gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
02.03.2018 г.

«Родные – это Христовы»

Тридцать лет назад родилась первая община Преображенского братства

Первая община Преображенского братства

Отец Георгий, исполнилось 30 лет со дня рождения первой общины Преображенского братства – общины, главой которой Вы оставались почти все эти годы. Как суметь выделить из множества событий этих лет самое важное и подлинное, то, что точно нужно запомнить? И что бы выделили Вы сами?

Это вопрос, который не имеет ответа. Потому что выделять главное каждый раз приходится заново – в зависимости от контекста, от объёма, от поставленной задачи; одно и то же событие может в одном контексте быть крупнейшим, важнейшим, а в другом – более или менее второстепенным. Говорить об этом трудно и потому, что община – это неформальное единство. Любая человеческая семья определяется в первую очередь неформальными рамками, но община – это духовная семья во Христе, а значит, в ней людей объединяют ещё более неформальные отношения.

Так что выделить какие-то основные события, тем более за тридцать лет (это целое поколение, даже больше), – очень сложно. Хотя, конечно, на первое место всегда становится момент рождения общины, – после подготовки, после каких-то искушений, после покаяния, если надо. Община рождается, когда люди любят друг друга любовью Христовой и при этом чувствуют свою полную личную ответственность за каждого и за всех вместе. И мы, конечно, больше всего ценим именно такую семейственность – когда люди сродняются друг с другом на большей глубине, чем та, которую даёт родство по крови или по общности внешней канвы человеческой судьбы. Это единство общины во Христе обрести очень трудно. Духовная семья буквально должна родиться. Она не просто складывается или организуется, оформляется или объявляется – она рождается духовно. И происходит это тогда, когда люди не просто так или иначе объединились друг с другом, а когда они нашли друг друга в Господе и готовы жить вместе во взаимной ответственности, имея в виду границы этой семьи и не теряя личностного подхода друг ко другу – что очень трудно, особенно для тех, кто несёт в своей жизни большую нагрузку.

Семья рождается и действительно обретает какие-то духовные черты тогда, когда готова этот духовный дар принять, причём вся без изъятия, в полном своём составе. При этом она должна хорошо понимать, кто входит в неё, а кто остаётся только другом или гостем; ей очень важно знать свои границы, ведь личностные отношения строятся не с бесконечным количеством людей. Община складывается тогда, когда в ней двенадцать, пятнадцать, двадцать человек. В крайнем случае, в каких-то чрезвычайных обстоятельствах может быть немного меньше или немного больше, но всё равно не больше тридцати человек, не меньше семи или десяти. Должна быть какая-то степень воплощённости духа и жизни, чтобы единство во Христе могло проявить себя достаточно полно.

Община в картинной галерее
Община в картинной галерее во время паломничества в Воронеж. 2017 г.

Чудо рождения общины происходит, когда прошёл какой-то подготовительный период, иногда длительный. В нашем случае он был очень долгим – с 1975 до 1988 года. Рождение первой общины готовилось тринадцать лет, а это немалая часть жизни взрослого человека. Люди же собираются, не подбирая друг друга под свой характер, свои вкусы, привычки или какие-то пожелания, а тем более интересы. Иногда им очень трудно вместить это многообразие духовных характеров и опытов внутри одной общины. Поэтому такое первостепенное значение имеет личностное общение через Христа и во Христе. И очень важно, чтобы семья во Христе рождалась постольку, поскольку это дает Господь, а не просто потому, что нам так захотелось.

Когда духовная семья рождается, начинается её история, внутренняя и внешняя. Внутренняя почти неописуема. Община проходит кризисы, в её жизни бывают потери, но бывают и находки – она получает откровения, которыми люди делятся. Иногда бывает и так, что отношения с кем-то вдруг пропадают, порой надолго, и нужно проявить максимум терпения, чтобы эти отношения восстановить, исцелить. Это не всегда удаётся, и тогда люди уходят из общины, переходят в другую общину или вообще в какое-то другое место. В семье могут быть свои трагедии. Когда она уже долго живёт, она, конечно, переживает и естественную физическую утрату членов семьи, своих духовных родных.

Во внутренней истории общины есть такие процессы, которые не происходят на глазах и даже до конца рационально не осознаются. Они переживаются где-то в глубине сердца, личностно, но в то же время и соборно, общинно и одновременно церковно, потому что община во Христе не может жить вне церкви.

Здесь стоит вспомнить слова отца Сергия (Савельева): «Родные – это Христовы». Именно такое личностное Христово отношение друг ко другу принципиально важно обрести. Во внутренней истории общины есть такие процессы, которые не происходят на глазах и даже до конца рационально не осознаются. Они переживаются где-то в глубине сердца, личностно, но в то же время и соборно, общинно и одновременно церковно, потому что община во Христе не может жить вне церкви. И то, что происходит в самой общине, происходит во всём мире, ведь оно происходит в Церкви Христовой, которая имеет вселенский и соборный характер.

Внешняя же сторона истории семьи связана со многими знакомствами, приглашениями к себе в гости новых людей – а иногда не просто в гости: некоторые люди входят в процессе развития отношений в саму семью. У нас такое тоже происходило несколько раз, в общину входили разные люди. Кто-то легко входил, кто-то трудно, а кто-то и не удерживался. Самые замечательные люди были гостями нашей семьи: достаточно назвать хотя бы академика Сергея Сергеевича Аверинцева и многих других. Всё это очень важно для жизни общины.

Евгения Кузьминична Кочеткова с сыном на агапе. 1995 г.
Агапа всегда предполагает не только трапезу, но и общение. Евгения Кузьминична Кочеткова с сыном на агапе. 1995 г.

Системообразующим началом для духовной семьи-общины являются не только евхаристия и покаяние (они важны для всех членов церкви), но и агапы. Их значение чрезвычайно велико, потому что в них есть возможность активно, достойно ответить Господу Богу на те духовные дары, которые Он даёт не только на евхаристии, но и во всей нашей жизни. И здесь невозможно не сказать, что никогда за все тридцать лет агапы не проходили у нас плохо. Они не только проходили регулярно как часы раз в два месяца все тридцать лет – мы никогда их не отменяли – но они всегда были живыми, горячими, благодатными и плодотворными, даже в периоды какого-то охлаждения или кризиса (а такое тоже бывало).

Для жизни общины важна взаимопомощь разного рода: и молитвенная, и советом, да и в самом общении на разных встречах. В духовной семье всегда должна быть определённая «концентрация» таких регулярных встреч и других событий. Интенсивность жизни – это очень серьёзный показатель качества жизни общины. Если интенсивности не хватает, она может впасть в искушение, может даже начать разваливаться. Но можно ведь и загнать общину излишней перегрузкой, такое тоже бывает.

Очень важно делиться своим опытом, в том числе и профессиональным, и культурным. Ведь во всякой духовной семье знания и интересы постепенно становятся общими для всех живых реальных членов общины. А члены духовной семьи действительно должны быть живыми и реальными. Община должна смотреть за тем, чтобы в ней не появлялось «мёртвых» членов. Для этого нужно уметь жить вместе, и поэтому иногда делать и какие-то поправки, замечания друг другу – при этом без морализаторства или без менторства, что тоже принципиально важно.

Община должна быть включена в братскую и общецерковную жизнь. Я думаю, это аксиома нашего опыта. В жизни нашей общины всегда играли большую роль все события, которые носят общецерковный характер, но также и события в малом и большом братстве. Нам очень важны все соборы братства, собрания, конференции, жизнь Свято-Филаретовского института, тем более что в нашей общине по меньшей мере четыре центральных фигуры СФИ, в том числе два заведующих кафедрами. В общине есть разные люди. Все должны раскрываться, все должны жить открытой и в то же время сокровенной внутренней жизнью.

Конечно, не всё у нас получается. Например, не всегда получалось помогать родителям в христианском воспитании их детей. Тут, конечно, опыт накапливался постепенно. Было время в первые годы, ещё до рождения братства, когда община была очень, даже слишком велика. Иногда в ней было под тридцать и даже за тридцать человек взрослых полных членов и большое количество маленьких детей. Сейчас, конечно, это уже давно не так. Родилось братство, у людей появились альтернативные возможности, дети давно выросли – кто-то из них остался в братстве, но живёт в других общинах, а кто-то и не сохранился в братстве. Но у нас в общине есть сестра Наталья, которая является одним из руководителей детской работы в братстве и одним из руководителей детской братской школы.

Ещё мы вместе ездим в ежегодные паломничества, хотя бы на несколько дней, чаще всего в пределах недели. Для нас это очень важно. Мы всегда сами организуем эти встречи, особенно в последние годы, для того, чтобы иметь возможность оторваться от всех своих обычных многочисленных нагрузок и посвятить эти дни духовной семье – общине.

Так как прошло уже тридцать лет, понятно, что мы часто вспоминаем усопших членов общины. Сохраняется и их опыт.

И если учесть, что община прожила многие годы вместе, а некоторые жили вместе в группе и до 1975 года, до начала подготовки к собственно общинной жизни, то всё это вместе – очень большой серьезный опыт. С другой стороны, понятно, что члены общины немолоды: самому молодому уже под пятьдесят (а начинали-то мы совсем молодыми). Ну, так и должно быть, это нормально. Если община живёт уже три десятилетия (а обычно начинают общинную жизнь люди не раньше двадцати пяти лет), то это основная часть жизни её членов. Самая активная часть жизни человека обычно длится двадцать-тридцать лет, очень редко сорок. Так что наш возраст – это и плюс, но и, может быть, какой-то признак нашей слабости. И в то же время община – это, конечно, радость, которая возрастает. Даже когда есть искушения, всё равно радость не покидает наши сердца, и мы несмотря ни на какие препятствия находим возможность встретиться. У нас не принято закрываться, замыкаться только на себе, хотя среди нас есть и интроверты. Мы стараемся побуждать себя и друг друга к открытости, к полному доверию. И можно надеяться, мы здесь не подводим друг друга.

пятнадцатилетие общины
А так праздновалось пятнадцатилетие общины. На стенах - картины Е.-Л. Галкиной. В гостях у общины еп. Серафим (Сигрист) (Православная церковь в Америке), члены других общин Преображенского братства.

Фото: из архива Анатолия Мозгова († 2008), Александр Волков

Кифа № 2 (234), февраль 2018 года

Ещё материалы по теме

...И этот день не заканчивается. «Кифа» обратилась к нескольким членам первой общины Преображенского братства с вопросом : «Что первым вспоминается Вам из этих 30 лет?»

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!