018 года |