gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Кишинев arrow «Любой православный христианин, если он живет по Евангелию, в какой-то мере уподобляется апостолам». Интервью с архимандритом Паисием (Чеканом)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
27.01.2017 г.

«Любой православный христианин, если он живет по Евангелию, в какой-то мере уподобляется апостолам»

Интервью с архимандритом Паисием (Чеканом), настоятелем Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря

Image 

Отец Паисий, скажите, пожалуйста, есть ли сегодня, на Ваш взгляд, необходимость возвращения к святоотеческому богословию? Насколько церковные люди готовы его воспринять?

В первую очередь, конечно, пастыри и священнослужители должны понимать его суть. Вспомним слова одного из учителей Церкви: «Истинный тот богослов, который истинно молится». Пастыри в Православной Церкви призваны быть молитвенниками, чтобы они правильно, истинно, искренне верили и молились, и, таким образом, были наставниками для своей паствы. Если священник будет усердно молиться, это поможет ему в своем поведении, в наставлениях, в вере уподобляться истинному Пастырю, и он будет примером для своей паствы. Мы все должны, как знаем из Евангелия, быть «солью земли и светом миру» (Мф 5:13-16). Мы должны молиться и быть богословами именно в этом смысле в первую очередь.

Можно, конечно, говорить красиво о Боге, о Церкви, о вере, не живя этой жизнью. Это будет ложным, внешним показателем. Слова должны всегда исходить из сердца, из души, а если не будет этого, люди нас просто не услышат. Поэтому мы сами должны жить по вере и находиться в лоне Православной Церкви. Церковь – это собрание верующих людей, и глава Церкви есть Христос. В Церкви Он оставил нам таинства, без которых мы не сможем войти в Царствие Небесное – слава Спасителю нашему и Господу! Поэтому, находясь в лоне Православной Церкви, живя и поступая по Евангелию, выполняя требования Церкви, мы будем на правильном пути. Так мы все в какой-то мере будем являться и сможем назвать себя богословами и апостолами. Не только священники, но и любой православный христианин, если он живет по Евангелию, – а он должен так жить! – в какой-то мере уподобляется апостолам. Евангелие – это учение нашего Господа, а мы – Его последователи и дети в Церкви Православной. Насколько возможно любому человеку, он должен быть проповедником Слова Спасителя – Благовестия, Евангелия.

Мы призваны уподобляться апостолам, стать равными апостолам – и это очень важно – в проявлении нашей веры. В первую очередь важна вера, а потом уже – наши дела, поведение, все то, что исходит от любого православного человека, конечно, не говоря уже о священнослужителях. Вот поэтому в том, что наши предшественники оставили нам такое неоценимое сокровище, святоотеческое наследие, мы полностью усматриваем промысел Божий.

Image
Преподобный Паисий Величковский

А в чем, на Ваш взгляд, актуальность наследия прп. Паисия?

Преподобный Паисий Величковский – мой личный покровитель и покровитель нашей святой обители: наш монастырь основали его ученики, и, конечно, их традиции перешли и к нам. Господь воздвигал и поставлял таких людей, чтобы не пришло совсем в упадок монашество, как это было в XVIII веке. Этот человек искал с детства: был и в братском монастыре под Киевом, потом, услышав о старце в Молдовлахии, туда пошел, потом перебрался на Афон. Искал там духовных людей и даже на Афоне не смог найти таких. Уповая на волю, на промысел Божий, он стал сам изучать святых отцов. Изучил, насколько это было возможно, греческий язык, и начал искать книги. В первую очередь он начал переводить «Добротолюбие». Что касается его наставничества, старчества, то он его избегал. Преподобный Паисий долгое время не хотел принимать своего ближайшего ученика. Говорил: «пусть он возле меня побудет, вместе будем помогать друг другу». Здесь есть очень важный момент – он не надеялся на свои силы, на свой разум, он искал. И то, что искал, он обрел в творениях святых отцов. Господь так промыслил о прп. Паисии Величковском, чтобы он вернулся обратно в Молдову. К тому времени у него было уже много учеников – за 17 лет пребывания на Афоне около него собралось 64 человека. Они увидели в нем истинного пастыря, ревнителя, наставника.

Все мы нуждаемся в пастырстве, потому что человек – это немощное существо. Только Господь совершенный и безгрешный. А все мы нуждаемся, конечно, в поддержке, в помощи, и в первую очередь в том, что касается нашей духовной жизни. Поэтому мы и собираемся на такие конференции, как нынешние Паисиевские чтения. Видно, как люди готовятся и усиленно работают над докладами, как все пропускают через себя. Чувствуется, что они являются православными людьми. По-другому и нельзя, потому что от избытка сердца глаголют уста. Все эти темы пропущены через их душу и очень актуальны: Церковь жива, и святоотеческое богословие не может устареть. Понятно, что все мы немощные, но то, что мы вспоминаем древних отцов, наших предшественников – это очень хорошо.

В любом периоде истории, в разные столетия были самые разные проблемы. Наш долг как православных людей, христиан, самим жить жизнью церковной, истинной, православной. И не на словах, не ради галочки, не ради буквы, а именно так, как учит нас Господь – по Евангелию. Живя по Евангелию, человек спасает и себя, и людей вокруг себя. Очень важно быть на своем месте и спасать тех, с кем мы общаемся, с кем мы живем, потому что – и это я еще раз повторю – мы должны быть примером для окружающих нас, образцом.

О. Паисий, как Вы думаете, насколько Паисиевское наследие, о которым Вы говорили, может быть воспринято?

Это зависит от самого человека, от его внутренней подготовки, от его жизни в церкви. То, что мы унаследовали от наших предшественников, – это то, чем они жили с первых веков и по сей день, поэтому оно не может устареть. Христос вчера и сегодня и вовеки – тот же. Поэтому в любом столетии, в том числе и в наш технический век, православные люди должны почерпнуть даже из тех новшеств, что появляются, то, что полезно для души. Любая вещь может стать, если относиться к ней с пристрастием, предметом идолопоклонства. Мобильный телефон мы вынуждены использовать для общения, а если – не дай, Господь! – смотреть в нем всякое, тогда будет вред и для души, и для плоти. Все зависит от самого человека.

Все зависит от целей?

Конечно. Во все времена будут свои искушения и испытания. Враг человеческий не дремлет, он ставит препоны. На все воля Божья, а мы же должны идти по вере, через терпение, смирение, нести ее через свои подвиги. С молитвой. Без молитвы – никак.

Беседовала: Светлана Избаш

Впервые опубликовано: Материалы IV Международной богословско-практической конференции «Паисиевские чтения»: Возвращение святоотеческой традиции богословия в жизни и трудах преподобного Паисия Величковского. 23–25 октября 2015. Молдова. – Кишинев: Православное братство во имя прп. Паисия Величковского, 2016. С. 137–140.

Кифа № 15 (217), декабрь 2016 года

Ещё публикации выпуска «Регионы. Кишинев»:

От составителей

Жизнь как проповедь. Отец Василий Кулеш прожил большую, трудную и благословенную жизнь...

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!