gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.10.2017 г.

В конце эпохи церковного возрождения

В середине 1990-х произошел ряд событий, изменивших течение церковной жизни

Image
На богослужении в храме Успения в Печатниках до провокации 1997 года всегда было многолюдно
 

В июне этого года исполнилось 20 лет с момента провокации в московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Поэтому нам хотелось бы вспомнить одно из исторических исследований того времени – сборник документов «Христианский вестник» № 3. В тот момент, когда он выходил из печати, ещё не было настолько очевидно, что события середины 1990-х знаменуют собой серёзный поворот в только-только начавшей возрождаться церковной жизни. Сегодня с этим вряд ли возможно спорит.

Сборник, в центре которого стоял наиболее значительный по масштабам и ставший знаковым для всего периода конфликт, приведший к изгнанию тысячной общины из возрождённого ею храма, был посвящён целому ряду событий. Вот краткое перечисление лишь части из них в хронологическом порядке.

В ноябре 1996 года был запрещён в священнослужении всемирно известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор) и отлучены от причастия два монаха его общины. Отец Зинон вместе с собравшейся вокруг него общиной несколько предшествующих лет занимался восстановлением монастырского комплекса Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. В иконописной школе под его руководством изучали русскую иконопись не только православные, но и католики. Однажды они попросили разрешения отслужить в ещё не освящённом монастырском храме мессу (по новому стилю в этот день было Успение). После этой службы (за которой архимандрит Зинон не сослужил) он принял причастие. Наказание за это нарушение церковной дисциплины было несоизмеримо жёстким*, даже жестоким: о. Зинон и два монаха (один из них не был во время инкриминируемого о. Зинону проступка в монастыре, но с этим никто не стал разбираться) не только подверглись церковным прещениям, но и были выгнаны из обустроенного ими монастыря зимой практически в никуда. Прещения были сняты через голову местного архиерея лично патриархом Алексием II в 2001 году.

В декабре 1996 – апреле 1997 года в Херсоне происходили события, приведшие к извержению из сана клириков Свято-Сретенского прихода. В течение года они писали и митрополиту Киевскому Владимиру, и патриарху Алексию II письма, прося разобраться в несправедливых, а в чём-то и клеветнических обвинениях в их адрес и разрешить их от прещений. Через год, не получив ответа, все они вместе с многочисленными прихожанами ушли в раскол (в так называемый «Киевский патриархат»).

В апреле-июне 1997 года разворачивался масштабный конфликт в храме Успения в Печатниках. После назначения в Великую среду в храм второго священника, настроенного резко негативно по отношению к настоятелю и прихожанам (которых насчитывалось более тысячи), фундаменталистские СМИ (прежде всего радио «Радонеж») стали зазывать в храм всех, кто мог бы помочь в разжигании противостояния. Два месяца второй священник дерзил настоятелю, выхватывал у него микрофон и перебивал во время проповеди, и даже переосвящал в алтаре Дары (считая, что если служба русифицирована, они не освящаются), а его «группа поддержки» пыталась перекричать хор и затевала стычки с прихожанами. Дело кончилось тем, что во время одного из витков конфликта у второго священника начало развиваться острое состояние, и он был прямо со службы на скорой госпитализирован в психиатрическую больницу. В тот же вечер настоятеля и прихожан храма публично (через радио «Радонеж») обвинили в том, что они якобы избили священника и отправили в больницу абсолютно здорового человека. Несмотря на то, что два расследования – прокуратуры и Минздрава – пришли к выводам, что никакого насилия в храме совершено не было, а принудительная госпитализация второго священника была оправданной и необходимой, настоятель храма священник Георгий Кочетков был запрещён в священнослужении, а двенадцать прихожан храма отлучены от причастия. Прещения были сняты патриархом в марте 2000 года, а клеветническая информация об инциденте продолжает распространяться в сети до сих пор.

Image
После 1997 года автор этих строк, заглядывая порою в храм Успения в Печатниках, ни разу не видел в нём больше 5, максимум 10 прихожан... На фото с официального сайта храма: литургию совершает митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве. Март 2015 года.

В ноябре-декабре 1997 года в Томске были запрещены в священнослужении или лишены должностей многие уважаемые и любимые прихожанами священнослужители епархии. Это случилось после того, как получил огласку инцидент с домогательствами новопоставленного епископа Аркадия (Афонина) к одному из них – молодому дьякону. 6 октября 1998 года Синод решил перевести епископа Аркадия викарием в Нижегородскую епархию под присмотр митрополита Николая. Все пострадавшие клирики были восстановлены в служении. В 1999-2001 гг. епископ Аркадий возглавлял Южно-Сахалинскую кафедру, а потом был почислен на покой в возрасте 58 лет. Ныне служит настоятелем одного из московских храмов.

5 мая 1998 г. на заседании епархиального совета Екатеринбургской епархии у присутствовавших там священников потребовали не распространять книги определённых авторов, являющиеся, по мнению руководства епархии, «еретическими». В тот же день на территории епархиального училища по распоряжению епископа Никона (Миронова) были публично сожжены книги о. Александра Шмемана, о. Иоанна Мейендорфа и о. Александра Меня (позже утверждалось, что это были только книги последнего из них). После этого трём священникам епархии было предложено проклясть «ереси» вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой на Библии. Двое из них это сделали, а один, о. Олег Вохмянин, отказался, вследствие чего был запрещён епископом в служении «пожизненно». Через полтора месяца благодаря вмешательству патриарха «пожизненный» запрет был снят. 19 июля 1999 года епископ Никон был уволен с Екатеринбургской кафедры на покой в возрасте 39 лет и отправлен для исправления в Псково-Печёрский монастырь, затем служил настоятелем одного из московских храмов. Ныне возглавляет одну из отдаленных епархий.

20 июля 1998 г. был отправлен за штат «по состоянию здоровья» игум. Игнатий (Крекшин), настоятель Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря. 21 июля 1998 г. в монастырь был назначен новый игумен Игнатий (Жидков). Он повёл себя таким образом, что не только прихожане, но и братия монастыря была вынуждена покинуть обитель, разошлась и приходская община храма, служившего монастырским подворьем в Коломне.

Могло бы показаться, что почти все эти проблемы преодолены «сверху», ведь в Екатеринбурге и Томске были сняты устроившие бесчиние епископы, клирики этих епархий были восстановлены в служении, а в остальных случаях слишком жёсткие (такие как запрет о. Зинона) или просто несправедливые (как запрет о. Георгия Кочеткова и двенадцати его прихожан) прещения были сняты лично патриархом Алексием II...

Но на самом деле информационные ресурсы, раскачивавшие ситуацию в то время (или подхватившие осуждающий тон впоследствии) – «Радонеж», «Русская народная линия», «Православие.ru» и другие – никуда не делись, интернет заполнен их клеветническими публикациями. А многие из тех, кто поддерживал или даже организовывал провокацию в храме Успения в Печатниках, остались влиятельными церковными чиновниками; кто-то даже «пошёл на повышение». Во Пскове же в последующие годы разыгралось продолжение гонений, вылившееся в многолетнее преследование исповедника веры протоиерея Павла Адельгейма, убитого в 2013 году.

И всё-таки «Христианский вестник», посвящённый не просто тяжёлым событиям, но тягостному повороту всей церковной жизни, заканчивается не только словами горького свидетельства о реальности тех лет, но и словами надежды:

«Под прицелом "ревнителей" – чуть ли не все более ли менее заметные структуры и деятели Русской православной церкви. Страшный образ православия, создаваемый фундаменталистами, отталкивает от него и тех, кто им не верит, и тех, кто вслед за ними начинает видеть вокруг себя бесчисленных "врагов православного народа". Отношение общества к церкви становится всё более настороженным. Так стараниями "ревнителей" "имя Божие хулится между язычниками".

На вопрос, как жить в церкви, когда на тебя клевещут, когда тебя гонят в раскол как будто бы твои же братья по вере, разные люди отвечают по-разному. Пока живет в фактическом затворе, уйдя от активной церковной жизни, архимандрит Зинон с братией. О выборе херсонцев мы уже говорили. Есть ли иной путь? Возможно ли выносить невыносимое, не уйти, не оторваться и всё претерпеть – ради того, чтобы наша церковь действительно возродилась "не в бревнах, а в рёбрах"? Этого нельзя знать заранее, потому что это зависит не только от воли Божией, но и от каждого из нас, от ежедневного, иногда, казалось бы, мелкого делания.

Дай Бог всем, кто ищет этого пути, сил и терпения.

Дай Бог всем нам помнить, что алчущие и жаждущие правды – блаженны. Ибо они насытятся».

Александра Покровская

---------------

* Можно вспомнить недавнее выступление главы Отдела внешних церковных связей митр. Илариона (Алфеева), в котором он, с одной стороны, напоминает: «есть определённая церковная дисциплина, не позволяющая верующим Православной Церкви причащаться у католиков», с другой стороны, признаёт: «у нас (с католиками) фактически существует взаимное признание Таинств» (http://www. patriarchia.ru/db/text/1638244.html). Тем не менее в отношении о. Зинона архиереем был применён канон о «молитвенном общении с еретиками», который и по старинным, и по современным толкованиям говорит об общении с теми, чьи таинства православные не признают.

Кифа № 8 (226), июнь 2017 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!