gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.09.2017 г.

Истоки разлада

О предстоящей конференции, посвящённой соборам 1666-1667 годов, рассказывает преподаватель кафедры церковной истории Свято-Филаретовского института Екатерина Алексеева

Image 

Не могли бы Вы, как один из главных организаторов конференции, рассказать, в чём её нерв, ради чего она собирается?

Сейчас, в год, когда все увлечены воспоминанием событий 1917 года, некоторым образом забылось то, что происходило тремя веками раньше. А ведь Большие Московские соборы 1666 и 1667 года, состоявшиеся 350 лет назад, – событие немаловажное. Соборы закрепили разделение Русской церкви и направили течение народного благочестия по двум руслам. Александр Исаевич Солженицын называет раскол одной из причин разлада русского общества, а значит, и одним из истоков катастрофы 1917 года.

Но при этом малоизвестно, что это был за собор (ведь он был совершенно нестандартным для Русской церкви), кто в нём участвовал. Мы часто слышим и сами говорим: «Последние соборы перед началом синодального периода собирались в XVII веке1». Но говоря это, мы должны помнить и то, каковы же были эти последние соборы XVII века.

Замысел нашей конференции – прежде всего собрать историков, которые серьёзно занимаются этими вопросами.

А в чём была та необычность собора, о которой Вы упомянули?

Прежде всего в том, что хотя русские архиереи не один век боролись за то, чтобы самостоятельно, то есть без вмешательства константинопольского патриарха, собирать соборы, ставить архиереев и избирать патриарха, именно на соборе 1667 года было довольно большое представительство восточных патриархатов, а также Александрийский и Антиохийский патриархи.

Как получилось, что эти соборы положили начало расколу?

Image
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде

Именно в том, что это были за решения, и хочется разобраться. Образ этих соборов действительно именно такой, но ведь всё-таки богослужебно-литургическая реформа Никона была проведена раньше; и разделение какой-то части русских священников и иерархов произошло раньше 1666 года. Собор просто «маркировал» какие-то события.

Почти за десять лет до собора, в 1658 году, патриарх Никон уехал к себе в Новый Иерусалим. Он считал, что никто, кроме константинопольского патриарха, не может избрать нового московского патриарха. И собор должен был решить, что в этой ситуации делать. В результате на нём одновременно осудили и патриарха Никона, и протопопа Аввакума вместе со всеми теми, кто не поддержал реформы. Очень знаменательно, что собор стал приговором и для одной, и для другой части зачинателей разделений.

Но в итоге и Русская церковь, и государство всё равно поддержали позицию патриарха Никона.

В литургическом смысле – да. Алексею Михайловичу было отчасти выгодно, чтобы у нас было обрядовое единство с греческой церковью. В каком-то смысле это был «русско-греческий проект», рассчитанный на будущее.

Тема 2017 года в нашей церкви – «Уроки столетия». А в чём уроки 350-летия? Почему нам важно сегодня про это вспоминать в той церкви, в которой мы живём?

Во-первых, как бы ни спорили о численности старообрядцев накануне начала ХХ века – было ли их 2 миллиона или 20 миллионов (а цифры варьируются именно таким образом), это в любом случае довольно существенная часть общества: всё население Российской империи было порядка 150 миллионов. Конечно, кто-то может сейчас жить и не учитывать какие-то общественные и социальные круги, может жить в определённом круге общества и не понимать, что есть ещё несколько миллионов людей, которые живут другими идеалами, и, возможно, такое непересечение было и в Российской империи, но в целом игнорировать старообрядчество как явление и не учитывать их опыт практически невозможно. Неслучайно почти в каждой епархии Православной российской церкви создавались миссионерские братства, целью которых было прежде всего возвращение старообрядцев в лоно церкви.

Вряд ли они сами были согласны с такой формулировкой...

Действительно, это очень тонкий вопрос, да и в целом, начиная такой разговор, нужно всё время взвешивать слова. Мы пригласили для участия в нашей конференции членов Русской православной церкви (в том числе единоверцев2), членов Русской православной старообрядческой церкви и других представителей различных согласий поповцев3, а также и беспоповцев4. К началу XX века сложилось некоторое общественное мнение, что века разделения, преследований и вражды с православной церковью настолько отдалили старообрядчество от православия, что едва ли возможно какое-либо единение. Предстоящая конференция ставит своей задачей собрать воедино факты, свидетельствующие об особых параллельных и одновременно пересекающихся путях двух частей Русской православной церкви. Мы хотим, сидя за общим столом, говорить вместе о церковно-исторических событиях прошедших трёх веков. Но даже в таком разговоре, на мой взгляд, успех возможен лишь в том случае, если мы будем очень уважительно и с точки зрения истории честно употреблять те или иные термины.

Были ли пересмотрены решения этих соборов?

Первая попытка какого-то пересмотра решения соборов 1666-1667 годов была предпринята на Поместном соборе 1917-1918 годов. Был специальный старооборядческий отдел, и он пытался снять клятвы со старых обрядов. Он не смог это сделать до конца – слишком болезненным был вопрос, но всё-таки он был поставлен и были приняты некоторые решения относительно единоверия: собор утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, имеющих статус викарных. А потом, в 1971 году, был Поместный собор, который фактически снял клятвы и объявил равночестность обрядов. По решению этого собора мы можем причащаться со старообрядцами. Только вряд ли старообрядцы будут нас причащать. Они совершенно честно, совершенно верно говорят: вы же не учите своих детей креститься двумя перстами – значит, для вас не равночестны обряды...

Конференция будет разовой?

Посмотрим. С одной стороны, многие исследователи с интересом откликаются на приглашение в ней участвовать, с другой – есть и те, кто говорит: что можно обсуждать? – многое уже сказано. Есть и третья сторона: в наш оргкомитет звонят священники из разных епархий, которые хотят разобраться в этом вопросе и хотели бы приехать просто слушателями. И если конференция сможет дать исторический ответ на вопрос о Соборах 1666-1667 годов и их последствиях для русской церковной жизни, я думаю, многие будут заинтересованы в том, чтобы этот разговор продолжить.

Уточнена дата конференции: она будет проходить в Свято-Филаретовском институте 10 октября

------------------

1 С 1689 по 1917 год соборы в Православной греко-российской церкви не собирались и церковью управлял Святейший правительствующий синод, фактически являвшийся одним из государственных ведомств.

2 Идея единоверия, то есть возможности служения по старому обряду на отдельных приходах Православной греко-российской церкви, возникла в XVIII веке. Позже оно было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона (Левшина), утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года. К 1917 году на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей. К концу советского времени незакрытыми оставались только три единоверческих прихода. Сегодня в России их около 30.

3 Поповство – обобщённое название старообрядческих согласий, имеющих священство.

4 По смерти присоединившихся к старообрядчеству священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской церкви до реформы патриарха Никона, часть старообрядческих согласий приняла решение существовать без священников (а значит, и без большинства таинств – кроме таинства Крещения).

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 11 (229), сентябрь 2017 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!