Бердяев и молодёжь Вспоминая великого русского мыслителя в год 70-летия его кончины, мы решили посмотреть на него с неожиданной стороны Бердяев – о молодёжи После пережитой катастрофы душе русской молодёжи открылись подлинные реальности, реальности религиозные и национальные. В этом её преимущество. Для ряда поколений XIX в. эти реальности были закрыты, и этим души были искалечены, не приобщаясь к истокам подлинного бытия и не получая духовного питания. Многие иллюзии, многие призрачные идеологии рухнули и изобличилась их пустота... Но возникли новые иллюзии, перемешивающиеся с реальностями. Полнота никогда не достигается односторонними реакциями души. Если рухнули иллюзии революционные, то на их место стали иллюзии реставрационные, которые психологически на них очень походят... Русская интеллигенция XIX в. чувствовала себя оторванной от настоящего и страстно мечтала о будущем. Такой нелюбви к настоящему, такой оторванности от него и восстания против него, какое мы видим в истории русского сознания прошлого века, не знал ни один народ Западной Европы. Это есть характерно русское отщепенство и скитальчество духа. Оно давало своеобразную свободу и дерзновение, оно противоположно всякому мещанству. Но такая исключительная направленность к будущему создавала ряд иллюзий, иллюзий революционных. Она означает перенесение вечного блага и вечной правды в тот отрывок времени, который называется будущим. Современное поколение молодёжи, ушибленное революцией, поворачивает обратно свою духовную направленность. Оно также и даже ещё более оторвано от настоящего, чем поколение XIX в., но мечтает не о будущем, а о прошлом. Одни идеализируют Poccию императорскую, другие Poccию допетровскую и московскую, третьи Poccию татарскую. Природа мечты такова, что она одинаково может быть направлена и на будущее и на прошлое. Но одинаково ошибочна и порождает иллюзии и мечтательная идеализация прошлого и мечтательная идеализация будущего. Ибо Царства Божьего, царства правды, совершенной жизни нельзя найти ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, а лишь в вечном. И лишь обращённость к вечному и воля, направленная к реализации вечного в каждом мгновении жизни, освобождает от иллюзии и призраков, делает людей подлинными реалистами. Из статьи «Иллюзии и реальность в психологии эмигрантской молодёжи». Журнал «Путь». № 14. 1928г. Молодёжь - о Бердяеве Когда мы думали над темой предстоящего молодёжного форума (ежегодная встреча молодёжи Преображенского братства. - Ред.), один из нас предложил поразмышлять о том, что такое Церковь. И чем дальше, тем больше нам эта идея нравится. У нас с Петром Озерским было задание - найти какую-нибудь цитату, чтобы начать не со своих слов, а от чьего-то интересного мнения оттолкнуться. И мы думали: вот сейчас посидим, повспоминаем, что там есть у святых отцов, в Писании, и что-то найдём. Но какие варианты ни находили, всё что-то не то, «не цепляет», хотя много хорошего. И тут мы вспомнили, что о. Георгий как-то цитировал Бердяева, и это было что-то очень странное: Церковь есть мир, красота, звуки, цветы, птицы. Может быть это то, что надо? Мы не знали, где искать эту цитату. Пытались найти её через интернет, но поскольку помнили её неточно, поиск не помог. Наконец мы нашли упоминание, что это 10 глава «Философии свободного духа». Открыли, стали читать и у нас просто дыхание перехватило. Вот это да! Это текст с каким-то невероятным древним опытом. Мне всегда казалось, что в принципе всё можно понять, если постараться. Что-то не понял, взял словарь, подумал и понял. А вот эти слова Бердяева - ты понимаешь, что просто так подумать и понять это невозможно, что это надо прожить. А чтобы это прожить, видимо, нужно ещё очень многое. Но при всём этом душа этим словам очень отзывается: «Церковь есть всё, вся полнота бытия, полнота жизни мира и человечества, но в состоянии охристовления, облагодатствования. Церковь имеет космическую природу и забвение этой космической природы есть признак упадка церковного сознания. Понимание Церкви, как лечебного заведения, в которое души поступают на излечение, есть недостойное понимание. Отрицают космическую природу Церкви те, которые видят в Церкви лишь учреждение. Но они-то и должны быть признаны упадочниками. В Церкви растёт трава и цветут цветы. Церковь есть охристовленный космос. В космос вошел Христос, был распят и воскрес. И всё изменилось в космосе, он стал новым. Весь космос проходит свой путь распятия и воскресения. Охристовленный космос, в котором побеждается хаос, есть красота»... Это удивительно, что есть в нашей церкви люди, которые до такого доходят, и можно к их мысли как-то прикасаться. Через такие вещи открывается, что есть куда расти и о чём думать, и что ещё понимать. И это большое счастье и большой дар. Из слова Варвары Ивлиевой на братской агапе в день Сретения Господня (2018 год) Кифа № 3 (235), март 2018 года |