Японское оглашение 150 лет назад святитель Николай крестил трёх первых православных японцев Первые оглашаемые иером. Николая (Касаткина) стали его первыми помощниками в деле миссии и катехизации. Святитель Николай Японский (в центре), Павел Савабэ (слева) и Иоанн Сакаи (справа) В апреле 1868 года отец Николай (Касаткин) – святитель Николай Японский – крестил первых трёх японцев, решивших принять православие. Савабэ Такума, Сакаи Токурэй и Урано Тайдзоо приняли имена апостолов – Павел, Иоанн и Иаков. История обращения Савабэ Такума очень драматична. Синтоистский жрец, пользовавшийся уважением народа и получавший значительные доходы, он возглавлял группу борцов за возвращение императору власти, требовавшую выдворения из Японии всех иностранцев. Особенно неприязненно он относился к духовенству, так как был убеждён, что религия – это то, чем иностранцы собираются сокрушить японский дух изнутри, и потому священников надо уничтожать в первую очередь. В 1865 году вооружённый мечом Савабэ Такума встретился с иеромонахом Николаем (Касаткиным), намереваясь его убить. Святитель спросил его, почему Савабэ гневается на него, на что Савабэ ответил: «Вы пришли сюда, чтобы погубить нашу страну». «Справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере», – ответил ему о. Николай. После этого разговора Савабэ начал изучать христианское учение. «Познакомившись с Верою, он почувствовал отвращение к своему служению, бросил его и решился посвятить свои силы на служение Богу истинному. Спустя год, он нашел себе товарища, а ещё в продолжение года они нашли себе третьего собрата...»1. После крещения о. Николай «снабдил [их] книгами и отправил в разные стороны... Целию их путешествия, кроме ближайшей – скрыться от опасности2, поставлено ещё то, чтобы они хорошенько разузнали везде направление умов, постарались найти людей, нужных для нашего дела и, наконец, если можно, положили по местам хоть начатки христианских обществ»3. После крещения Павел Савабэ не стал скрывать своего обращения и отказался от жреческой должности. Его бывшие прихожане плевали ему вслед, вдогонку неслись оскорбления. Жена помешалась от горя и ужаса. В припадке безумия она подожгла свой дом. Жрецом в старой кумирне по наследственному праву семьи Савабэ стал восьмилетний сын Павла, который кормил этим себя и больную мать (впоследствии сын Павла принял православие). Павлу пришлось пережить и тюремное заключение. Савабэ и Сакаи стали первыми проповедниками христианства в тех глубинных областях Японии, куда был пока ещё закрыт доступ самому архимандриту Николаю как иностранцу. Благодаря этому архимандрит Николай смог в 1871 году открыть православный приход в Токио. Святитель говорил про своего ученика: «Бедный Савабэ трудится для Христа так, как редкие в миру трудятся. Он весь предан своему труду, весь в своём труде, и что его труды не тщетны, свидетельствуют десятки привлечённых им ко Христу». В 1875 году Павел Савабэ стал первым японским православным священником. ------------------- 1 Из статьи иером. Николая (Касаткина) «И в Японии жатва многа... Письмо русского из Хакодате» (июль 1868 года). 2 В начале 1868 года вышли указы нового правительства, одним из которых запрещалось принимать христианскую веру. 3 «И в Японии жатва многа...» Кифа № 4 (236), апрель 2018 года |