«Дай нам быть верными во всём и непрестанно служить Тебе и Отечеству нашему!» 2 июля в Твери прошёл межрегиональный фестиваль «1917/2017. Города России – памяти павших за Веру и Отечество» 2 июля в городском саду Твери проходил необычный концерт. Сегодня так развита индустрия развлечений, что серьёзность, а тем более трагичность темы кажется уже чем-то особенным. И тем не менее реакция жителей Твери на межрегиональный фестиваль «1917/2017. Города России – памяти павших за Веру и Отечество» показала, что современный человек не всегда боится трудных вопросов. На уличной сцене вспоминали жителей разных городов, начиная с губернатора Твери Николая Бюнтинга, растерзанного революционной толпой в 1917 году, и заканчивая миссионером и проповедником протоиереем Иоанном Восторговым, инициатором создания Братства Воскресения Христова в Москве, организатором народно-миссионерских и катехизаторских курсов по подготовке священников и учителей. Участник Всероссийского Поместного собора, отец Иоанн встретил 1917 год словами: «"Не бойся, только веруй!"... Наше дело – бороться со злом, в окрылении веры и любви...» Он выступал за полное невмешательство церкви в политический строй страны; призывал христиан объединяться в «дружины» (кружки, братства) для защиты церкви. Протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян 5 сентября 1918 года. в Твери прошёл межрегиональный фестиваль «1917/2017. Города России - памяти павших за Веру и Отечество» Во время фестиваля вспоминали жителей разных городов, сохранивших свою веру и верность Отечеству. Звучали краткие рассказы о том, как погибали первые жертвы 1917 года в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Рязани, Гельсингфорсе, Царском Селе, Шенкурске... В воскресный день, начавшийся дождём и продолжившийся неожиданно вышедшим во время концерта солнцем, в городском саду прогуливалось множество людей – стайки молодёжи, семьи с детьми, пожилые семейные пары... От находившегося неподалеку кинотеатра едва доносились звуки поп-музыки. Подходя к концертному залу городского сада, люди слышали совсем иные звуки – стихи Анны Ахматовой, матери Марии (Скобцовой), Максимилиана Волошина, музыку Рахманинова, Шопена, песню на стихи Александра Величанского «Когда убили миллион...», гимн Российской империи начала XIX века («Коль славен наш Господь в Сионе»), песнопение «Кто нас отлучит от любви Христовой» в русском переводе в исполнении хора Свято-Филаретовского института... Люди подходили ближе, слушали, читали развешанные рядом стенды, посвящённые 1917 году, и не спешили уходить. В наше время человек редко меняет свои планы, даже гуляя в городском саду. Но тут происходило именно это. Я спрашивала прохожих об их отношении к 1917 году – считают ли они Октябрь началом Русской Катастрофы. Ответы были разные. Видно было, что люди находятся под впечатлением увиденного и услышанного только что. Особенно запомнилась одна женщина, она гуляла вместе со своей десятилетней дочкой: Мы можем быть много чем недовольны, но революция – разве можно от неё ждать чего-то хорошего? Ведь это убийство многих людей. Вот у нас замечательная семья – папа, дочка, я. Что бы мы делали, окажись сто лет назад там, в этой революции, что бы с нами было? Находились и те, кто точно знал ответы на все вопросы. Например, один мужчина заявил, что во всём виноваты евреи, а кто-то говорил о том, что не было тогда иного выхода. Одна женщина постарше, она гуляла с взрослым сыном, сказала: Так не хочется об этом вспоминать. Это так больно. Как бы хотелось, чтобы этого в нашей стране не было... Но это было. И те шестьсот человек, которые участвовали в концерте, а это были не только жители Твери, но и гости тех городов, о которых вспоминали во время концерта, не просто пели и читали стихи. Это был концерт-покаяние, участники которого очень хотели бы, чтобы последствия Русской Катастрофы наконец прекратились. Чтобы антропологическая катастрофа, к которой привели многочисленные преступления советской власти по «выведению нового генетического типа», каким-то чудом была преодолена. Из выступления протоиерея Романа Манилова, председателя Отдела культуры Тверской епархии Столетие 1917 года – очень трагическая дата, но она даёт повод к большому осмыслению. Как только был созван Поместный собор 1917 года, одним из его публичных общественных актов стал призыв одуматься, вразумиться и покаяться всем сторонам. Удивительные слова были в этом послании. Ведь что такое вразумиться? Это обратиться к разуму, ибо разумный человек, действующий не эмоциями, способен вразумиться и покаяться. Невозможно стяжать благодать Божию, невозможно впустить «внутрь нас» Царство Божие, не очистив душу свою покаянием. И призывы принести часть своего покаяния за наше прошлое – они не беспочвенны. Каждый человек может задать себе такой вопрос: «А как мне каяться за уроки революции, как мне каяться за последствия революции?» Вы, наверное, часто слышите такие слова: «Мы наследники великой победы». Когда вспоминают какие-то героические события – войну 1812 года, Великую Отечественную войну, походы Суворова, мы говорим: «Это наши деды, это наши прадеды, мы гордимся, мы их наследники». Но мы всегда забываем, что мы наследники и тех людей, которые разрушали дух общества, совершали революции, участвовали в массовых казнях, в разрушении церквей. Мы с вами можем каяться не только за те грехи, которые совершаем, к сожалению, каждый день. Мы должны увидеть сопричастность нашему прошлому, нашим дедам и прадедам. Это не какие-то изверги, не какие-то инопланетяне, это не пришельцы из других стран взрывали храмы, убивали священников, интеллигенцию, делали все эти страшные дела. Это наши с вами прадеды. В роду каждого из нас, в роду наших предков были и красные, и белые. Были и те, кто расстреливал, и те, кто погибал. И человек должен увидеть в своей душе сопричастность тому прошлому, сопричастность своей Родине, своей стране. Это будет самое лучшее обращение к уму и сердцу, чтобы осмыслить то, что произошло в 1917 году, и чтобы больше этого на нашей земле не произошло. Я хочу выразить признательность всем участникам этого события и пожелать каждому осмысления, разумности и силы увидеть сопричастность своей души тому прошлому и отчасти принести покаяние за то, что совершилось в 1917 году. Поэтому когда в завершение концерта ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков произнёс слова покаянной молитвы, встал весь зал. Вот эти слова: «Мы покрыты стыдом и позором из-за множества неправд и преступлений, убийств и прелюбодеяний, предательств и доносов, злобы и зависти, лжи и ненависти. Вся земля бывшей Российской империи и весь народ наш до сих пор осквернены! И хотя оставался живой остаток верных, мы все каемся и просим простить нас, восставить и снова собрать. Мы разбиты и рассеяны по лицу всей земли, наши таланты и дары бездействуют, церковь в параличе, почти при смерти. Так оживи и исцели нас, и собери нас в Свою семью-общину, и соделай нас Твоим вселенским Братством! Дай нам быть верными во всём и непрестанно служить Тебе и Отечеству нашему! Пусть возродится в нашей стране, народе русском и в церкви дух и смысл общинно-братской жизни! Пусть каждый из нас посвятит свою жизнь вере Христовой и Отечеству!» И солнце, сменившее моросивший весь день дождь, и синее небо, вдруг появившиеся над нами, лишь укрепляли в нас надежду на то, что Господь силен сотворить невозможное и даровать исцеление нашему многострадальному народу. Выступление Дмитрия Гасака, председателя Преображенского братства Сегодня в слове отца Романа прозвучала тема покаяния. И действительно – этот год, год столетия страшных событий, которые происходили повсюду на нашей земле, во всех её городах, требует не только внимания, но и какого-то верного тона. Тон покаяния сегодня, возможно, самый верный, самый точный и пред лицом Неба, и пред лицом людей, и пред лицом собственной совести. Мы вспоминаем сегодня тех людей, которые стали первыми жертвами революции. Их ещё можно перечислить, поимённо вспомнить, увидеть на фотографиях или в кадрах кинохроники. А затем настало такое время, когда всех погибших невозможно и перечислить. Для того, чтобы 30 октября, в День памяти жертв советских репрессий, помянуть хотя бы тех, чьи имена перечислены в Книгах Памяти (а это только часть репрессированных), требуются многие годы. Поэтому этот год для нашей страны, конечно, год не простой и не пустой. И не случайно наш духовный попечитель и всё наше братство выступили с инициативой Акции национального покаяния. Мы прекрасно понимаем, что многие считают наше время наименее подходящим для такого призыва. Но не нам определять времена и сроки: нельзя пропустить этот год столетия. Внимание многих людей в нашей стране обращено к событиям столетней давности в желании понять, что же тогда произошло и почему такой исторический перелом пережила именно наша страна, именно наш народ, а значит, и все мы, здесь присутствующие. Конечно, не так легко понять, что такое национальное покаяние. Каким образом можно себе представить покаяние народа? Совсем не случайно часто говорится о том, что покаяние происходит в храме на исповеди, а стало быть, имеет сугубо личный, интимный характер. Кто может с этим поспорить? Но какая душа в одиночку может вместить всё то, что произошло за эти 100 лет? Конечно, нельзя не думать о душах всех живущих. Но нельзя не думать и о душе народа, которая очевидно нуждается в возрождении. Мы подумали, что покаяние, это обращение к Богу и к людям, должно быть и личным, и общественным. Покаяние требует ещё и соборного действия, соборного сознания, того самого сознания, которое есть в нашей традиции, есть в русской культуре, в русской духовности. В конце концов, удивительная идея соборности – русская идея. Мы надеемся, что и сегодняшний вечер, который проходит в рамках Акции национального покаяния, послужит тому, чтобы наше сознание повернулось в эту сторону и, отбросив всё то, что этому мешает, разного рода «шумы», внешние и внутренние, всё-таки исполнит нас искренности и высокой простоты и поможет обрести ту силу, благодаря которой и может эта просьба, это прошение о прощении прозвучать. Кифа № 10 (228), август 2017 года Материал по теме: Понять и преодолеть. О последствиях «массового помешательства страны» 1917 года размышляли участники и слушатели необычного концерта |