Жизнь Церкви в письмах Культурно-просветительский фонд «Преображение» выпустил второй том книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века: Письма М.В. Шика (свящ. Михаила) и Н.Д. Шаховской (Шаховской-Шик)». В него вошли письма периода ссылки о. Михаила в Среднюю Азию, где он принял священство, и его служения в Малоярославце в потаённой церкви. Сейчас не пишут бумажных писем, и мало кто способен прочитать роман в письмах, а тем более подлинную перписку. Действительно, такое чтение требует от нас усилия - войти в личные отношения двух незнакомых нам людей. Но когда всё-таки вчитываешься, преодолев это первое напряжение, в книгу «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века», то усилие вознаграждается с лихвой: переписка о. Михаила Шика и Натальи Дмитриевной Шаховской оказывается не только и не столько бытовыми семейными письмами между мужем и женой, которые пишут друг другу о болезнях детей, о тяжёлых условиях своей жизни и прочей «суете, переложенной на бумагу» (так самокритично характеризовала Наталья Дмитриевна свои письма). Это также живое свидетельство двух талантливых, незаурядных людей о смене эпох в России. В целом переписка охватывает период с 1911 по 1942 г. (события Первой мировой войны, переворотов 1917 г., репрессий, Великой Отечественной войны). На протяжении этих долгих лет меняются взгляды корреспондентов. Молодые прекрасно образованные, имеющие высококультурный круг общения Михаил и Наталья ищут, как они могут послужить миру, сделать его лучше, и находят ответ на свой экзистенциальный поиск в христианстве в то время, когда христиане, как и в первые века существования церкви, претерпевают гонения от государства, когда появляются новые мученики и исповедники веры. Во второй том издания вошли письма периода 1926-1942 гг. Большую его часть занимают письма, написанные Михаилом Владимировичем из ссылки в Среднюю Азию, в Турткуль (1926-1927 гг.), где он принял священнический сан. Продолжение переписки приходится на 1934 г., когда у Натальи Дмитриевны обостряется туберкулёзный процесс и она уезжает на лечение в Москву, а о. Михаил вместе с детьми остаётся в Малоярославце, в доме, купленном в 1931 г., где священник тайно совершал богослужения после ухода за штат из-за несогласия с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского). Также в книгу вошли письма друзей из ближайшего окружения семьи Шиков, единственная сохранившаяся проповедь о. Михаила и цикл его стихов «В Страстную седмицу», написанный в начале 1920-х гг. Удивительно, что супругам, находившимся в разлуке несколько лет, удавалось сохранять общую жизнь во Христе, которая способствовала, как они сами об этом свидетельствовали, и сохранению брака по плоти. «Как найти ту меру, чтобы письма были вполне открытыми и правдивыми, - писал о. Михаил, - удовлетворяли потребности существенного общения и вместе с тем не вываливали другому всё твоё душевное сырьё, которое потом приходится переваривать 1,5 мес.?» Ответ они находили в том, что договаривались об общем чтении глав из Евангелия на каждый день, в том, что исповедовались друг другу, когда трудно было найти рядом духовника, открыто и с полным доверием писали о том, какие видели страсти друг в друге, обязательно просили друг у друга прощения накануне причастия, поддерживали друг друга в том, чтобы во всём и всегда полагаться на волю Божью. Они видели предназначение христианского брака в том, чтобы в общем духе «рождать нового в себе человека». Особняком в книге стоит последнее, прощальное неоконченное письмо Натальи Дмитриевны, написанное в 1942 году, в то время, когда её мужа уже 5 лет не было в живых - он был расстрелян в 1937 г. в Бутове. Предчувствуя свою скорую кончину, она просит у о. Михаила прощения за все «взаимные огорчения... от непонимания и нетерпения» и сообщает ему о главном - о том, что в их доме после ареста о. Михаила не прекращалась подлинная церковная жизнь, продолжала служиться литургия. Татьяна Васильева Кифа № 4 (222), март 2017 года |