gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow 1917 - 2017 arrow 1914-1917: начало конца. Из доклада сопредседателя Международного Ильинского комитета А.М. Шарипова
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.05.2017 г.

1914–1917: начало конца

Из доклада сопредседателя Международного Ильинского комитета А.М. Шарипова «1914–1917: единство процесса крушения европейской христианской цивилизации»

Image 

Разговор о Русской Катастрофе необходимо начинать не с 1917, но как минимум с 1914 года. Ибо Катастрофа произошла вовсе не мгновенно; но и не накапливалась веками, как любят говорить некоторые конспирологи. До начала Первой мировой войны трагическая развязка не была так фатальна, с началом межхристианской бойни – почти неизбежна.

* * *

Добросовестное изучение материалов, связанных с раздуванием русско-германского конфликта, показывает, что не только революционные радикалы вели антигерманскую пропаганду, чтобы подорвать доверие к династии, но и русская буржуазия недолюбливала немцев, которые с Екатерининских времён были хорошо организованы в России и предпочитали сами управлять предприятиями и капиталами, в отличие от французов, бельгийцев и иных, передоверявших управление русским приказным1. Известно и о притеснении закарпатских русин в Австро-Венгрии, о событиях 1913 года, когда среди карпатских русинов начался голод и помогающее им Галицко-Русское благотворительное общество активно публиковало в русской прессе анти-австрийские материалы. Тем не менее, я не нашёл никаких причин неизбежности славяно-германской резни из-за стравливания этих народов англосаксами.

Мне немало пришлось поработать с биографическими материалами Великой княгини Елизаветы Фёдоровны2. Когда после длительного перерыва она в начале ХХ века посетила родной Дармштадт, то была потрясена тем, насколько её германские земляки стали «ярыми проповедниками милитаризма, завоевательной системы во что бы то ни стало»3. Тем не менее, германский Император Вильгельм II был убеждён, что Германия ни при каких обстоятельствах не должна воевать с Россией, ибо считал, что такая война окажет услугу социалистам-интернационалистам в их стремлении довести Россию и Германию до революции. Потому Германия осознанно искала как экономического, так и военно-политического союза с Россией в противовес основному континентальному конкуренту – Франции и островной Англии. Но ещё с правления Императора Александра III российская геополитика меняла ориентацию с императорской Германии на революционную, республиканскую Францию.

* * *

Image
Движущей силой переворота 1917 года стали призванные под ружьё, но морально не готовые воевать новобранцы. Большинство же строевых офицеров и солдат, способных переносить тяготы войны, к этому времени уже погибли

У меня постоянно возникает вопрос к тем, кто указывает на неизбежность столкновения России и Германии из-за масонских козней: как же сами христианские монархи (у всех славян и германцев были в то время монархические государства), которых с младенчества готовили к государственному правлению, у которых в распоряжении был мощный государственный аппарат – дипломатические, разведывательные, жандармские структуры, как они оказались неспособными увидеть «происки врагов» и повели свои страны по указанным этими врагами путям к краху своих наций и государств? Возникает и такой вопрос: в защиту каких единоверцев выступила революционно-атеистическая Французская Республика, до того противившаяся строительству русского православного храма в Палестине?

Хотел бы напомнить, что в предыдущие десятилетия уже были кровавые трагедии с гибелью династических лиц в Европе. Однако убийство итальянским террористом австрийской императрицы Елизаветы не привело к войне Италии с Австрией, как не привели к войнам убийства итальянского короля Умберто, сербского короля Александра, португальского короля Карлуша. Выстрел же в Сараево вызвал лавину, которую почему-то не смог остановить ни один христианский монарх.

...Да, сербам надо было лишь понять австрийскую боль и унижение, русскому Императору надо было дать обещание остановить мобилизацию и выполнить обещание, германскому Императору надо было понять последствия его ноты...

Но – бездна разверзлась. Ни у кого блицкрига не получилось. К началу 1917 года в Русскую армию было призвано 15 миллионов мужчин – 15 миллионов (!!!) оторванных от семей вооружённых мужчин изведали, что значит пролить кровь человеческую, убивать себе подобных...

* * *

В начале декабря 1916 года Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, гонимая тяжёлыми предчувствиями, поехала из Москвы в Царское Село, чтобы встретиться с Императором Николаем II и серьёзно поговорить о глубоком социальном напряжении. Она не была принята Императором, лишь встретилась с сестрой, Императрицей Александрой, однако та ничего не хотела слышать о тяжести положения и они простились, так и не начав серьёзного разговора.

Безрезультатно вернувшись в Москву, Елизавета Фёдоровна едет в Троицкую Лавру. После сугубой молитвы у святого Сергия, 29 декабря, в канун нового, 1917 года она отправляет Императору Николаю II письмо: «Почему вы все, дорогие мои, молчите?... Возможно, временами я бывала резка, но всегда прямодушна, и я считаю трусостью умалчивать о том, что знаешь или чувствуешь, из боязни быть непонятой или причинить страдание. Я высказала Аликс все мои опасения, мою боль, которой переполнено моё сердце. Казалось, будто всех нас вот-вот захлестнут огромные волны, и в отчаянии я бросилась к вам – которых я так искренно люблю, – чтобы предупредить вас, что все классы – от низших и до высших, и даже те, кто сейчас на фронте, – дошли до предела!.. Она мне велела ничего не говорить тебе... и я уехала с чувством, встретимся ли мы ещё когда-нибудь... Какие ещё трагедии могут разыграться? Какие ещё страдания у нас впереди?»

...Через два месяца монархия пала. Война сделала своё дело: Россия потерпела Катастрофу.

* * *

Основными участниками Первой мировой войны были государства Европы с традиционно-христианской идентичностью – Австро-Венгрия, Германия, Россия, Сербия, Франция и др. И если беспристрастно всматриваешься в хронику низвержения мира в бездну, поражаешься отсутствию у участников мировой бойни здравого смысла в оценке перспектив войны. Ужасен ход войны – гибель более десяти миллионов человек, в массе своей христиан. Апокалиптически трагичны итоги и последствия: рождённые войной революции прекратили доминирование христианского мира на планете. Начиналась совершенно новая эпоха в жизни не только европейской цивилизации, но и мира в целом.

Смогут ли современные нации Европы, в том числе России, осознать смысл Катастрофы и вернуться к религиозному, христианскому миропониманию, смогут ли через исторические уроки узреть перспективу цивилизации и место своих наций в творчестве исторического бытия, вернуться на путь духовного и культурного саморазвития? Или же станут «навозом» для заселяющих их исторические «пастбища» иных народов, обладающих фундаментом традиционных, религиозных ценностей, ясным пониманием своих исторических перспектив? Сложный вопрос, но это вопрос жизни и смерти наций-цивилизаций...

Доклад был прочитан на секции Рождественских чтений «1917 год и Русский путь»

----------------

1 См.: Бовыкин В.И. Французские банки в России : Конец XIX – начало XX в. М., 1999; Зак А.Н. Немцы и немецкие капиталы в русской промышленности. СПб., 1914.

2 Марфо-Мариинская обитель милосердия : 1909–2009 : К 100-летию создания Обители. М., 2009.

3 См.: Нестеров М.В. : О пережитом. 1862–1917 гг. : Воспоминания. М. : Молодая гвардия, 2006.

Кифа № 3 (221), март 2017 года
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!