На Архиерейском соборе обсудили безбрачие и брак Всенощное бдение 3 декабря прошло в храме Московского епархиального дома в Лиховом переулке в память о том, что в августе 1917 года в этом доме начал работу Поместный собор Программа собора включала в себя юбилейные торжества, посвящённые 100-летию восстановления патриаршества, поэтому ближе к концу его работы в Москву приехали делегации Поместных православных церквей. Начав свою работу 29 ноября, собор завершился литургией в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы: сто лет назад именно в этот день, 4 декабря 1917 года, в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация патриарха Тихона. В дни, предшествовавшие праздничному богослужению, за которым сослужили предстоятели Поместных церквей, программа собора была разноплановой и многообразной: кроме итогов последних четырёх лет и планов на ближайшие годы архиереи обсудили положение дел в Украинской православной церкви, увековечение памяти новомучеников и исповедников в год столетия начала гонений, результаты богословского анализа решений Критского собора. Были приняты много лет готовившиеся Межсоборным присутствием в условиях открытого общецерковного обсуждения документы «О церковном браке» (не вызвавший особого интереса у церковной общественности) и «Положение о монастырях и монашествующих», вызвавшее столь пламенную дискуссию1, что его пришлось практически полностью переписать, а потом внести дополнительные поправки уже в ходе собора2. Собор также принял поправки в церковный устав и избрал новый состав Общецерковного суда. ---------------- 1 На портале «Богослов», официальной площадке обсуждения документов Межсоборного присутствия, первый вариант проекта, опубликованный 30 мая 2012 года, вызвал 1250 комментариев, второй, опубликованный 23 июня 2014 года, – 604 комментария; в сумме это обсуждение лишь немного не дотянуло до объёма самой мощной дискуссии (вокруг пока так и не принятого документа о языке богослужения), набравшей 1906 комментариев. Одним из главных требований участников дискуссии были независимость монастырей и выборность игуменов (игумений). 2 Вот один из характерных примеров внесенных в документ изменений. Если в первой редакции (2012 г.) говорилось всего лишь: «Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея», в окончательном тексте, принятом собором, уточняется: «Определяя кандидата на должность игумена, епархиальный архиерей, в соответствии со святоотеческой традицией и практическим опытом Церкви, после совета с братией предлагает на рассмотрение Священного Синода... кандидата». Отсутствие совета с братией оговаривается как особый случай («при начале монашеской жизни обители, в случае нестроений или разногласий»). Кифа № 14 (232), декабрь 2017 года Текст: Александра Колымагина. Фото: Мария Кайкова |