gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Прощание arrow Служить Богу сколько хватит сил. Исполнилось 40 дней после кончины протоиерея Леонида Кузьминова, духовного сына митр. Гурия (Егорова)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.02.2017 г.

Служить Богу сколько хватит сил

Исполнилось 40 дней со дня кончины протоиерея Леонида Кузьминова, духовного сына митр. Гурия (Егорова)

Image
о. Леонид Кузьминов справа
 

Уходит из жизни поколение священников 1930–40-х гг. рождения, духовными наставниками которых были подвижники и исповедники веры ХХ века, послужившие им примером и ориентиром на всю жизнь...

29 декабря 2016 года отошел ко Господу один из таких людей – митрофорный протоиерей Леонид Кузьминов.

С 1981 года и до своей кончины он был настоятелем храма свт. Николая на Преображенском кладбище в Москве.

Мы познакомились с о. Леонидом совсем недавно, когда он был уже тяжело болен. Все силы о. Леонид отдавал богослужению – говорил, что будет служить Богу, сколько хватит сил, что только богослужение и причастие дает ему силы...

Начало пути. Янги-Юль

Родился о. Леонид 18 апреля 1932 года в Янги-Юле, под Ташкентом.

В 1946 году в Ташкентской епархии началось активное восстановление церковной жизни. На Ташкентскую кафедру был назначен епископ Гурий (Егоров), направивший все силы на возобновление духовной жизни в епархии. По праву его называли «восстановителем церковной жизни». По всей епархии стали восстанавливаться и открываться храмы, собираться и регистрироваться приходские общины.

В Янги-Юль был назначен молодой священник Константин Былинкин. «Духовным человеком» назвал его о. Леонид. Вокруг о. Константина быстро сложилась большая приходская община, а вскоре на средства прихожан на месте молитвенного дома  был построен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Отец Леонид вспоминал: «На стадионе была сакля, там молились. И отец Константин решил дом купить. А продавал дом партийный человек, он в свое время работал с Лениным. Партийцы узнали, кому он дом продал, - топали на него ногами, чтобы вернул. Но было поздно, отец Константин уже получил право. Его назначили настоятелем весной, а к осени он уже купил дом. Плотников пригласил, в 1948 году на Татьянин день, 25 января, владыка Гурий уже храм освящал».

Духовные учителя

Леонид стал ходить в молитвенный дом, помогать о. Константину, будучи еще учеником старших классов школы.

В это время тяжело заболела его мама, врачи говорили, что болезнь неизлечима. В семье было ещё двое младших детей, отец умер. По просьбе матери Леонид пошел в храм поставить Богу свечку. Отец Константин сказал ему: "Если дашь обет служить Богу и Церкви всю свою жизнь, твоя мама выздоровеет".  Этот обет о. Леонид нес 70 лет, а его мать умерла только когда ей исполнилось 90 лет...

Леонид стал духовным сыном о. Константина. Он вспоминал, как в храм на литургию приезжал владыка Гурий (владыка считал необходимым регулярно служить литургию во всех храмах епархии):

– Владыка благословлял меня обычно книгу держать. Конечно, мне это было страшно, поджилки тряслись, я же мальчишка был, а стоял перед великим человеком. Моим первым духовником был о. Константин Былинкин, а затем духовным наставником стал владыка Гурий.

Отец Леонид назвал себя, как и других молодых священников, кто был с ним в то время, – Александра Хархарова (будущий владыка Михей), иеромонаха Иоанна (Вендланда), будущего митрополита, – воспитанниками владыки.

Связь о. Леонида с владыкой Гурием и его общиной была очень тесной. Огромное влияние на него оказал будущий митрополит Иоанн (Вендланд), в семье которого прошла часть жизни о. Леонида:

– С владыкой Иоанном мы прошли всю жизнь, хоронил я его... Мы дружили с ним по-настоящему, как братья, он позволил мне называть себя "дядей Костей", все знали, что это дядя Костя мой.

«Он был большой ученый, – рассказывал о владыке Иоанне о. Леонид, – На тех работах, которые он написал в свое время, несколько докторских сделали. Когда он в Переславль приезжал на каникулы, мы собирались к нему туда, и его друзья-академики приезжали: «Костя, что ж ты пошел в попы! Был бы, как мы, академиком!». Вот если вы не были в Переславле, поезжайте, там напротив храма стоит избушка, где жил в свое время митрополит Иоанн –  управляющий Северной и Южной Америкой1, – посмотрите, в какой сакле он жил...»

Начало священнического пути

По благословению владыки Гурия Леонид поступил в Московскую духовную семинарию, сразу на 2-й курс, в 1953 году, за два года, окончил ее и поступил в Ленинградскую духовную академию, завершив образование в 1961 году.

Способности Леонида к учебе проявились уже в школе; на выпускном вечере он был награжден грамотой как лучший ученик школы.

13 марта 1955 года Леонид Кузьминов был рукоположен в сан дьякона, через неделю – в сан пресвитера, и назначен в храм пророка Илии в г. Серпухов.

В Ташкентскую епархию о. Леонид больше не вернулся (только три раза приезжал в гости). Но примечательно, что все эти годы, более полувека, о. Леонид хранил дружбу со своими сверстниками и одноклассниками, не терял с ними связи...

Одна из одноклассниц о. Леонида, Евгения Васильевна, приехала в Москву в начале 2000-х и с 2008 года стала прихожанкой храма свт. Николая на Преображенском кладбище. До этого она не была церковным человеком и пришла в церковь через о. Леонида, после встречи с ним. «Мы всю жизнь были с о. Леонидом родными людьми», – сказала нам Евгения Васильевна. Она вспомнила, как первый раз увидела своего одноклассника Леонида в храме, когда пришли туда отпевать кого-то из родственников. И вдруг следом за настоятелем о. Константином вышел Леонид в облачении и с кадилом в руке... Сверстники Леонида не знали о том, что он верующий, и он попросил Евгению не говорить об этом в школе. Но его служение в церкви продолжалось, и через несколько лет всем стало известно о выбранном Леонидом пути.

Москва. Новодевичий монастырь

В 1956 году о. Леонид был переведен в Успенский храм Новодевичьего монастыря в Москве и нес там служение на протяжении 25 лет.

С 1974 по 1981 год, будучи уже протоиереем, являлся настоятелем храма.

Попав первый раз на литургию в Никольский храм на Преображенском кладбище, мы увидели, что перед причастием здесь звучит народное пение. Известно, что эта традиция характерна для Ташкентской епархии, куда она была привнесена из Александро-Невского братства – владыкой Гурием, архим. Серафимом (Суторихиным) и их сподвижниками.

– В свое время ведь у нас в Ташкенте поначалу-то более свободно было, даже крестный ход делали, а потом всё это как-то обрубили, особенно после того, как Хрущев занял пост... Пение было разрешено уже только внутри храма. Но у нас в Янги-Юле каждое воскресенье настоятель, который построил наш храм, отец Константин [Былинкин], Царство ему Божье, в воскресенье читал акафист, служил молебен, и потом ставили скамеечки, из Ташкента монахини приезжали, и наши собирались, и все пели. Пели разные-разные стишки:

Спит Сион и дремлет злоба,
Спит во гробе Царь царей.
...
Где святаго Иордана
как слеза вода чиста,
Где глаголы Иоанна
возвестили всем Христа,
Где прозрачно зеленеет
кипарисов точный  ряд,
Где два раза смоква зреет,
и меняет свой наряд...

По 2–3 часа пели. Службы у нас долгие были, субботняя служба начиналась в шесть, кончалась в пол-одиннадцатого. Владыка Гурий был тоже богомольный, и батюшки были все очень интересные. Даже владыка батюшек привозил Янги-Юль показать, что наш настоятель в эти трудные годы, в 1948 году храм построил... Много было интересного.

Но это было не только там. Когда я в Новодевичьем служил, на празднование Смоленской иконы (храмов было мало, и наш приход 35 км был, от Востряково до Кунцево) собирался народ, даже внизу стояли во дворе, и все пели, пока к иконе прикладывались. Часов 5–6 прикладывались, и всё поют, и поют, и поют. Московский народ очень певучий...

1960-е годы

С 1961 года о. Леонид являлся сотрудником Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). Много трудов нес о. Леонид на этой ниве. Об этом свидетельствуют его книги и публикации.

В Женеве он некоторое время находился вместе с протоиереем Виталием Боровым. Там же впервые познакомился с будущим патриархом Кириллом, в то время – священником.

Отец Леонид вспоминал о людях, дружба с которыми связывала его в те годы:

– 1960-е годы – это Евтушенко, Белла Ахмадулина – все друзья наши были. Много было интересного. Первым «полетел» у нас Саша Твардовский, он был редактором журнала «Новый мир» и опубликовал статью (юбилей был) «Преподобный Сергий и святитель Алексий Московский – основатели государственности на Руси».  Ему и дали «государственность», выгнали его, и то, что он написал прекрасные стихи военные, не спасло, выгнали в три шеи. То время интересное было. Многие помнили «первую» заповедь: «О не сказанном не пожалеешь». Веру свою многие скрывали. Лихачева Дмитрия Сергеевича, академика, в стихаре хоронили. Был еще Алексей Дмитриевич Попов, он был в ЦТСА (Центральный театр Советской Армии) тогда главным, а сын его, Андрей Алексеевич Попов, наш друг был, в Новодевичий ходил к нам.

Последнее место служения

Когда отец Леонид был переведен в Никольский храм на Преображенском кладбище, он стал изучать историю окрестностей бывшего села Преображенское. Свидетельство тому – тщательно собранный им альбом с фотографиями, картами, историческими справками. В альбоме, например, есть фотографии храма Преображения на Преображенской площади до его уничтожения в 1964 году. Здесь же собраны и фотографии Никольского храма, история которого столь необычна – ведь раньше он был старообрядческим, а затем был поделен на две части, одна из которых и по сей день принадлежит старообрядцам.

После такого разделения храмовое пространство уменьшилось, поэтому всем молящимся на литургии было очень хорошо видно и слышно все, что происходило в алтаре, когда отец Леонид предстоял на богослужении.

Отец Леонид Кузьминов был митрофорным протоиереем с правом служить литургию с отверстыми вратами до пения молитвы «Отче наш».

Он обращался к Богу молитвенно, благоговейно, лично, как к собеседнику, стоящему перед ним. Долго поминал всех, кто уже ушел из этой жизни, всех своих духовных учителей, всех подвижников веры. И мы понимали, что для него это реальность жизни – церковь одна – видимая и невидимая...

Каждый раз на литургии о. Леонид обращался к верующим со словом проповеди: «Все слова Евангелия удивительные, так как это прямое обращение Господа нашего к нам...».

Последний раз мы были на литургии в храме свт. Николая 13 ноября. В то воскресенье о. Леонид произнес одну из своих последних проповедей. Она обращена к сердцу каждого из нас.

Лк 8:26-39

Сегодня в Евангелии повествуется о том, как больной человек получил исцеление. Но, с другой стороны, непонятно –  вроде Господь делает милость, уменьшает страдание, а получается – причиняет людям всевозможные затраты. И настолько эти затраты исказили понимание гадаринцев, что, когда они пришли к Господу, они не заметили, что больной человек вдруг стал здоровым. И ясно показано, что их совершенно не интересовало здоровье человека, который постоянно им надоедал. Казалось бы, рады были, что он исцелился, так нет... Человеческая, попросту говоря, жадность возымела большую силу, и они даже отказались от Господа. Казалось бы, совершилось чудо, они должны были не просто поверить, но себя как-то к этому чуду приблизить и увидеть, что просто так оно не могло совершиться, значит, человек, который совершил это чудо, сам является великим, славным, т. е. Богом... И они просили, чтобы от них ушел этот человек, который приносит людям добро. А им, получилось, принес зло...

Они пасли свиней. А свиньи – это их материальный прибыток. По закону было запрещено разводить то, что не предписано Моисеем. Они нарушали закон. И когда Господь показал им, как нарушителям, чего они стоят и что из этого может получиться,  они возомнили себе: «Как так? У нас потери! Ну, подумаешь, человек исцелился... А вот то, что кошелек наш опустел – это самое главное!»

Сегодняшнее Евангелие дает нам возможность, призывает нас задуматься: мы ведь тоже не всегда получаем от Господа то, что нам нравится, не всегда бываем согласны с тем, что Он нам посылает. Бываем точно так же похожи на этих людей, которые возомнили себе, что их кошелек главнее, чем исцеленный человек, чем Обладатель чудес – Спаситель.

Спаситель рядом с ними присутствует. Они же не только не поблагодарили Его, не только не поклонились Ему, но даже попросили уйти от них. И мы так же очень часто в жизни Господа прогоняем, даже не задумываемся, а казалось бы – надо задуматься. К этому призывает нас Евангелие – обязательно задуматься над милостью Божьей, - для чего дается, кому она служит, кто может ей воспользоваться, и как Господа благодарить за то, что он дает нам и окружающим нас.

Храни вас всех Господь!

После литургии мы подошли под благословенье к о. Леониду:

– Рад вас видеть. Помолились с нами. Это большое дело, когда мы можем молиться вместе... И друг за друга... Пожалуйста, навещайте нас.  Главное, Богу помолитесь там, где вы будете. Богу помолитесь за меня, потому что только молитва, только молитва меня спасет, больше ничего. С Богом! Так что молитесь.

Это были последние слова о. Леонида, обращенные к нам...

Вечная память новопреставленному протоиерею Леониду!

Ольга Борисова, Анна Дмитренко
Благодарим за помощь Елену Глущенко
Фото из архива о. Леонида Кузьминова

-------------

1 В 1962-1963 гг. владыка Иоанн (Вендланд) был архиепископом Алеутским и Североамериканским, Экзархом Северной и Южной Америки.

Справка (Источник)

Кузьминов Леонид Матвеевич (1932–2016) – митрофорный протоиерей; на протяжении последних 35 лет, с 1981 г. был настоятелем храма свт. Николая на Преображенском кладбище в Москве. Также являлся председателем Совета православных церковных приходов Преображенского монастыря.

В 1953 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1961 г. – Ленинградскую духовную академию.

13 марта 1955 г. рукоположен в сан дьякона, 20 марта 1955 г. – в сан пресвитера, и назначен служить в храме пророка Илии г. Серпухов.

В декабре 1956 г. переведен в Успенский храм Новодевичьего монастыря в Москве, где прослужил 25 лет; с 1974 по 1981 г. в должности настоятеля. В 1965 г. возведен в чин протоиерея.

В 1961 г. стал сотрудником Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). Участвовал в деятельности Издательского совета РПЦ. 

1981 г. назначен настоятелем храма свт. Николая на Преображенском кладбище в Москве. В том же году награжден правом ношения митры.

С 1993 по 2016 г. являлся и/о. настоятеля Патриаршего подворья при храме Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье. За 23 года о. Леонид полностью восстановил храм, наладил регулярные богослужения.1 августа 2016 г. освобожден от этой должности с выражением благодарности за понесенные труды по воссозданию, благоукрашению и становлению литургической жизни храма.

Скончался 29 декабря 2016 г. после продолжительной болезни. Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы.

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!