gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Тетрадочка Екатерины Ивановны. Исследователи продолжают изучать архивные материалы, связанные с братством владыки Макария (Опоцкого)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.04.2018 г.

Тетрадочка Екатерины Ивановны

Исследователи продолжают изучать архивные материалы, связанные с братством владыки Макария (Опоцкого)

Image
Помянник Екатерины Ивановны Пикиной. Пресвитер Василий – тайно рукоположеннный епископом Макарием (Опоцким) Василий Александрович Козлов (расстрелян 2 декабря 1937 года)
 

Не так давно мы открыли в «Кифе» новую рубрику – помянник, в котором вспоминаем людей общинного и братского духа, закончивших свою земную жизнь в месяц выхода номера. И я заметила, что практически в каждом месяце мы вспоминаем кого-то из тех, кто связан с братством вл. Макария (Опоцкого). Например, в октябре я встретила несколько имён.

Александра Буданова, исследователь жизни Трудового братства, основанного епископом-катехизатором Макарием (Опоцким): Те, кто был расстрелян в октябре 1937 года – священники Михаил Твердынский, Алексий Успенский, – принадлежали к ближнему кругу общения, но в братство не входили. Их просто причислили к членам братства, потому что они проходили в 1933 году, за 4 года до последнего ареста и расстрела, по делу Трудового братства епископа Макария (Опоцкого). Оно в историографии стало известно раньше всех. По этому делу проходило очень много людей – и те, кто к братству имел отношение, и те, кто вообще не имел отношения, а просто попал в круг общения. Кого можно было взять по этому делу, тех и взяли. Это и священники, и миряне, женщины, мужчины. В обвинительном заключении могло быть написано, например: «разделял взгляды епископа Макария (Опоцкого), проводил а/с агитацию, оказывал материальную помощь пострадавшим от Советской власти». А у кого-то было написано: «...участник организации "Трудовое братство" совместно со священником Опоцким».

Многие из этих людей были расстреляны в 1937 году.

Сам же костяк братства был расстрелян 2 декабря 1937 года.

Где можно узнать результаты последних исследований об этом круге?

Самая последняя обнародованная информация находится во втором издании молитвослова «Избранные молитвы братства епископа Макария Опоцкого». Туда включены уточнённые сведения, которые были получены после просмотра всех следственных дел, имевших отношение к братству, и после многочисленных интервью с Екатериной Ивановной Пикиной, духовной дочерью владыки Макария. Она много помнила из истории братства, у неё хранился братский архив. Есть интервью и с её племянником, которому она много рассказывала и у которого этот архив хранится после кончины Екатерины Ивановны.

Были ли у Вас какие-то находки после этой публикации?

Существенных уточнений по поводу биографии владыки Макария вряд ли можно ожидать, потому что благодаря воспоминаниям Екатерины Ивановны удалось воссоздать картину фактически до последних дней его жизни. Официальные источники этой информации не могли дать, поскольку после 1937 года владыка был на нелегальном положении, и единственный источник – это устные воспоминания. Но поскольку найдена его могила и даты захоронения соответствуют тому рассказу, который передала Екатерина Ивановна, скорее всего, её рассказу можно доверять.

Image
Мария Николаевна Александрова, одна из старших в Новгородском братстве владыки Макария (Опоцкого) в 1936–1937 гг. Расстреляна в 1937 г.
 

А что известно о ближайших людях владыки, тех, кто был расстрелян в декабре 1937 года?

По воспоминаниям Михаила Евгеньевича Брагина, внука Ивана Кирилловича Пикина, расстрелянного в 1937 году, вполне вероятно, что епископ Макарий среди своего ближайшего окружения видел именно его своим ближайшим помощником. Это нигде не подтверждено документально, хотя из материалов следственных дел видно, что Иван Кириллович следовал линии, которой придерживался владыка Макарий. Он действительно был верным учеником. Второй человек, расстрелянный в 1937 году, – Василий Александрович Козлов. Екатерина Ивановна Пикина сохранила помянник – тетрадочку, где перечислены даты кончины всех членов братства, которых она знала. Там несколько десятков имён. И вот напротив фамилии Василия Козлова совершенно чётко написано: «пресвитер». Они и поминали его как священника. То есть, видимо, епископ Макарий, уже будучи на нелегальном положении, совершил тайную хиротонию.

Это очень интересно. Такая хиротония была одна?

О других хиротониях мы не имеем сведений. Братья, составлявшие ближайшее окружение владыки, были расстреляны в 1937 году. Кроме Ивана Кирилловича и Василия Александровича это ещё и Пётр Алексеевич Беляев. Все эти люди жили в в одном доме, который принадлежал епископу Макарию,* – доме 7 на улице Советской.

Четвёртый человек, расстрелянный в Новгороде, – Мария Николаевна Александрова. Она была с 1936 по 1937 год старшей в братстве в Новгороде, несмотря на то, что она была женщиной. Вернувшись из ссылки в 1936 году, она фактически возродила братскую жизнь в Новгороде. Об этом есть свидетельство в показаниях дела: в Новгороде братство было с 1928 года, но в 1933 году, когда многих сослали, братская жизнь несколько замерла. И вот с возвращением Марии Николаевны жизнь возродилась. В Новгороде было три разных дома, где жили братчики. В показаниях есть свидетельство, что Мария Николаевна пользовалась очень большим авторитетом во всех трёх домах. Она тоже была человеком очень верным и бескомпромиссным, безупречно себя держала на допросе. В 1937 году под пытками многие признали свою вину, а она не признала и даже требовала, чтобы братство не называли «контрреволюционной сектой», всё время поправляла следователя.

А где был владыка Макарий в то время, когда Мария Николаевна была старшей в братстве?

Он был сослан в 1933 году в Архангельск. В 1934 году его освободили, и он ушёл за штат, но в Новгород не вернулся. Он вернулся в Галич, где тоже было братство, которое собрали Покровские в 1928 году. И с 1934 по 1937 год он жил в Галиче, в доме, который ему предоставила Нина Михайловна Лебедева. Галичское братство было небольшое, там было восемь человек. И к владыке все приезжали в Галич за духовным руководством. А в Великом Новгороде Мария Николаевна была фактически заместителем владыки. В Череповце в это время тоже был братский круг, даже можно сказать – братство, но кто там был старшим, не очень понятно. В следственных делах всё время называются разные люди.

А что говорили другие братчики на допросах?

В делах 1937 года свою вину почти все признали, кто-то полностью признал, кто-то частично. Екатерина Ивановна вспоминала, что они навещали в тюрьме её отца. Иван Кириллович держался, но его нельзя было узнать – настолько он был избит. У него были выбиты все зубы.

Image
«Дедушка Макарий» – основатель братства, владыка Макарий (Опоцкий)

Сейчас продолжается большая дискуссия о доверии к следственным делам, о том, насколько их можно учитывать при принятии решения о канонизации. Что Вы об этом думаете как человек, много времени проработавший в архивах ФСБ?

Я столкнулась с фактом признания одного из дел фальсифицированным. В череповецком следственном деле 1937 года есть приложение 1941 года, где содержится заключение выездной сессии суда о том, что два следователя, ведших это дело, договорившись друг с другом, сочиняли показания, подписывая их за заключённых. По этим сфабрикованным показаниям были расстреляны два человека. Но ещё до того, как я увидела это приложение, я что-то заподозрила, потому что встречала очень странные показания, когда, например, полуграмотная крестьянка рассуждала об отношениях Гитлера с Японией.

Так что следственные дела – источник изначально спорный. Нужно сказать, это редкость, что я наткнулась на такое приложение. Факты фальсификации редко вскрывались. Просто в этом деле всё было слишком заметно. Так что безусловно доверять на 100% показаниям следственных дел без соотнесения с другими источниками нельзя ни в коем случае. Есть там вещи более или менее объективные – анкетные данные, например. Но брать устные воспоминания и тем более следственные дела как единственные источники для каких-то выводов категорически нельзя. Степень их достоверности крайне низка. Так, например, многие исследователи отмечают, что первый допрос сильно отличается от повторного. На первом допросе протоколист, как правило, фиксирует свидетельство, записанное живым языком. Например, ясно, что люди, близко друг с другом общаясь, называют друг друга «тётя Маша» и «дядя Ваня». На втором допросе тех же самых людей называют по имени отчеству, а вместо живого описания ситуаций идут заученные фразы со штампами - «контрреволюционная организация», «сборище». То есть что-то они дописывали, из чего-то, может быть, брали часть достоверного, а остальное приписали или переформулировали...

И последний вопрос: откуда в помяннике Екатерины Ивановны так много людей? Неужели все братские?

Там есть и родственники, но братчиков от родственников я отличаю. Я с удивлением обнаружила там сестёр из галичского братства. Я думала, что их Екатерина Ивановна не знала, а оказывается, она их поминала всю жизнь. Кстати, о владыке Макарии там написано: «9 ноября – дедушка Макарий». Вот так Екатерина Ивановна его поминала.

Трогательно очень.

Да.

-----------------

* Епископ Макарий в конце лета 1937 года из Галича переехал в Новгород. Но в целях безопасности не стал останавливаться в своём доме, а поселился в другом доме, в котором жили члены братства – в доме в доме № 7 на ул. Среднеконюшенной. А братья жили в доме епископа Макария по адресу: ул. Советская, д. 7

Кифа № 14 (232), декабрь 2017 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!