В МГУ состоялась научная конференция «Столетие Революции 1917 года» Шуваловский корпус МГУ им. М.В. Ломоносова 29–31 марта 2017 года в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова проблемы, связанные с изучением политических, социально-экономических, культурных и религиозных аспектов истории событий 1917 года, обсуждали более 300 ученых и экспертов – историки, политологи, социологи, философы. В конференции приняли участие представители университетов, академических научно-исследовательских учреждений, музеев и исторических обществ более чем из сорока стран. События от начала февральского переворота и до конца гражданской войны в новых учебниках истории (в отличие от советской историографии) описываются как единый процесс. И эта позиция неслучайна. «Важно знать, что именно в феврале 1917 года состоялось то событие, которое стало спусковым механизмом, разрушившим прежнюю государственную и политическую систему. Это – отречение Николая Второго – первое и главное событие, которое повлекло все остальные», – отметил на открытии конференции декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов. Дополняя его, декан исторического факультета Иван Тучков напомнил, что важно избавиться от клише, которые существуют в обществе с советских времен. Стереотипы до сих пор живы как в науке, так и в сознании тех, кому за сорок: "Триумфальное шествие Советской власти", "красные побеждают", "белые плохие". Но любая революция и гражданская война – это, в первую очередь, трагедия. Это разбитые семьи, это не просто физически уничтоженные люди, это ещё и мировоззренческая трагедия – когда отец думает по-другому, чем сын, жена может предать своего мужа. И мы с этим сталкиваемся». Обсуждение проходило в 15 тематических секциях, и на многих из них хотелось побывать, но по понятным причинам «Кифа» оказалась на секции «Революция 1917 года в России и церковь». Она действительно оказалась самой интересной – её участники, так и не прервавшись на обед, продолжали обсуждение вплоть до вечера - другие аудитории к этому времени уже давно опустели. В работе секции участвовали специалисты по новейшей истории церкви – среди них А.Л. Беглов, Г.М. Запальский, Н.А. Белякова, Ф.А. Гайда. Интересных тем было заявлено много, они касались и подготовки Поместного собора, и отношения христианских конфессий к событиям 1917 года, и церковно-государственных отношений (в том числе в правовом аспекте)... Одним из наиболее интересных был доклад А.Л. Беглова, посвященный жизни приходов в разные периоды 1917 года и названный «От "приходской революции" – к "церковному термидору"». Начавшись описанием нестроений, вызванных повсеместными выборами священников (очень часто происходившими совершенно нецерковно из-за расцерковленности народа) и жестким требованием снизить до минимума плату за требы (что усугубило начавшееся в первые годы войны окончательное обнищание сельского духовенства), этот период закончился перед лицом наступающих (и уже во многом наступивших) гонений тем, что никак не получалось раньше: во многих приходах начал определяться «костяк», та часть прихожан, которые были верны церкви и готовы взять на себя ответственность за её жизнь. Значительную часть времени заняла дискуссия, которая сначала сосредоточилась на ожидаемом противостоянии между находящимися в жесткой полемике М.А. Бабкиным (главный тезис которого состоял в том, что духовенство и иерархия сыграли активную, если не решающую роль в свержении царской власти) и Ф.А. Гайдой, едко высмеивающим эту позицию*. Однако после завершающего доклада одного из соведущих секции, зав. кафедрой истории Церкви проф. В.В. Симонова, дискуссия перешла в другое русло, стала многоплановой и обращенной к проблемам сегодняшнего дня. Это неудивительно: в своем сообщении «Отзвуки 1917 года через столетие: современный кризис институционального христианства» профессор (являющийся одновременно клириком церкви свт. Николая в Отрадном архим. Филиппом) на примере кризисных явлений, отмечаемых во всех христианских конфессиях, невольно развернул слушателей от одного из двух классических «русских вопросов» – «Кто виноват?» – ко второму: «Что делать?». К сожалению, в газетной публикации невозможно привести все последовавшее обсуждение, в котором затрагивались и темы миссии (особенно миссии среди студенческой молодежи), и проблемы взаимоотношений церкви и общества, и вызовы «гендерного кризиса». Тем не менее мы публикуем часть дискуссии, которую можно рассматривать как сравнительно целостный фрагмент, касающийся вопросов о глобализации, секуляризации и десекуляризации. -------------- * Того, кто заинтересовался этим сюжетом, отсылаем к статье Ф.А. Гайды «Священство и царство в жанре фэнтези» (Режим доступа: ) Кифа № 6 (224), май 2017 года Ещё материал по теме Фрагменты дискуссии, завершившей работу секции «Революция 1917 года в России и церковь» |