Защитники Отечества Мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое Дело» к столетию Первого Кубанского (Ледяного) похода провёл в Москве историческую конференцию «Белое движение и российское общество 100 лет тому назад» Мы начинали поход в условиях необычайных: кучка людей, затерянных в широкой донской степи, посреди бушующего моря, затопившего родную землю... С винтовкой, с вещевым мешком через плечо, заключавшим скудные пожитки, шли они в длинной колонне, утопая в глубоком снегу... Уходили от темной ночи и духовного рабства в безвестные скитания... Пока есть жизнь, пока есть силы, не всё потеряно. Увидят «светоч», слабо мерцающий, услышат голос, зовущий к борьбе – те, кто пока ещё не проснулись. А.И. Деникин. Очерки русской смуты И доклады, и следовавшая за каждым из них дискуссия никого не оставили равнодушным
23 февраля, когда миллионы людей, живущих на постсоветском пространстве, привычно дарили подарки мужчинам и мальчикам (не зная, что именно в этот день Ленин сто лет назад шантажом принудил Совнарком принять позорный мир с Германией), около сотни человек собрались на скромную панихиду в московском храме Космы и Дамиана. Они вспоминали тех, кто 22 февраля 1918 года выступил на защиту уничтожаемой большевиками России, – участников первого Кубанского (Ледяного) похода. Последовавшую за этим конференцию координатор московского отделения «Белого Дела» Андрей Грищенко начал со слов, вынесенных нами в эпиграф. В переполненном зале «Покровских ворот», где люди стояли вдоль стен, собралась на самом деле лишь очень небольшая часть жителей гигантского мегаполиса. И это напоминало о том, что те четыре с небольшим тысячи человек, которые вышли в первый поход Добровольческой армии, составляли очень незначительную часть не только 180-миллионного населения страны, но даже и её 15-миллионной армии. Тем не менее Белое движение с первых дней было явлением всероссийского масштаба. Поражение же его стало, по словам священника Ильи Соловьёва, «страшной трагедией исторической России». Размышления о причинах этого поражения так или иначе возникали в каждом из докладов, касался ли он их напрямую (как доклад о. Ильи), был ли посвящён политической программе Добровольческой армии, как доклад профессора В.Ж. Цветкова, или касался проблем взаимоотношений и взаимодействия церкви и Белого движения (доклад зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ К.П. Обозного). Почему силы Белого движения не смогли объединиться и вместе решительно ударить по врагу? Приведшие к этому обстоятельства были охарактеризованы как случайные и непредвиденные. Но прежде всего вставали вопросы глобальные: почему люди в большинстве своём не встали на защиту исторической России? Как стало возможным такое ослепление и одичание народа, при котором он оказался в лучшем случае пассивным зрителем, а в худшем – соучастником чудовищных преступлений? В ответ назывались духовные проблемы: слабость веры; неправильное представление о ней, когда второстепенное ставилось на первое место; утрата соборного устроения церкви. Эти проблемы были общими для всего народа, хотя и невозможно сравнивать богоборцев-большевиков со всего лишь слабыми в вере, а то и равнодушными к ней (по горькому свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова)) офицерами Белой армии. И неслучайно в последнем докладе прозвучали слова из послания патриарха Тихона: «Никто и ничто не спасёт Россию, пока русский народ не покается». В завершение конференции хор Свято-Филаретовского института исполнил несколько песнопений, начав со старинного российского гимна «Коль славен наш Господь в Сионе». В этот момент весь зал встал, и мне будто услышалась та Россия, защитить которую встали те плохо вооружённые, голодные, оборванные молодые люди и мальчики, которые не могли не выйти на защиту своей страны. Памятник юнкерам (о чём с горечью напомнил о. Илья Соловьев) до сих пор не стоит там, где он должен был бы стоять, – там, где бьётся сердце нашего народа, у Кремля, который они защищали. И память о первопоходниках хранят немногие люди. Но эта память жива, и пока мы помним о понесённом всеми нами (а не только воинами Добровольческой армии) поражении перед силами зла, пока чувствуем эту боль и позор и ищем путь выхода – надежда остаётся. Текст: Александра Колымагина Фото: Максим Соболев Кифа № 3 (235), март 2018 года |