Утверждён текст службы святому праведному Алексию Московскому О значении появления новых богослужебных текстов для почитания недавних святых размышляют преподаватели Свято-Филаретовского институтаСвятой праведный Алексий Мечёв с членами общины и их детьми Екатерина Степанова, преподаватель истории церкви в Богословском колледже при СФИ: Конечно, церковному народу важно знать и почитать своих недавних святых. Симеон Новый Богослов писал, что тот, кто не стремится соединиться с последним, т. е. самым близким по времени к нему, святым, тот не сможет соединиться и с другими, даже если ему кажется, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и всем святым. Но, на мой взгляд, очень важно, чтобы такое почитание именно входило в жизнь церковного народа, а для этого иметь текст службы ещё недостаточно. Тот или иной принятый текст молитвы скорее может свидетельствовать о почитании, когда оно есть, быть его выражением. А вот насколько он может инициировать почитание, это, мне кажется, вопрос. В случае отца Алексия, насколько я знаю, молитва родилась как раз из его церковного почитания в маросейской общине и несколько лет звучала в храме свт. Николая в Клённиках, прежде чем получила рекомендацию к общецерковному распространению. З.М. Дашевская, декан богословского факультета, преподаватель литургики: Старец Алексий Мечёв для Москвы фигура знаковая, и очень важно, что в Москве есть его живое реальное почитание. Мне в связи с этим в первую очередь вспоминается Свято-Алексеевское малое православное братство, которое носит его имя, занимается его наследием и со вниманием относится к его слову и делу. К богослужебным текстам, которые появляются сегодня, следует относиться со вниманием. В Институте русского языка РАН много лет проводится конференция «Современная православная гимнография». Один из самых актуальных вопросов в связи с новой гимнографией, посвящённой святым последнего столетия, на мой взгляд – насколько духовный дар и духовные плоды служения конкретного человека действительно раскрываются в тексте службы, которая ему посвящена и о нём написана. Об о. Алексии есть прекрасные книги, собраны воспоминания, и мы хорошо знаем, как он исполнял волю Божию, будучи настоятелем очень горячего, очень сердечного прихода, в котором собиралась живая церковная община. Именно в этом приходе возникли по инициативе его сына, священномученика Сергия Мечёва, малые общины – покаяльно-богослужебные семьи. К сожалению, в тексте новосоставленного последования о. Алексий прежде всего – утешитель и молитвенник, но его служение собирания народа Божьего практически не отражено. На мой взгляд, отсутствие такого рода свидетельства весьма существенно, поскольку мы как бы проходим мимо откровения воли Божьей о созидании общин и братств, Его воли, которая была явлена в нашей церкви в ХХ веке. Ведь о. Алексий не просто утешал тех, кто приходил на приход, а потом уходил; он созидал живые связи между людьми, собирал Божий народ. Старец Алексий Московский и его сын священномученик Сергий Мечёв – это подлинные святые ходатаи за общинно-братскую жизнь в Русской церкви. И слава Богу, что мы можем обращаться к ним, чтобы они молились за нас, за наш разрозненный, разобщённый город и людей, живущих в нём, за нашу страждущую церковь, чтобы живые связи, узы Христовой любви созидались между людьми, которые её ищут и жаждут. Кифа № 6 (238), июнь 2018 года |