gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow В Подмосковье прошла конференция, посвящённая природе Церкви и её границам. В ней приняли участие исследователи из России, Греции, Германии, Румынии
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.06.2018 г.

В Подмосковье прошла конференция, посвящённая природе Церкви и её границам

В ней приняли участие исследователи из России, Греции, Германии, Румынии и более 100 слушателей из разных городов России и зарубежья

Конференция Свято-Филаретовского института, в течение многих лет ставившая в центр проблемы просвещения, вот уже второй год посвящена вопросам экклезиологии.

В прошлом году обсуждались различные аспекты евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева; в этом году участники конференции сосредоточились на проблемах соборности и границ церкви. Время же проведения конференции (она началась в День Святого Духа) неизбежно задавало пневматологический контекст.

Начавшись установочным докладом Д.М. Гзгзяна, представившего аудитории динамический и статический образ церкви от её рождения до эсхатона, обсуждение коснулось апостольских традиций и надолго остановилось в эпохе русского религиозно-философского ренессанса: в течение первого дня работы конференции прозвучали доклады, посвящённые учению о Церкви А.С. Хомякова, богословскому наследию Н.П. Аксакова, трудам В.С. Соловьева о Церкви как Богочеловечестве, экклезиологическим взглядам прот. Сергия Булгакова... Между этими именами выявлялась не только прямая, но и косвенная, не для всех очевидная связь (так, А.П. Козырев назвал в своём докладе философа С.Н. Трубецкого человеком, создававшим своими трудами связь между Хомяковым и Соловьевым...) Немного особняком на первый взгляд стояло в этом ряду имя протопресвитера Александра Шмемана, но и его, как оказалось, можно считать, по словам Никиты Алексеевича Струве (которые напомнил в дискуссии священник Георгий Кочетков) последним наследником и последователем Хомякова.

Второй, завершающий день конференции был посвящён церковному собранию. О нём размышляли в самых разных контекстах – юридическом и литургическом, пастырско-практическом и мистическом.

Главным итогом совместных размышлений стала убеждённость в том, что при определении границ церкви на первое место необходимо ставить прежде всего те качества, которые связаны с мистической церковью. А экклезиологические проблемы жизненно важно ставить всерьёз снова и снова.

Одной из самых привлекательных сторон конференции многие называли содержательную и заинтересованную дискуссию. В ней не раз звучали не только вопросы, но и реплики, дополнения, главным же её мотивом оставалась надежда, что широкое заинтересованное обсуждение проблем экклезиологии может стать одним из путей церковного возрождения. Беседа порой не прекращалась и после заседаний: у кого-то самым ярким впечатлением этих двух дней оказался разговор о славянофилах во время прогулки.

Комментарии участников конференции

Георгий Кочетков 

Ректор Свято-Филаретовского института профессор священник Георгий Кочетков: В этом году мы продолжили обсуждение экклезиологических тем, а продолжать всегда труднее, чем начинать. Тем не менее конференция продолжается, и продолжается на очень высоком уровне. Интерес к ней не снижается, видны перспективы дальнейшего исследования и дальнейшего обсуждения, поднимаются очень актуальные вопросы – и всё это просто замечательно. Дай Бог, чтобы эти проблемы обсуждались не только нами, чтобы они были интересны более широкому кругу людей – потому что всё, что связано с церковным возрождением, касается жизни всякого человека, который прямо или косвенно связывает себя с православной церковью, православной верой, православной жизнью, православной традицией. Вот это я считаю самым главным.

Было много просто выдающихся докладов, были прекрасные обсуждения и, по-моему, совершенно адекватное восприятие. Конечно, судить окончательно рано, всегда нужно, чтобы прошло какое-то время. Надо смотреть по плодам. Но я очень надеюсь, что эти плоды будут.

Петрос Василиадис

Почётный профессор кафедры богословия Университета имени Аристотеля в Салониках Петрос Василиадис: Несмотря на мою перегруженность и многочисленные обязательства, я очень хотел участвовать в этой конференции, потому что тема экклезиологии широко обсуждается в богословских кругах, она была и одной из главных тем Критского собора. Несогласие между некоторыми людьми, иерархами и даже Поместными церквами, которые не приняли участия в нём, связано в том числе с тем, что там обсуждались проблемы границ церкви.

До этого в течение двух тысячелетий единственным подходом к определению границ церкви был канонический подход. В целом признавалось, что не спасётся никто из находящихся вне её канонических границ. Но Дух Святой действует не таким образом.

Многие годы казалось сомнительным, что православные смогут обсуждать, а тем более открыто принимать существование мистических и мистериальных границ церкви. То, что здесь, на конференции, такое обсуждение происходило, произвело на меня большое впечатление. В дискуссии не раз звучали мысли, необходимые для будущего развития православного богословия.

Александр Лаврин

Протоиерей Александр Лаврин (Москва): Все доклады чрезвычайно ёмкие и очень интересные; обзорные, но при этом очень профессионально, грамотно построенные, поэтому принципиальные точки главной темы, безусловно, в каждом были открыты. Лично для себя я выделил доклад о Хомякове, потому что мне интересен он сам как личность. Особенно «зацепили» процитированные в докладе слова Хомякова о том, почему он лучше говорил, чем писал. Сам он объяснял это тем, что высказанное слово живит слушателей, но ещё больше говорящего. Это так верно! В высказанном слове есть тайна. Я говорю здесь не о том, что переживает человек, а именно о том, что происходит, когда это слово высказывается. Очень часто то, что внутри решается и никак не может решиться, через высказанное слово претворяется в некое дело, становится ясным. Эта просто высказанная, но на самом деле глубокая мысль мне очень близка, и над ней ещё стоит подумать.

Николае Мошойу

Священник Николае Мошойу (Сибиу): Я был три года назад на конференции в СФИ. И ехал сюда с большой радостью, зная, что встречу людей, которые любят церковь. Я нашёл хорошо организованную общину и братство, которые делают важные вещи для церкви.

Кифа № 6 (238), июнь 2018 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!