gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Исаакиевское братство. Как жили прихожане собора до 1917 года
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
21.04.2017 г.

Исаакиевское братство

Как жили прихожане собора до 1917 года

Image 

Исаакиевское братство появилось в Петербурге в 1896 году. Горячими сторонниками его создания были граф Илларион Воронцов-Дашков и особенно его супруга, статс-дама при императорском дворе. Это был их ответ на раннюю смерть любимого сына – открытие братства для «служения духовно-нравственным нуждам прихожан и богомольцев Исаакиевского собора», «оказания материальной помощи бедствующим лицам прихода» и «попечения о благолепии Исаакиевского собора и посильного служения его пользе». Одним из наиболее активных членов братства стал церковный историк, впоследствии губернатор Тавастгусской губернии в Финляндии Александр Папков. Он исследовал историю православных братств России, особенно в XVI, XVII и XVIII веках. Он же и составил устав Исаакиевского братства. Покровителем братства стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Об основании братства прихожанам собора рассказал его настоятель – прот. Пётр Смирнов, также бывший церковным историком. В первый же день в братство вступило несколько десятков человек, всего же к концу 1897 года в нем было 142 человека, среди них граф Орлов-Давыдов, княгиня Ольга Долгорукая, генерал Пётр Дурново и др. Помимо аристократических фамилий в братстве было много людей самых разных сословий и родов деятельности.

В столовой получали бесплатные обеды ежедневно до 30 человек и примерно столько же – за минимальную цену в 10-12 копеек за полный обед. Всего же за первые 17 лет существования братства было отпущено бесплатных и крайне дешевых благотворительных обедов 368613 на общую сумму 42544 руб*.

Однако для братчиков было ценно не просто совершение добрых дел. «Первый год существования Братства справедливо можно назвать годом постепенного образования большой приходской семьи из многих лиц, разобщенных прежде, но теперь начинающих объединяться для общей христианской деятельности», – говорится в первом братском отчете. И действительно, даже самые состоятельные члены братства старались входить в его труд, не ограничиваясь денежными взносами: баронесса М.Л. Корф участвовала в его духовно-просветительской деятельности, княгиня Е.П. Урусова – в бесплатной помощи бедным больным, псаломщик А.И. Громов взял на себя обязанность устроения братского хора и т. д. Чуть ли не треть братства стала участвовать в церковном братском хоре, задачей которого было «под сенью братства в часы праздничного досуга славить Господа и назидать себя и других».

Однажды братчики обратили внимание «на горькую участь малолетних певчих соборного хора, которые с потерею голоса остаются совершенно на улице». И были открыты специальные классы для их обучения переплётному, столярному и токарному ремеслу, рисованию или церковной музыке. К концу первого года обучения мальчики уже могли делать собственноручно «висячую этажерку, скамейку под ноги, линейку, пюпитр, рамку и складной стул». Вскоре была открыта и школа для 20 беднейших девочек прихода, родители которых не могли оплачивать их обучение.

Члены братства сугубо молились за своих живых и усопших членов. Некоторые в память о своих усопших родных жертвовали большие суммы братству, а Александр Папков в память о своей почившей жене не только внёс крупное пожертвование, но и посвящал ей «часы досуга на пользу Братства».

С первых же месяцев своего существования братство ради духовного просвещения стало распространять в соборе по доступной цене иконы и книги. Наибольшим спросом пользовались «Евангелия, молитвенники, богослужебные учебные книги, богослужебные сборники и описания Исаакиевского собора». Вскоре была открыта и библиотека, состоявшая из пожертвованных книг. В братской столовой проводились духовно-нравственные беседы для «людей бедных, простых, служащих и трудящихся в соседних домах». Проводил их будущий исповедник веры протоиерей Феодор Знаменский.

Первое время братчики надеялись, «что со временем все живущие в районе прихода замкнутою жизнью соединятся в общий братский союз, поймут задачи и цели братства, будут по возможности служить своими советами, указаниями и собственными трудами общему делу, и тогда благое дело братской помощи не остановится на одном лишь удовлетворении телесных нужд бедных прихожан, а направится к удовлетворению высших духовных потребностей прихожан и богомольцев собора». «Служение духовным нуждам верующих должно составить первую и главную задачу братства. Дай Бог, чтобы братство при постоянном достижении сей задачи не ограничивалось Исаакиевским приходом, но выступало за пределы его... Жатвы будет много; да послет Господин жатвы и жателей многих и способных к тому». Однако число братчиков никогда не превышало 200 человек.

С началом Первой мировой войны братство стало организовывать помощь нуждающимся семьям ушедших на войну и увечным воинам. Была открыта мастерская-убежище на 30 человек, в которой воинов-инвалидов обучали портновскому ремеслу. По благословению митрополита Владимира (Богоявленского) в мастерскую принимались воины не только православного, но и инославных и иноверных исповеданий.

История существования Исаакиевского братства обрывается 1917 годом. Известно, что его основательница Елизавета Воронцова-Дашкова была посажена в тюрьму в послереволюционное время, однако впоследствии смогла выехать за границу, где умерла своей смертью. Протоиерей Феодор Знаменский был дважды арестован в советское время, он не вернулся из Котласской ссылки, в которую был отправлен на 10 лет в 1931 г. Александр Папков, специалист по истории православных братств, был членом Поместного собора 1917–1918 гг., скончался в 1920 г.

Анастасия Наконечная

----------------

* Отчет о деятельности С-Петербургского Православного Исаакиевского братства за 1913 г. С. 40.

Справка

Исаакиевский собор в своем нынешнем виде (в здании, построенном по проекту архитектора Монферрана) был освящен в 1858 году и стал кафедральным собором столичной Петербургской епархии. В 1917 году храм был разорен. В 1922 году его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим. В 1928 году службы были прекращены, а в 1931 году в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев. С 1948 года и посегодня здание функционирует как музей «Исаакиевский собор». Зарегистрированная с 1991 года община получила возможность совершать в здании богослужения (они проводятся ежедневно кроме среды).

Кифа № 2 (220), февраль 2017 года

Ещё материал по теме:
Ректор СФИ священник Георгий Кочетков о передаче Исаакиевского собора церкви в ток-шоу

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!