Как не стать «живым диктофоном» «Кифа» обратилась к катехизаторам Преображенского братства с вопросом: «Каково, на Ваш взгляд, самое главное качество, без которого человек не может быть катехизатором?» Дмитрий Гасак Что-то одно назвать трудно. Катехизатора вообще трудно описать, потому что если мы назовем все его качества, то получится, что это просто нормальный, хороший христианин. Но если все-таки постараться выделить эти качества, то я бы, наверное, отметил единство веры и жизни. Катехизатор не может учить тем нормам христианской жизни, которые он сам не исполняет. Ну и готовность делиться своей верой и разделить свою христианскую жизнь с теми, кому он свидетельствует. И здесь, мне кажется, всегда должна проявляться церковность жизни. Церковный характер катехизации – это не просто индивидуальное научение людей вере, а собирание людей в Церкви, собирание народа Божьего. Владимир Якунцев Не могу уместить в одно определение. Два главных качества катехизатора: знание церковной традиции и приобщенность к ней, реальная, действенная приобщенность. А второе главное качество – это приветливость. Александр Копировский Умение слышать и то, что ты сам говоришь, и то, как это отзывается у других людей. Умение слушать и понимать, что они говорят. Если катехизатор не ориентируется в происходящем на оглашении и не реагирует на проблемы оперативно, то он просто живой диктофон. Олег Ермолаев Мне несколько качеств приходят на ум. Это любовь к людям, милосердие и умение передать веру христианскую в Бога и в человека. Сергей Бурлака Мне кажется, что катехизатор не может служить, не может трудиться не без одного качества, а как минимум без двух. И они, как может показаться, взаимно исключают друг друга – вот такая антиномия. С одной стороны, это возможность действительно вести человека ко Христу, к нему не привязываясь и его не привязывая к себе. Ведь оглашаемые всегда на катехизатора смотрят как на настоящего учителя, на которого они хотят быть похожими, которому они хотят подражать, но между катехизатором и оглашаемым должно быть в хорошем смысле дистанцирование – не духовное, не внутреннее, а касающееся каких-то внешних вещей. А с другой стороны, необходимое качество – стояние за человека, готовность бороться за него с этим миром. Когда он охлаждается, возгревать его, когда он отдаляется, приближать его, когда он хочет уйти в страну далече, остановить его «на автобусной остановке» и сказать, что этот автобус идет в никуда. И мне кажется (и я это вижу в своем пока еще небольшом опыте катехизации), что когда ты не сделаешь вот этого шага отстаивания человека, то ты собственно и не катехизатор тогда. Сочетание этого дистанцирования и борьбы до крови с миром сим, с собой, с какими-то внутренними противоречиями в человеке за человека – вот это и делает из учителя, педагога, православного наставника настоящего катехизатора, учителя церковного. Людмила Комиссарова Отзывчивость по отношению к людям, забота и сострадание. Светлана Чукавина Мне кажется очень важным, чтобы катехизатор полюбил своих оглашаемых. Маргарита Шилкина Любить оглашаемых надо, тогда все получится. Лидия Крошкина Любовь к ближним и верность этой любви. Ирина Елисеева Мне кажется, главное качество – уверенность, надежда на то, что Сам Бог, Сам Христос этих людей оглашает. Он дает им пищу и поэтому катехизатору не нужно что-то изобретать. У него на тот вопрос, который есть у оглашаемого, всегда будет ответ, могущий человека насытить и направить дальше в жизни вслед за Богом. Ольга Кузнецова Сострадание людям, которых он встречает, и желание, настрой сердца – помогать человеку обретать глубину веры и следовать за Христом твердо. Сейчас несколько человек из молодежи мне сказали, что хотели бы быть катехизаторами. Ваш совет? Не бояться быть помощником Христу в прорастании того семени, которое есть в сердце человека. Христос дает катехизатору все возможности и все дары, которые ему для этого необходимы. Но тот, кто хочет быть катехизатором, должен преодолеть страх, прежде чем на эту непростую почву ступить. Беседовала Анастасия Наконечная Кифа № 16 (218), декабрь 2016 года |