Братский помянник 2 августа 1930 года был расстрелян священномученик Иоанн Стеблин-Каменский (1887-1930). В Первую мировую войну он был морским офицером. В 36 лет стал целибатным священником. Первый арест с заключением в тюрьму на несколько месяцев пережил в 1920 году, ещё будучи в сане дьякона. В 1924-м вновь был арестован по «делу православных братств» за то, что встречался с верующими не только в храме, но и по квартирам для чтения Писания. Был приговорён к 3 годам Соловецкого лагеря. Сразу после лагеря в 1927 году сослан в Воронеж, где организовал сбор помощи соловецким узникам и стал одним из лидеров иосифлян. Последний раз был арестован в 1929 году. В 1930 году расстрелян в окрестностях Воронежа вместе с ещё 10 священниками и мирянами, обвинявшимися в создании контрреволюционной организации. В 2000 году причислен церковью к лику святых. 5 августа 2013 года был убит исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм (1938-2013). С восьми лет после ареста матери жил в детдоме (отец был расстрелян), затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане. В 18 лет поступил в Киевскую духовную семинарию. Через 3 года был исключён из семинарии игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам. В том же году рукоположен архиепископом Ермогеном (Голубевым) во диакона к Ташкентскому кафедральному собору. В 1964 году, по окончании Московской духовной академии, назначен священником в город Каган Узбекской ССР. В 1969 году построил там новый храм, освящённый во имя святителя Николая. В том же году арестован за распространение самиздата по статье 190-1 «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Как вспоминал он позже, «у меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. Суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам». После года заключения во внутренней тюрьме КГБ был осуждён на три года лагерей. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года – клирик Псковской епархии. До февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жён-Мироносиц, в последние годы жизни служил в нём священником. Подвергался все эти годы долгим, упорным гонениям со стороны митрополита Псковского Евсевия. Все годы служения старался собирать вокруг себя активных, заинтересованных мирян, искал осуществления в жизни церкви принципа соборности, поэтому очень интересовался опытом Преображенского братства, членом которого стал незадолго до кончины. 7 августа 1927 г. отошёл ко Господу священномученик протоиерей Александр Сахаров (1873-1927). Выпускник СПбДА, кандидат богословия, он служил в разных храмах Петрограда, а во время Первой мировой войны был полковым священником. В январе 1924 года в ОГПУ поступил донос, в котором говорилось, что протоиерей Александр Сахаров «сообщал прихожанам, что после смерти одного "антихриста", указывая на <...> товарища Ленина, очередь за другим, и что только тогда Россия и мы можем свободно вздохнуть». Был арестован по «делу Спасского братства», виновным себя не признал. Скончался в Соловецком лагере, погребён в безвестной могиле. В 2000 году причислен церковью к лику святых. 11 августа 1979 года отошёл ко Господу протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979). В Праге он участвовал в создании Русского религиозно-философского общества, принимал участие в работе первого съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове. Вступил в Братство святой Софии, основанное прот. Сергием Булгаковым. Переехав в Париж, сразу же стал блестяще преподавать патрологию в Свято-Сергиевском институте. Издал в Париже свои наиболее известные труды: «Восточные отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII вв.», «Пути русского богословия». В основе богословской и философской позиции Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению Отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического содержания патристики с учётом современного философского опыта («Вперёд – к Отцам»). 13 августа 1922 года был расстрелян священномученик Вениамин (Казанский) (1873-1922). Глубокая вера, стремление к единению верующих, сила духа в жизни Петроградской епархии под управлением владыки Вениамина делали невозможное. В городе открылся Богословский институт, принимающий на богословское отделение и мужчин, и женщин. Расцвело братское движение, которое владыка лично поддерживал, часто бывая на братских богослужениях и даже отдав свою митрополичью церковь одному из братств. О предстоящем расстреле он был предупреждён: чтобы избежать смертного приговора, достаточно было снять запрет с обновленческих лидеров, пытавшихся занять место находившегося под домашним арестом патриарха Тихона. Митрополит Вениамин, понимая, что невозможно допустить раздирание церкви во время возрастающих гонений со стороны советской власти, не согласился на это условие. В 1992 году прославлен в лике святых. В июне 2018 года в Петербурге появилось малое православное братство во имя священномученика Вениамина. Оно входит в Преображенское содружество малых православных братств. 13 августа 1978 г. отошёл ко Господу архимандрит Таврион (Батозский) (1898-1978). Приняв монашество в 1920 году, он часто вынужден был покидать монастыри, закрывавшиеся властью: Глинская пустынь, Новоспасский монастырь в Москве, Рыльский монастырь в Курской епархии, Марков монастырь в Витебске... Двадцать семь лет о. Таврион пробыл в ссылках и лагерях за то, что участвовал в организации тайных выборов патриарха после кончины патриарха Тихона. Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой в Латвии, последнее место служения о. Тавриона, привлекала паломников, по словам архим. Виктора (Мамонтова) не мироточивыми иконами или мощами, а «тем, что она была живой Церковью, где царил дух любви и служения друг другу. Отец Таврион явился истинным воссоздателем общинной жизни, практиком евхарстического возрождения». 19 августа 1898 г. отошёл ко Господу епископ Михаил (Грибановский) (1856 -1898). Больше всего он известен как человек, во многом ставший прототипом для чеховского «Архиерея». Многим известна его замечательная книга «Над Евангелием». Но владыка Михаил многое менял в своем окружении и самим фактом своего присутствия. Например, в летописях Санкт-Петербургской академии его имя связывается с историей восстановления в ней студенческого монашества. Многие из «молодой дружины его единомышленников» приняли монашеский постриг. До этого в СПбДА в течение 20 лет никто из студентов монашества не принимал. Вот что он писал в дневнике, принимая это решение: «В монашестве я жажду преклонить, поработить себя всего Христу, обуздать себя, свою волю и сердце, и вместе меня манит скрывающаяся тут сила. Я хочу точно опереться на Бога, чтобы ворочать миром и направлять его к соединению со Христом. Гордость. Нет смиренья. Нужно молиться». 24 августа 1934 года отошёл ко Господу священник Александр Ельчанинов (1881-1934). После окончания исторического факультета Петербургского университета отказался от академической карьеры и поступил в Московскую духовную академию. Активно участвовал в церковной и общественной жизни Москвы: вступил в Христианское братство борьбы, основанное Валентином Свенцицким, был членом совета и секретарём Религиозно-философского общества им. В. Соловьева, читал лекции по истории религии и о новой русской религиозной мысли. Эмигрировал в 1921 году и вскоре стал во Франции одним из руководителей РСХД. Отец Сергий Булгаков говорил об о. Александре: «Он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утончённостью русского культурного предания». 30 августа 1992 года отошла ко Господу монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) (1902-1992). Она была доктором физико-математических наук, доктором философии, астрономом, миссионером, духовной дочерью и исследователем творчества о. Сергия Булгакова. Родилась в дворянской семье на территории современной Польши. Активно участвовала в деятельности РСХД. После Второй мировой войны приехала в СССР с целью миссии среди неверующих. Была арестована в январе 1952 года, однако через 8 месяцев была отпущена в связи с отсутствием доказательств преступления. Вела в Ленинграде два тайных миссионерских кружка: для молодежи и людей более старшего возраста. Некоторые участники кружка со временем стали священниками. В 1987 году приняла монашеский постриг (благословение на него за 50 лет до этого ей дал о. Сергий Булгаков). В 1988-1989 годах, практически потеряв зрение, читала по памяти в ЛДА курс общедоступных лекций о жизни и творчестве о. Сергия Булгакова. Незадолго до кончины основала общину во имя прп. Сергия Радонежского. Кифа № 8 (240), август 2018 года |