«Через просвещение и личный труд можно найти путь к пониманию произошедшей с Россией беды» Из редакционной почты Новомученики и исповедники Российские Хотелось бы остановиться на вопросе, почему сейчас люди не молятся современным святым, новомученикам. Насколько мне удалось понять из собственного молитвенного опыта, новомученики – как живые люди (таким живым, например, стал для меня протоиерей Александр Мень), их помощь и пример – в собственном (моём) действии, поступке. Это скорее – близкие друзья, которых стыдно подвести и общением с которыми дорожишь. Прежние же святые подобны таким большим световым фигурам, изливающим благодатный свет на всех и на вся. Как такие храмы, где быть хорошо, но вечно пребывать не получается. Таким образом, молитвенное общение с новомучениками предполагает, что человек находится в одном времени с ними, «в одной ситуации». И тут вопрос: достаточно ли хорошо и правильно осознано людьми то, что произошло в ХХ веке с Россией? Насколько люди чувствуют свою причастность к произошедшему? Коснулись ли их семьи или их самих репрессии, притеснения (и так сказать, по какую сторону), или опыт жизни во враждебной среде (в коммуналке, например), или просто развито чувство сопереживания... Много ли таких, осознавших? В начале 90-х казалось, что процесс отторжения страны от тоталитарного государства затронет всё общество, но... не получилось, не удаётся пока сломать кощееву иглу... Так ли уж много, например, приходит в День памяти жертв политрепрессий к Соловецкому камню – или в основном только сами оставшиеся в живых страдальцы и их потомки и близкие? К слову, спасибо музею Ахматовой за поминальные чтения в этот день у Камня, и спасибо Преображенскому братству за организацию поминальных служб и книжных столов. Видимо, вот так – с Божьей помощью, через просвещение и личный труд можно найти путь к пониманию произошедшей с Россией беды и с тем, что же делать теперь, сейчас. (Распространится ли такое понимание на всё общество и произойдут ли изменения на государственном уровне – гадать не берусь, надеяться – хотелось бы...) И видимо, нельзя забывать напутствия, данного в одном из стихотворений Даниила Андреева: Кто заветные нити Сохранил от врага – Наклонитесь! падите! Поцелуйте снега, В лоне отчего бора Помолитесь Христу, Завершайте Узоры По святому холсту. (1950 г.) То есть, не только обличение, но и – созидание. С уважением, Людмила Багрянская, праправнучка Елизаветы Богоявленской, сестры Василия Богоявленского (митрополита Киевского и Галицкого Владимира, новомученика) ----------------- Митрополит Владимир (Богоявленский) (1848–1918) последовательно занимал Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую кафедры. Выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры и переводу в Киев. 23–24 января 1918 года красные овладели Печерском. Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской лавре, пришли пять вооружённых солдат, забрали его из покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого вывели его из Лавры и зверски убили между валов Старой Печерской крепости. Свидетелями произошедшего были личные келейники, прислужники, секретарь митрополита и даже несколько высокопоставленных священнослужителей, в том числе прежний наместник Амвросий, епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии и епископ Фёдор (Лебедев). Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. На теле убитого было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран. Кифа № 15 (217), декабрь 2016 года |