Место, где можно спокойно поговорить Многие секции Рождественских чтений проходили в Зале церковных соборов Интервью об уроках столетия читайте в этом и в следующих номерах «Кифы» Рождественские чтения в этом году были посвящены 100-летию событий 1917 года. О региональных секциях мы рассказывали в предыдущих номерах, в этом же номере вы можете познакомиться с частью материалов, собранных «Кифой» на их основной части, проходившей в Москве. Сама тема – уроки столетия – позволяла практически с каждым говорить о покаянии, о надежде, о том, как нам выявлять духовную правду о прошедшем столетии, что здесь может сделать церковь. Часто в беседах или кратких интервью с самыми разными людьми – архиереями, священниками, мирянами, приехавшими из разных городов России или из-за рубежа – мы опирались на доклад патриарха в день открытия Чтений. В нём он не раз цитировал Александра Солженицына, например, его слова о том, что без желания понять прошлое невозможно строить будущее... Часть интервью мы публикуем в этом номере (и будем публиковать в следующих) отдельными материалами, а некоторые слова хотелось бы привести здесь. Например, епископ Балашихинский Николай главным уроком столетия считает то, что Господь, несмотря ни на что, нас не оставил и никогда не оставит, а митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сказал, что мы ещё целый год будем размышлять над этим вопросом – и интересно будет поговорить после этих размышлений. Епископ Татарстанский Феофан главной проблемой назвал дух вражды: «То, что приводит к вражде, приводит к слезам, крови, уничтожению. "Мы наш, мы новый мир построим" – на чём строили новый мир? На уничтожении других...» Издания Свято-Филаретовского института и Преображенского братства каждый желающий мог все дни Рождественских чтений найти в Зале церковных соборов Конечно, успеть побывать даже на половине секций одному человеку было абсолютно невозможно, но в целом преподаватели и студенты Свято-Филаретовского института, а также члены Преображенского братства, пожалуй, охватили значительную часть из 70 площадок Чтений, проходивших в Москве. На одной из них впервые говорили об увековечении памяти наших новомучеников и исповедников – не просто об их канонизации, а о том, как говорить об их подвиге более широко, чтобы если не их опыт, то хотя бы их имена стали известны жителям России. На этой секции, проходившей под руководством прот. Кирилла Каледы, настоятеля бутовского храма, говорили о различных памятниках, памятных и информационных досках, выставках – о всём том, что может увидеть человек не только церковный. Среди прочего там вспоминали и о памятнике православным братствам Петрограда-Ленинграда, на который по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия сейчас собираются пожертвования. Памятник будет установлен на Левашовском мемориальном кладбище. В итоговом документе отмечен опыт Преображенского братства: «Узнать больше о подвиге новомучеников Церкви Русской позволяют стационарные и передвижные выставки. Положительные примеры такого рода последних лет – выставки Преодоление (подготовленная ПСТГУ совместно с Музеем современной истории России) и "Неперемолотые" (Преображенское сcодружество православных братств, Культурно-просветительский фонд "Преображение"), вызвавшие большой интерес аудитории как внутри страны, так и за рубежом». На конференции «Поместный собор 1917-1918 гг. и первые мученики Церкви Русской» также был важный разговор. Протоиерей Георгий Митрофанов рассказывал о первом новомученике, о. Иоанне Кочурове, которого убили через неделю после Октябрьского переворота. Отец Георгий подробно остановился на миссионерском служении отца Иоанна в Алеутской и Аляскинской епархии. Интересно, что о. Иоанн организовал там два братства – Свято-Никольское и Трехсвятительное. Одновременно в Америке действовало православное общество взаимопомощи, возглавляемое епископом Алеутским и Аляскинским Тихоном (Беллавиным). Отвечая на вопрос о роли общин и братств в годы гонений на церковь и о том, нужны ли они в современной церкви, отец Георгий с горечью отметил, что большая часть сегодняшних христиан являются лишь захожанами, и это жаль. Поэтому, когда в наше время люди объединяются в общины и активно что-то делают, это помогает им не быть только захожанами-потребителями. Многие секции в этом году проходили впервые. Одной из них была Татарская секция. На ней выступали исследователи миссии в Татарстане и даже прямой потомок одного из учеников и сподвижников Н.И. Ильминского в деле просвещения Татарстана – о. Василия Тимофеева. Перечислить все важные и интересные темы, затронутые на Чтениях, в одном номере, конечно, невозможно. Но мы постараемся и дальше рассказывать о них. Анастасия Наконечная Кифа № 2 (220), февраль 2017 года |