«Из общения рождается община» Говорят участники дискуссионной площадки «Общение... нам это нужно?» – руководители и участники церковных движений и волонтёрских организаций Волонтёрство – добровольная и безвозмездная помощь тем, кто в этом нуждается: старикам, инвалидам, людям, пострадавшим от природных катаклизмов, – спектр волонтёрской деятельности очень широк, но помимо конкретной помощи нуждающимся волонтёрство часто становится той сферой жизни, в которой могут возникать глубокие человеческие отношения. Люди, которые свободно делают что-то ради других, не на словах, а на деле созидают наше общество изнутри, но быть волонтёром и не уставать, не испытывать негативных эмоций – невозможно. Волонтёр отдаёт свои время и силы, видит страх, отчаяние, горе и боль. В ходе экспертного совета и рассказывая после него об ожиданиях и впечатлениях от совместного участия в одной из дискуссионных площадок фестиваля «Преображенские встречи», руководители и участники волонтёрских организаций отвечали на множество острых и сложных вопросов. Что вдохновляет волонтёров и помогает им избежать выгорания? Связано ли качество волонтёрской деятельности с общением между волонтёрами? Что помогает, а что мешает им создавать пространство общения? Какие существуют успешные формы горизонтальных связей внутри и между добровольческими организациями? Какие проблемы исцеляет, а какие не исцеляет качественное общение? Ольга Балашова, Дмитрий Иванин Ольга Балашова, региональный координатор движения «Старость в радость»: Главная задача нашего фонда – выстроить в стране систему взаимопомощи, которая будет доступна каждому пожилому человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Вся наша работа – это взаимодействие друг с другом, с сотрудниками домов-интернатов и с теми, кому мы помогаем. В дом престарелых один не пойдёшь – в одиночку с таким количеством боли справиться невозможно, отсюда и возникает необходимость в объединении волонтёров. Люди-добровольцы, пройдя предварительную подготовку, регулярно ездят по этим домам, примерно раз в месяц. Каждая такая группа превращается в семью (4–5 часов общения в интернатах сплачивают). Они собираются, делятся своими страхами и сложностями и решают их уже системно, вырабатывая принципы работы фонда как организации. Общение с пожилыми людьми тоже происходит по определённым правилам. Основной принцип – это взаимодействие с радостью, без уныния и печали. Есть важное дело – через тепло общения дать одиноким людям почувствовать себя нужными, находить радость в тяжёлых обстоятельствах, помочь найти стимул к жизни. Дать надежду до следующего приезда. Второй важный принцип в нашем общении – это искренность. Чтобы не было «быстрого выгорания», не нужно подавлять в себе чувство брезгливости, а честно признаться себе в этом и начинать с того простого, что ты можешь сделать. Этот опыт общения «переворачивает» и твой внутренний мир – помогая другому человеку, мы и себя лечим. Первое, что мне хотелось бы от участия в фестивале – это поделиться опытом, наработанным за долгие годы. Второе, конечно, привлечь волонтёров для того, чтобы сподвигнуть вас и поблагодарить тех людей из братства, которые трудятся вместе с нами. Я низко кланяюсь им, потому что они закрывают такие бреши, за которые простые волонтёры даже не берутся, самые сложные больницы. Сегодня выступать спикером должна была наш директор Лиза Олескина, но по семейным обстоятельствам она не могла присутствовать. Но мы готовились с ней к этой конференции вместе. Для нас с ней самая большая радость – познание вот этой темы общения. Раскрывалась эта тема в предварительных встречах, на которые мы собирались в Свято-Филаретовском университете. И многие вещи для нас стали озаряться именно в процессе этих сборов. Дмитрий Иванин, движение «Даниловцы»: Цель наша – не просто накормить бездомных, а помочь им обрести человеческое достоинство, снова научиться совершать в своей жизни выбор. Создать такую атмосферу доброжелательности, в которой будет возможно возрождение человеческой личности. Именно с этой целью мы и проводим разные мероприятия, чаепития, игры. Самые эффективные волонтёрские проекты помощи бездомным – связаны именно с общением. Важно, что при этом формы общения могут быть разными. Оно может быть безмолвным: в принятии другого, в игре, в том, чтобы водить пальчиком по ладошке, когда человек после операции и не может говорить. Но, с другой стороны, большинство волонтёров движения говорят, что общение – это, конечно, здорово, но гораздо больший спрос и интерес у них к возможности практической помощи бездомным, чем их собирание и проведение тематических встреч. В нашем движении существуют общие групповые встречи волонтёров по темам, есть малые группы общения друг с другом. В них обсуждаются проблемные вопросы, происходит обмен опытом, обретается мера помощи бездомным людям. Как относиться к человеку с любовью, желанием ему помогать, но при этом не выгорать? Для этого важно соблюдать ряд правил, уважать его и свои границы: есть другая личность, да, она страдающая, но при этом не нужно сразу кидаться её спасать. Для нас такое общение – это средство и возможность сформировать правильное отношение к проблеме бездомности, предотвращение выгорания. Что вдохновляет? По-настоящему вдохновляет Слово Божье и проведение евангельских встреч. Мне бы хотелось, чтобы наш разнообразный волонтёрский опыт вырастал из малых евангельских групп – так же, как благотворительный фонд «Предание» изначально вырос из того, что люди собирались вместе и читали Писание, а уже потом шли что-то делать. От фестиваля было, конечно, ожидание общения. Честно говоря, я очень воодушевлён. Было крайне важно услышать опыт других участников, увидеть живой отклик из зала, вопросы. Важно, что это не было просторассказом о своей деятельности, а совместным поиском. И мысль, что общение – не только инструмент, помогающий делу, я ещё буду обдумывать. Олег Шевцов Олег Шевцов, один из основателей мемориально-просветительского и историко-культурного центра «Белое дело» (Санкт-Петербург): Наша организация возникла из небольшой группы частных лиц, интересовавшихся историей Гражданской войны, Белого движения, русской эмиграции и антибольшевистского сопротивления. Основаниями к объединению стала тема восстановления исторической преемственности, справедливости. Это труд по сохранению памяти о людях. Дело, конечно, для нас на первом месте. Но при этом очень важно, чтобы новый человек, придя к нам, попал в рабочую команду, которую питает дружеская любовь. Постепенно человек начинает разделять культуру, ценности, нормы поведения. Когда команда успешно реализует какие-то проекты, рождается доверительное общение и чувство локтевой связи. С одной стороны, дело первично, но без горизонтальных связей, без культуры общения невозможно продолжать никакую деятельность. Иеродьякон Аввакум (Василенко) Иеродьякон Аввакум (Василенко), Свято-Троицкая Сергиева лавра: Я хотел понять из опыта тех людей, которые собрались здесь, как они понимают необходимость опыта Предания Церкви в духовной среде эмиграции для формирования сегодняшней, в будущем новой соборности. Что-то я услышал, чего-то нет. Это и понятно, потому что я, к примеру, несколько лет проводил исследования именно этого. Некоторые форматы здесь не озвучены совсем, некоторые меня просто удивили, мне не хватало знаний, и для меня очень важно, что здесь я нашёл такую точку опоры. Осознавая то положение, в котором мы находимся, понимая, что во многих вещах у нас огромные провалы, видя греховность общества, нам необходимо понять наследие эмиграции, её религиозный опыт, которого нам не хватает. Об этом говорил митр. Антоний Сурожский. Он говорил, что пришло то время, когда мы должны обратиться друг к другу и найти то, чем мы можем друг друга обогатить, чем помочь. Если именно на сегодня это будет должным образом оценено, осмыслено, то мне кажется, мы получим очень большую перспективу. От площадки у меня ощущение гармонии, ощущение внешнее, внутреннее удивительное. Поразил уровень обсуждения. Но хотелось бы ощутить перспективу именно практического воплощения всего этого в жизнь... Как, скажем, выстроить пространство духовного опыта, который помогал бы человеку переродиться? Я также не услышал одного важного акцента: что для формирования соборности нужно не менять идеологию, не просто какой-то опыт привнести, а менять всю парадигму жизни. Максим Якубсон, режиссёр-документалист: Когда я ехал, у меня не было цели какой-то ясно для меня сформулированной. Поскольку было приглашение, и у меня очень много друзей среди членов братств, Свято-Филаретовского института и есть память об о. Павле Адельгейме, для которого очень важно было это общение, то, конечно, я воспринимал это как его благословение. В результате я действительно сформулировал очень важную идею. Мне кажется, она не мной сформулирована лично, а вышла как итог этой площадки: что из общения рождается община. А община есть то, что можно противопоставить подавлению личности. Это на самом деле путь исцеления общества. Но, конечно, имеется в виду прежде всего не комфортное общение, а общение, требующее труда, в котором есть взаимное участие, взаимное обогащение разных людей, в том числе нуждающихся в освобождении, нуждающихся в помощи, людей с ограниченными возможностями в той или иной степени... На самом деле, наши возможности где-то хорошо бы ограничить. Люди с ограниченными возможностями помогают эти наши возможности, которые нас часто уводят в непонятно какие сферы, ограничить и направить их в русло Божьего созидания. Елена Рыдалевская (Санкт-Петербург), исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония»: В нашем фонде собираются люди одного духа, объединённые общей целью и болью за бездомных, зависимых людей, желанием им помочь. Общение между собой у нас рождается от того, что мы собрались и делаем одно общее дело, помогаем в этом друг другу. Важный принцип нашей работы – не учить тому, чего не делаешь сам. Если говорим, что не надо употреблять наркотики и алкоголь, – в первую очередь не делаем этого сами; если учим, что надо уважать человека, – прежде всего сами стараемся уважать каждого приходящего к нам человека, безотносительно к его состоянию и истории жизни. Любая фальшь здесь очень чувствуется. Если можно так выразиться, мы «община благоразумного разбойника», так как на 90% команда нашего фонда – это люди, пришедшие к покаянию через изменение образа жизни. Освободившись от зависимостей, эти люди остаются и помогают – честно и открыто делятся опытом преодоления зависимости, перемены сознания. Появляются открытость и доверие. Ведь часто мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле. Только когда мы разрешаем себе быть несовершенными, появляется возможность вместить другого и прощать ему его несовершенство. Без этого глубинные и доверительные отношения невозможны. Только в такой атмосфере и может происходить исцеление человека, восстановление его личности. Вне этой среды любые духовные откровения и цитаты неубедительны. Такая община рождается долго, ведь здесь важно уметь разделять жизнь друг с другом, важны помощь и участие во всем. Целеполагание здесь одно из важных цементирующих средств. Мы собираемся не только потому, что симпатичны друг другу, но потому, что делаем одно общее дело, и есть обратная связь – действительно ли мы движемся к общей цели или нет? Если кто-то и ошибся – это не критично, не страшно, так как есть настрой помочь друг другу в атмосфере дружелюбия. У нас нет конкуренции между собой. Юлия Балакшина Юлия Балакшина, д-р филол. наук, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института (Санкт-Петербург): Мы эту встречу долго и серьёзно готовили, у нас было несколько предварительных туров переговоров с участниками этого круглого стола. В частности, мы встречались с представителями движения «Белое Дело», с организацией «Старость в радость». Конечно, когда встречаешься в камерном масштабе, то достигаешь большей глубины и понимания в каких-то словах, в каких-то смыслах. В этом отношении здесь, конечно, очень большое пространство, и глубины, возможно, было меньше, чем при личных встречах. Мне кажется, достоинство этой встречи в многообразии опыта. Удалось собрать разные волонтёрские проекты. Одни занимаются историей, другие занимаются помощью эмигрантам, третьи – бабушкам, четвёртые – ещё кому-то. Люди действительно в разных областях ищут. И в характере общения внутри этих волонтёрских проектов есть что-то иное по сравнению с тем, что есть в нашем опыте общения. Общение в нашем опыте рождается из нашей встречи со Христом, из собирания вокруг Христа. У них этого нет. Среди них есть и невоцерковленные, и воцерковленные люди, но в своём общении они в любом случае не от этого идут, и получается, что для них точкой собирания оказывается человеческая боль. По сути, они тоже встречают Христа, но встречают Его, как в притче о Страшном Суде, в бездомном, в том больном, в той бабушке. В этом смысле, может быть, и не надо пытаться их свернуть с той мысли, что отклик на боль – первичен. Потому что в этом для них – встреча с Христом, и вокруг этого для них строится подлинное общение. Это для меня было, может быть, откровением сегодняшней встречи. Ольга-Олеся Сидорова, председатель Воскресенского малого православного братства (Москва): Я, как один из организаторов этого экспертного совета, немножко переживала, что у нас много участников, и получится, что каждый скажет о своём, но не организуется пространство общения даже по времени, и, может, потому, что надо будет представить свою деятельность. И я удивилась, в очень хорошем смысле, что тема общения, которую мы заявляли, прозвучала в каждом выступлении. Хотя на предваряющих наших встречах, когда мы готовили этот совет вместе с некоторыми из его участников, звучало, что главное – дело, а общение – это всё-таки факультативно... И в каждом, видимо, какое-то осмысление в это время проходило, в каждом выступлении это прозвучало: самое главное – это пространство общения, которое просто явилось здесь в эти полтора часа. И я этому очень рада, это, собственно, и была наша цель. Олеся Сидорова Текст: Жанна Королёва, Татьяна Скрабанская, Дмитрий Дорошко. Беседовал Игорь Тимофеев Кифа № 14 (232), декабрь 2017 года |