Святитель 100 лет назад, в мае 1917 года, на Петроградскую кафедру был избран митрополит Вениамин (Казанский), в течение первых послереволюционных лет собиравший братское движение в епархии Овцы голос его слышат, и своих овец он зовет по имени (Ин 10:3) Духовные корни Митрополит Вениамин возглавил Петроградскую кафедру в мае 1917 года в результате народных выборов. Его хорошо знали в Петрограде, в том числе и на окраинах, в рабочих районах. Он любил там служить и проповедовать еще со студенческих времен, будучи членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Основанное с целью «утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии»1, это межприходское объединение охватило своей деятельностью практически все храмы Петербурга. Члены Общества проповедовали на фабриках и заводах, в учебных заведениях и даже в светских салонах. Число слушателей, присутствовавших на их встречах и беседах, достигало 300 тыс. человек в год2. Важной составляющей жизни Общества было стремление к духу братского единения, что и воспринял молодой иеромонах Вениамин. Именно этот дух единения и веры он старался искать и распространять в церкви в течение всей своей жизни, и особенно в последние ее годы, возглавляя Петроградскую кафедру. Зачем нужны братства Владыка призывал всех к сознательному участию в богослужении и церковной жизни, к тесному братскому общению между духовенством и мирянами. Это удавалось гораздо более качественно и полноценно делать при помощи братств, со многими из которых он поддерживал близкие, действительно братские отношения. Владыка участвовал в братских, а после возникновения Союза православных братств – и в межбратских богослужениях, встречался с руководителями и с самими братствами, со многими братчиками был знаком лично. Первое послереволюционное братство, по примеру которого Поместный собор призвал создавать другие братства и союзы верующих для защиты церкви, возникло при непосредственном участии и поддержке митрополита. В январе 1918 года большевики попытались захватить Александро-Невскую лавру, которая в сознании народа была не просто главным столичным монастырем, но одним из основных центров церковной жизни страны. Защита лавры означала для людей защиту самой церкви и веры. Верующие Петрограда ответили полумиллионным (по церковным оценкам, а по оценкам властей – 50-тысячным) крестным ходом из храмов города к лавре, а от нее – к Казанскому собору во главе с митрополитом. Участники крестного хода понимали, что по-настоящему рискуют быть убитыми большевиками3. Через месяц после этих событий Поместный собор, на котором подробно были описаны действия по защите Александро-Невской лавры, издает соответствующее постановление: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовать из прихожан и богомольцев союзы (коллективы), которые должны защищать святыни и церковное состояние от посягательств»4. Расцвет братского движения Среди наиболее значимых и известных братств Петрограда в первую очередь нужно вспомнить Александро-Невское (руководители иеромонахи Иннокентий (Тихонов) и братья Лев и Гурий (Егоровы)), Спасское (руководитель иеромонах, в будущем митрополит, Мануил (Лемешевский))5, Захариевское (руководитель будущий представитель обновленческого движения прот. А. Введенский), Мефодиевское трудовое братство (руководитель прот. Петр Кремлевский). Самым известным и авторитетным из них благодаря своей активной деятельности, высокому уровню духовного образования как руководителей, так и многих братчиков стало Александро-Невское братство. В рамках братства существовало несколько кружков, богословское содружество им. Василия Великого и др. Понимая всю сложность исторических условий, митрополит шел на довольно смелые шаги. Например, он благословил устав Мефодиевского трудового братства6, который позволял вступать в братство «лицам всех исповеданий и всех национальностей». В уставе особо оговаривалось право всех членов братства «открыто исповедовать свою веру и иметь свои храмы», после чего указывалось, что для православных членов братства таким храмом является Мефодиевская церковь. Это братство имело государственную регистрацию в советских органах. По данным В.В. Антонова, в нем состояло до 3000 человек. Атмосферу жизни в Петрограде в описываемый период передает в своих воспоминаниях Н.С. Чистоткина – братчица Александро-Невского братства: «В 20-м и 21-м годах, несмотря на тяжелые условия голодного и холодного существования (очень плохо было с топливом) и всякое неустройство во всех областях хозяйства города и страны в целом, верующие люди находили великую поддержку в церкви, в церковных службах, крестных ходах, ночных молениях, беседах. Особенно молодежь горела духом. При многих храмах были молодежные объединения, кружки, детские группы, многие учились в богословском институте, посещали пастырские курсы»7. Союз православных братств Уже с начала 1918 года появилась необходимость координировать деятельность братств и союзов в епархиальном масштабе, для чего было создано Братство приходских советов, позднее преобразованное в Общество православных приходов Петрограда (советская власть, укрепляясь, ужесточала отношение к церкви, и Братство приходских советов не могло продолжить свое существование)8. К 1920 году в Петроградской епархии существовало более 20 православных братств9, часть из которых выразила готовность объединиться в особый союз – Союз православных братств. Союз был неформальной организацией активных христиан, многие из которых готовы были под страхом смерти заботиться о достойном существовании церкви в епархии, несмотря на тяжелое время гонений. Союз возник по инициативе «снизу» – трех братств (Александро-Невского, Спасского и Захариевского10). Митрополит Вениамин благословил создание Союза и активно участвовал в его деятельности, но при этом вступление в Союз не было обязательным для всех братств Петрограда – они вступали в него по желанию в течение всего периода существования Союза. 1922 год стал временем наибольшего расцвета петроградских братств. Неслучайно в апреле 1922 года газета «Известия» писала: «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путем молодежь...»11 Подвиг Вслед за кампанией по изъятию церковных ценностей12 тут же последовала следующая – создание обновленческой «Живой церкви», подчиненной светской антицерковной власти. Организовав самочинное «Высшее церковное управление», обновленцы попытались начать с Петроградской епархии свое «шествие по стране». Митрополит Вениамин мгновенно понял ситуацию и тут же отлучил от Церкви главного представителя «Живой церкви» А. Введенского вплоть до его покаяния. Это решение митрополита грозило «Живой церкви» полной дискредитацией – влияние владыки на верующих было очень велико. Вскоре Введенский пришел к митрополиту вместе с бывшим председателем Петроградской ЧК с ультиматумом: или он отменяет отлучение Введенского, или против него и других священников будет устроен судебный процесс, в результате которого они погибнут. Митрополит ответил отказом, прекрасно понимая, что подписывает себе смертный приговор. Во время ареста и многочасового обыска Введенский снова появился в покоях митрополита и подошел к владыке под благословение. «Отец Александр, мы же с Вами не в Гефсиманском саду», – вежливо ответил владыка, не давая благословения. 1 июня 1922 года был арестован митрополит Вениамин и одновременно с ним – руководители нескольких основных братств Петрограда. Были открыты два уголовных дела – о православных братствах (более 30 обвиняемых) и о сопротивлении изъятию церковных ценностей (более 80 обвиняемых). Митрополит Вениамин вместе с тремя ближайшими помощниками – архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Петровичем Новицким и Иваном Михайловичем Ковшаровым – был тайно расстрелян через два месяца после стремительно завершившегося показательного процесса. Руководители и наиболее ответственные члены Александро-Невского братства были отправлены в ссылку. С этого времени легальная деятельность братств в Петрограде была прекращена. Полулегально, насколько это известно на сегодняшний день13, продолжали существовать только два братства – Александро-Невское и Спасское. Анастасия Наконечная ------------------ 1 Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в С-Петербурге. 1881-1891 гг. СПб., 1891. С. 3. 2 Там же. С. 6. 3 Накануне «в некоторых храмах исповедовались и приобщались Святых Тайн. Говорили: "Пойдем, хотя бы и на расстрел"». См. Священный Собор Православной Российской Церкви: Деяния. Кн. VI. Вып. 1. М., 1918. С. 58-59. 4 Церковные ведомости. 1918. № 7-8. С. 32-34. Цит. по: Шкаровский М.В. Александро-Невское братство, 1918 – 1932 годы. С. 15. 5 Официально братство называлось Никольским, однако ввиду расположения на Спасской улице при домовой Спасской церкви часто в документах и воспоминаниях называется Спасским братством. 6 Отец Петр неслучайно назвал свое братство трудовым. Он был знаком с опытом Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева: «Нельзя пройти молчанием писания и примера трех знаменитых русских богословов как первых проповедников из мирян-распространителей религиозного познания в мире. Это – Хомяков, Соловьев и Неплюев. Жизнь и миссионерская деятельность этих замечательных мыслителей и прямо учителей Церкви должна быть для нас образцом и руководством. Их писания разъясняют нам направление мысли и деятельности каждого члена Содружества или кружка проповедников в мире. Это – 2-й том сочинений А.С. Хомякова, полное собрание сочинений Вл.С. Соловьева и «Что есть истина» Н.Н. Неплюева <...> Трудно отдельному человеку, особенно учащемуся, занятому изучением многих обязательных предметов, пройти весь цикл христианского образования. Но не ждать же нам с своею проповедью того момента, когда все участники Христианского Содружества или кружков молодежи сами изучат христианское богословие или по крайней мере проштудируют Неплюева, Соловьева да Хомякова, и только тогда нести просвещение в Мир. Нет. Пожар начался. Ждать некогда. Сейчас же надо тушить». Петр Кремлевский. Задачи Христианского Содружества учащейся молодежи. СПб, 1912. (Содружество было основано в 1903 г. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви). 7 Зегжда С.А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. Новости МИРА, 2009. С. 18. 8 К этому же времени, к концу лета 1918 года, были закрыты практически все церковные органы печати, прекратил работу Поместный Собор, в результате начавшегося «красного террора» погибли десятки священнослужителей. 9 По показаниям иером. Мануила (Лемешевского) в 1922 году. См.: Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы). С. 436. 10 См.: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 41. 11 Известия. 26 апр. 1922 года. 12 Об ее этапах достаточно подробно рассказывалось на страницах «Кифы» – № 3(141), март 2012 года. 13 История петроградских братств еще требует своего дальнейшего исследования. На данный момент неизвестны в точности даже названия всех братств, входивших в Союз, при том, что некоторые братства в него не вступали. Особый интерес представляют загородные братства, возникавшие в Петроградской епархии с 1917 по 1922 годы, как и более подробное изучение жизни отдельных братств и Союза в целом. |